![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этап. Капиталистическая промышленность
В начале XIX в. из ярославских городов на внутренний и внешний рынки вывозились разнообразные товары. Но в целом, экономика имела еще черты патриархальности. Сельское хозяйство Ярославской губернии отличалось натуральностью и крайне низкой товарностью. Естественная природная специфика территории прямо воздействовала на аграрную деятельность. Рост отходничества среди крестьян в конце XIX – начале XX вв. связан с несколькими причинами: увеличение численности населения, ограничения размеров участков земли, находящихся в крестьянском пользовании, низкий уровень жизни сельского населения и зависимость сельскохозяйственного труда от внешних условий, транспортная доступность двух российских столиц, в экономике того времени наблюдался экономический подъем В событие для губернии превратилось строительство железных дорог. Первые железные дороги на территории губернии начали создаваться в 60-е гг. XIX в. Хронология железнодорожного строительства свидетельствует о заинтересованности властей в развитии этого вида транспорта и о его важной роли в объединении районовогромной страны По степени концентрации промышленности Ярославская губерния на начало XX в. относилась к ведущим регионам в Центре страны. Более 30% предприятий относились к числу крупных. На начало XX в. текстильные и пищевкусовые предприятия совместно давали более 80% всей промышленной продукции губернии.(рис. 66).
Текстильная 44,0 Пищевкусовая 40,3 Обработка химических веществ 6,8 Обработка металлов и древесины 6,0 Другие производства 2,9
Рис.66. Доля в суммарном производстве Ярославской губернии отдельных отраслей промышленности в 1913 г. (в %)
Среди предприятий других отраслей отметим нефтеперерабатывающий завод, основанный в 1897 г. в сельце Константиново Романов-Борисоглебского уезда товариществом «В.И. Рагозин и К°». Он организован по инициативе выдающегося русского химика Д.И. Менделеева. В селе Песочное Романово-Борисоглебского уезда работала фарфоро-фаянсовая фабрика. Территория Верхневолжья оказалась в составе Центральной России – развитого ареала обрабатывающей промышленности. Период с начала XX в. и до первой мировой войны назывался «золотым веком» российской промышленности (но с высокой монополизацией производства). На берега Волги интенсивно проникал иностранный капитал. При бельгийском участии строился трамвай в Ярославле. «Товарищество братьев Нобель» владело нефтяными резервуарами в Ярославле и Рыбинске. Этап. Советский период. Советское время известно быстрыми темпами промышленного строительства. Чрезмерный рост, развитие, увеличение удельного веса в структуре экономики отраслей тяжелой промышленности (топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической отраслей) было следствием сталинского проекта индустриализации хозяйства, стремления превратить отсталую, аграрную страну в современную промышленную державу. Быстрыми темпами строились промышленные предприятия, которые впоследствии стали основой экономического фундамента области. Вместе с тем следует учитывать, что отечественная промышленность строилась в условиях изоляции от других стран Так, были преобразованы из небольших дореволюционных производств или создавались на новом месте в 30-е гг. фабрика кордной ткани, заводы: шинный и синтетического каучука в Ярославле, Переславль-Залесская фабрика кинопленки. Рыбинские предприятия – моторостроительный завод и судоверфь, ярославские - полиграфический комбинат, завод резинотехнических изделий, нефтеперерабатывающий завод, сажевый завод вступили в строй в последующие годы и десятилетия. Ярославль по праву относится к пионерам отечественного автомобилестроения. Первый грузовой автомобиль на автомобильном заводе выпустили в 1925 г. Для их успешной деятельности требовалось значительное количество электроэнергии, что в свою очередь стимулировало создание ряда тепловых и гидравлических электростанций. Строились Ярославская ГРЭС (на основе Ляпинских торфоразработок под Ярославлем). Позднее создавалить теплоэлектроцентрали. Тепловая энергетика первоначально использовала главным образом торф. В военное время дали ток Рыбинская и Угличская гидравлические электростанции на Волге. В середине XX – го в. на долю предприятий тяжелой промышленности приходилось 75 % производства промышленной продукции области. Ускоренный перевод аграрной экономики на индустриальные «рельсы» потребовал привлечения в массовом масштабе рабочих рук. Единственным резервом получения трудоспособного населения стала сельская местность. Областные власти, следуя указаниям из Москвы, всячески стремились к ежегодному росту объемов производства и увеличению показателей экономической и социальной деятельности, не всегда основываясь на объективных предпосылках. Экономика стала развиваться по типично экстенсивному сценарию, всячески игнорируя возможности интенсивного пути.
Промышленность области в структурном отношении представляла в 1970 г. следующую картину (рис. 67).
Легкая промышленность 20,8 Пищевая 13,8 Топливная 7,3 Лесная и деревообрабатывающая 2,3 Производство электроэнергии 2,2 Производство строительных материалов 2,0 Прочие отрасли 23,9
Рис.67. Отраслевая структура промышленности Ярославской области в 1970 г. (в %)
Исходя из логики эволюции экономики, в 60-70-е гг. XX в. следовало всесторонне развивать, опираясь на отрасли тяжелой промышленности, производство товаров народного потребления (что происходило в других странах «новой индустриализации»). Этого не было сделано. Специализация промышленности усилилась. Экономика перестала воспринимать новые тенденции и направления, не происходило замены устаревшего оборудования. Стремление к выполнению количественных показателей приводило к игнорированию качественных параметров изделий. В аграрном секторе, начиная с 40-х и до конца 90-х гг. прошлого века происходило неуклонное сокращение посевных площадей зерновых и технических сельскохозяйственных культур. Наблюдалось уменьшение сборов продукции растениеводства. На уровне первых послевоенных лет в конце века оказалось поголовье продуктивного скота. Все указанные причины привели к кризисным явлениям, принявшим системный характер в конце 80-х – начале 90-х гг
Вопросы и задания 1. Назовите исходные положения для выявления этапов экономики области. 2. Сформулируйте основные черты хозяйства региона в XII- XVI вв. 3. Объясните преобладание торговой деятельности в XVI- XVII вв. 4. Почему мануфактурное производство стало преобладать в XVIII в.? 5. Назовите основные черты капиталистической промышленности. 6. Каким образом повлияло на развитие края строительство железных дорог? 7. Какие ведущие предприятия были построены в области в советское время?
![]() |