![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Понятие о плавучести и посадке
Плавающее судно должно обладать рядом мореходных качеств, в понятие которых входят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, качка и прочность.
Плавучестью называется способность судна поддерживать вертикальное равновесие относительно поверхности воды при заданной нагрузке (количестве грузов). На плавающее на поверхности воды судно действуют две системы противоположно направленных сил: силы тяжести судна и Архимедовы силы – силы поддержания. Посадкой называется положение судна относительно поверхности воды. Судно, как твердое тело, имеет 3 степени свободы относительно поверхности (плоскости) воды, поэтому его посадку должны определять 3 параметра. Обычно используются следующие варианты параметров: а) осадка носом: (Тн), осадка кормой (Тк) и угол крена (q) (осадка носом – заглубление носа, осадка кормой - заглубление кормы, угол крена– угол наклонения судна в поперечной плоскости); б) осадка на миделе (Тм), угол крена (q), угол дифферента (y) или дифферент (d = Тн – Тк) (угол дифферента – угол наклонения судна в продольной плоскости). Дифферент на нос и крен на правый борт считают положительными. Варианты посадки судна: а) судно с креном и дифферентом (q ≠ 0, y ≠ 0); б) судно сидит прямо и на ровный киль (q = 0, y = 0); в) судно сидит прямо, но с дифферентом (q = 0, y ≠ 0); г) судно сидит на ровный киль, но с креном (q ≠ 0, y = 0). Осадки судна определяют по маркам осадок, которые наносят на правом и левом бортах судна в носу, корме и на миделе, как можно ближе к перпендикулярам и миделю судна соответственно (рис.4.3.).
Рис.4.3. Марки углубления. Необходимым и достаточным условием равновесия судна на поверхности воды, имеющего дифферент, является равенство сил тяжести и сил поддержания, а также когда центр тяжести и центр величины окажутся на одной вертикали, рис.4.4. Рис.4.4. Силы действующие на судно Понятие об остойчивости судна Остойчивостью называется способность судна сопротивляться воздействию внешнего кренящего момента и возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия момента, вызвавшего наклонение. Понятие остойчивости связывается с действием на судно только моментов (пар сил) и, следовательно, равнообъемными наклонениями - наклонениями, при которых не меняется объем подводной части судна. Если кренящий момент, приложенный к судну, возрастает постепенно и не вызывает угловых ускорений и, следовательно, и сил инерции, то при рассмотрении равновесия судна можно пользоваться условиями статического равновесия. Остойчивость при таких наклонениях называется статической. В зависимости от того, какие наклонения рассматриваются, различают поперечную и продольную остойчивость. В зависимости от величины угла крена поперечную остойчивость разделяют на остойчивость при малых углах наклонения или начальную остойчивость, и остойчивость на больших углах крена.
![]() |