![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Структурные особенности экономики области. Отрасли рыночной специализации промышленности региона
Сегодня экономика Ярославской области приблизилась к полноценным рыночным параметрам. Регион по уровню индустриального развития занимает ведущие позиции в Центральном федеральном округе. Отметим, что по валовому региональному продукту на душу населения (валовой региональный продукт – обобщающий показатель экономической деятельности. Выражает совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров, услуг), произведенную в течение года в пределах региона, в рыночных ценах с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам) Ярославия находится на пятом месте в Центральном федеральном округе (и на средних позициях в России), уступая только Москве, Московской, Липецкой и Воронежской областям, впрочем, не слишком отдаляясь от остальных областей российского Центра и Центрального Черноземья (рис.68) Среди 83 регионов России по «экономическому весу» область расположена в середине, а по социальному самочувствию – впереди многих субъектов федерации. Несмотря на определенную дотационность областного бюджета (это связано с новыми методиками расчетов), область отличается стабильностью социально-экономических позиций. Регионы- лидеры
Регионы – аутсайдеры
Рис.68. Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по валовому региональному продукту в Центральном федеральном округе (2005 г.).
Ярославский край по праву может гордиться первым в мире, полученным промышленным способом синтетическим каучуком, первой выпущенной в стране кордной тканью, первым отечественным дизельным мотором для большегрузных автомобилей, первой отечественной печатной машиной и многими другими индустриальными достижениями. В результате постепенной эволюции, экономическую жизнь Ярославского края стали определять многопрофильная, относительно сложная и трудоёмкая промышленность, сфера услуг и агропромышленный комплекс. В промышленном развитии региона главное место принадлежит тяжёлой индустрии (70% объёма производства). Свыше 2900 промышленных предприятий, действующих на территории области, производят разнообразную продукцию достаточно широкого ассортимента, для потребления на внутреннем и внешнем рынках. Тем не менее, только около 300 из них формируют общую экономическую картину. Причем постепенно произошла концентрация ведущих предприятий в крупных и крупнейших промышленных центрах области. Экономика области в отраслях рыночной специализации ориентируется на разнообразные обрабатывающие отрасли промышленности. Хотя наша область имеет менее 1% населения России и расположена на 0,2% её территории, она производит более 1% объёма промышленной продукции России. Вклад региона в сельское хозяйство страны значительно скромнее, чем доля в промышленном производстве. Валовая совокупная продукция растениеводства (земледелия) и животноводства в целом менее 1% от общероссийского уровня. В Ярославии удельный вес отраслей, производящих товары, преобладает над отраслями, предоставляющими услуги. В указанном отношении наш край в целом придерживается общероссийских реалий. Иная ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, где велико количество фирм, работающих в сфере услуг и существенна их доля в экономике региона. Экономика Ярославского региона относится к индустриальному типу с ярко выраженным сектором услуг. По отраслевой структуре производства промышленной продукции Ярославский край выглядит относительно сбалансировано и в целом соответствует тенденциям Центральной России. В его экономике не наблюдается резкого доминирования отдельных отраслей (такое явление, к примеру, присуще Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам, где топливная отрасль в отраслевой структуре занимает более 80%, или в республике Саха (Якутия), цветная металлургия «весит» около 70%). Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг стали «становым хребтом» экономики Москвы. Среди «локомотивов» двигающих экономику нашего края вперёд, следует выделить машиностроение и металлообработку, химию и нефтехимию, пищевую и мукомольно-крупяную отрасли (табл. 24.). Таблица 24 Отраслевая структура производства промышленной продукции Ярославской области в конце ХХ в. – начале ХХI в. (по стоимости продукции, в %)
Сложившаяся в конце XX в. - начале XXI в. ситуация в экономике региона свидетельствует о стабильности внутриотраслевой структуры. Один из индикаторов устойчивого развития – отраслевая структура валового регионального продукта области (рис.69).
Ярославская область Россия
Рис.69. Современная отраслевая структура производства валового регионального продукта (на примере Ярославской области и России) по состоянию на 2005 г. Сверху вниз расположены сектора, группы отраслей и производств – сельское хозяйство и рыболовство; промышленность; строительство; транспорт и связь; торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг; отрасли, оказывающие нерыночные услуги; другие отрасли.
Тенденции изменения отраслевого состава выявили определённое увеличение доли машиностроения и металлообработки, которые сумели адаптироваться к рыночным условиям и найти рынки сбыта продукции (в основном в России и странах СНГ). Однако, продукция ярославского машиностроения в основном достаточно рядовая, ординарная по технологическим и потребительским характеристикам. Но из этого правила есть исключения. Среди них – высокотехнологичное производство НПО «Сатурн» («Рыбинские моторы»). Эта фирма – пример «точки роста» региональной экономики. Впрочем, основной «вес» в формировании бюджета региона принадлежит топливной, нефтехимической отраслям и пищевой промышленности. Причины: велики объемы производимой продукции и высокая добавленная стоимость товаров. Несовременная структура экономики области связана с тем, что ведущие предприятия были построены в начале и средине прошлого века. Новых производств мало и пока они не способны изменить общую картину. Среди таких фирм назовем: ОАО «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР») - признанного отечественного лидера по изготовлению накладок для тормозов, прокладочно-уплотнительных материалов для широкого спектра автомобильной техники. Есть производство CD и DVD дисков с немецким участием в Ярославле. Несколько повысилось значение отраслей лесного комплекса. Значительно уменьшилась доля топливной промышленности. Менее заметным оказалось сокращение в электроэнергетике и лёгкой промышленности. В целом хозяйство Ярославской области представляет собой многоотраслевую систему, отдельные части которой взаимосвязаны, взаимозависимы и, так или иначе, тяготеют к местам своей территориальной концентрации. Среди самых заметных отдельных частей экономической системы области необходимо указать на три крупных хозяйственных подразделения, выделенных по их роли и площади, охваченной поставками готовой продукции: 1. Международный: объединяет нефтехимию, автомобилестроение, точное и оптико-механическое машиностроение. 2. Российский межрайонный включает: авиационное и полиграфическое машиностроение, полиграфическую промышленность, производство резинотехнических изделий и шин, лаков, красок и эмалей, пивоварение, тонкую химию (фотохимию), транспорт. 3. Областной и Верхневолжский региональный аккумулирует электроэнергетику, приборостроение, связь, лесную промышленность, строительную индустрию, отрасли пищевой промышленности (кроме пивоварения), лёгкую промышленность. Соответственно, каждое подразделение работает на свой «сегмент» рынка, будь то широкие просторы международных или российских территорий, или призвано обслуживать потребности преимущественно своего региона. Однако не все предприятия в промышленном комплексе области находятся в «работоспособном» состоянии. За последние несколько лет по разным причинам закрылись известные предприятия – заводы «Холодмаш» и «Синтетического каучука», мукомольный № 1, «Русьхлеб» в Ярославле, часовая фирма «Чайка» в Угличе, спичечная фабрика «Маяк», завод «Магма» в Рыбинске и некоторые другие.
Вопросы и задания 1. Оцените место и роль Ярославской области в экономике России и Центрального федерального округа. 2. Назовите основные структурные изменения, произошедшие в экономике области, произошедшие в период с 1998 г. 3. Определите отличия отраслевой структуры валового регионального продукта Ярославской области от Москвы, Вологодской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. 4. Назовите примеры предприятий международного, российского межрайонного и областного (Верхневолжского) хозяйственных подразделений региона.
Машиностроение Машиностроительный комплекс считается самым сложным структурным подразделением экономики Ярославской области. Это самая многопрофильная группа среди отраслей промышленности нашего региона, в состав которой входит несколько отдельных отраслей и много вспомогательных производств. На предприятиях отрасли занята почти половина от численности всего промышленно – производственного персонала региона. Сердцевина всего комплекса - машиностроение. Наряду с основным производством, в машиностроительный комплекс обычно включают металлообработку. К металлообработке обычно относят производство металлических изделий и конструкций. Важная часть комплекса – ремонт машин и оборудования. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что машиностроительные предприятия области изначально строились для удовлетворения внутренних потребностей экономики советского государства. Таким образом, постепенно сформировался мощный производственный комплекс (промышленный узел) взаимозависимых и технологически взаимосвязанных предприятий, подчиненный изготовлению конечных изделий – автомобилей, самолетов и других транспортных средств. Машиностроение играет исключительно важную роль в отраслевой структуре промышленности нашей области, занимая в ее составе первое место (как и в России в целом и большинстве стран СНГ). Но масштабы ярославского машиностроения определено выглядят скромнее, в сравнении с ведущими регионами России (Москва и Московская обл., Самарская, Пермская, Свердловская обл.), однако они значительнее показателей соседних регионов - Костромской и Ивановской обл. К числу специфических особенностей машиностроительного комплекса области следует отнести: · В целом машиностроение при размещении предприятий меньше подвергается (в сравнении с другими отраслями хозяйства) влиянию природных условий и ресурсов; · Повсеместность и высокая степень свободы в размещении предприятий; · Наличие разнообразной номенклатуры производимой продукции при ограниченном наборе отраслей; · На машиностроительных предприятиях наряду с выпуском основной (традиционной) продукции широко распространен выпуск сопутствующей и дополнительной продукции. · Монополизм (или олигополия), выраженные в сосредоточении производства определенной продукции на одном или двух предприятиях страны. К примеру, Рыбинская фирма «Раскат» – монополист в России по выпуску дорожных катков, а Ярославский завод металлоконструкций – опорных частей мостов. · Наличие технологической и подетальной специализации, при слабом развитии предметной (фирмы области выпускают преимущественно отдельные узлы, детали, комплектующие) · Происходит консолидация (объединение), образование вертикально интегрированных корпоративных структур - финансово-промышленных групп, научно-производственных объединений. Объединение позволяет получать заказы и иметь преимущества в конкурентной борьбе. Один из примеров – оборонные предприятия области: ОАО «Ярославский судостроительный завод», судостроительное ОАО «Вымпел», ОАО «Ярославский радиозаваод», ГУП «Рыбинский завод приборостроения»; · В значительной степени устарела материально-техническая база подавляющего большинства машиностроительных предприятий.
Традиционная структура машиностроения окончательно сформировалась во второй половине XX в. В отраслевой структуре нашего региона преобладают общее машиностроение, среднее машиностроение, транспортное машиностроение (возможны другие классификации отраслей). На просторах области получили развитие моторостроение и дизелестроение, судостроение и судоремонт, электромашиностроение и производство кабеля, приборостроение, оптико-механическое и часовое производство, изготовление строительно-дорожной техники, производство различного оборудования для промышленности, станкостроение и инструментальные отрасли. Отметим размещение основных групп и отдельных отраслей машиностроения по территории области и кратко остановимся на характеристиках ведущих предприятий комплекса. Общее машиностроение. В Ярославии получили значительное распространение выпуск производственного оборудования, дорожно-строительного оборудования, насосов, полиграфического оборудования, станков и ряда других изделий. ОАО «Полиграфмаш» в Рыбинске – единственный в стране производитель полиграфических машин. Несмотря на трудности, завод продолжает изготовление полиграфических машин для цветной печати. Россия располагает сегодня тысячами типографий, и почти все они в разной степени нуждаются в замене или модернизации оборудования. Изделия фирмы вполне конкурентноспособны на внутреннем и внешнем рынке и доступны по цене. Продукция реализуется во все регионы Российской Федерации и страны СНГ. В сельской местности области существуют относительно небольшие машиностроительные предприятия, предназначенные для удовлетворения спроса местного населения на повседневные товары. В качестве иллюстрации к сказанному, приведем Бурмакинский завод металлоизделий, который находится в с. Бурмакино Некрасовского муниципального района. С помощью иностранных инвестиций развивается производство строительной и дорожной техники. Важный инвестиционный проект – строительство японской компанией «Комацу» в Ярославском районе завода по сборке экскаваторов и вилочных погрузчиков. В составе среднего машиностроения объединяются электроника и электротехника, изготовление точных изделий, приборостроение. Среди электротехнических и электронных предприятий, ориентированных на квалифицированные трудовые ресурсы и изготовление оборонных заказов, в области действуют электромашиностроительный завод, радиозавод (оба - в Ярославле) и кабельный завод в Рыбинске. Восстановил объемы производства продукции ОАО Ярославский радиозавод. Предприятие выпускает наукоемкую продукцию стратегического назначения - спутниковые системы, аварийно-спасательные буи, радиостанции для вооруженных сил. ОАО «Ярославский электромашиностроительный завод «Элдин» известен в области, России и за рубежом производством разнообразных электродвигателей переменного тока. В Угличе к уверенно и стабильно работающим предприятиям относится завод «Мера». Его продукция - точные электронные весы. Их завод поставляет для «Почты России» и заказчикам из стран СНГ. В транспортном машиностроении, ориентированном на внутренний и внешний рынки, область выступает в качестве изготовителя автомобильных и авиационных двигателей, судов, автобусов, снегоходов и других изделий. Автомобилестроение было и остается в Ярославле одной из ведущих отраслей промышленности. ОАО «Автодизель» известно Ярославским моторным заводом. Отмеченное предприятие – крупнейший завод в России. Он занимается разработкой и производством мощных дизельных моторов многоцелевого назначения (для большегрузных автомобилей, автобусов, тракторов и другой крупногабаритной транспортной техники).
Рис. Ярославский моторный завод
ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» – смежник моторного завода. Он известен в качестве ведущего изготовителя топливоподающих систем для дизельных двигателей в СНГ. Новые топливные насосы, разработанные конструкторами завода, позволили предприятиям-смежникам сделать свои изделия в соответствии с международными стандартами. Среди крупнейших фирм - ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры». Сегодня ведущее направление деятельности предприятия – производство топливной аппаратуры для Ярославского моторного завода. Топливные системы, выпускаемые предприятием, полностью соответствуют международным требованиям по защите окружающей среды. Второе стратегическое направление деятельности предприятия заключается в производстве комплектующих для заводов, изготавливающих легковые автомобили. На выпуске дорожно-строительной техники специализируется стабильно работающее ОАО «Угличмаш» в Угличе. Здесь наращивается выпуск автомобильных кранов, полуприцепов. В отрасли наблюдаются объединительные процессы. В автомобильный конгломерат «Группа «ГАЗ» (где управляющая компания «РусПромАвто») вошли ОАО «Автодизель», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры». Именно они работают над созданием двигателей и автомобильных узлов с параметрами Евро-3 и Евро-4. Ярославские предприятия «Группы «ГАЗ» участвуют в деятельности российско-белорусской программы развития дизельного автомобилестроения. «Группа «ГАЗ» построит в Ярославле новый завод по производству двигателей ЯМЗ. Начиная с 2012 г. предприятие, обладающее передовыми технологиями, начнет выпускать около 100 тыс. двигателей в год. Именно высокая культура производства в области продукции машиностроения (наряду с другими причинами) обеспечила строительство такого завода. Наличие необходимых условий в Ярославле для изготовления крупногабаритных автомобилей привело к появлению крупноблочной сборки пассажирских автобусов, а также восстановлению троллейбусов и трамваев на федеральном государственном унитарном предприятии 81-я Центральная инженерная база областного центра. ОАО «Рыбинские моторы» – ведущее в России предприятие машиностроительного комплекса авиационного профиля. Это крупный промышленный комплекс с серьезным производственным и научно-техническим потенциалом. Предприятие входит в научно-производственное объединение «Сатурн». Интеграция позволит объединить усилия в конкурентной борьбе, разрабатывать и осваивать новые изделия, будет способствовать укреплению финансового положения предприятия. Профильная продукция «Рыбинских моторов»: авиадвигатели для пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов, газотурбинные двигатели, газоперекачивающие агрегаты и т.д. В настоящее время «Рыбинские моторы» осваивают производство французских авиадвигателей для нового отечественного серийного среднемагистрального пассажирского самолета. Оборонные заказы, квалифицированные кадры относятся к главным причинам сохранения отечественного (и ярославского) судостроения. Популярностью в стране и за ее пределами пользуется продукция ОАО «Ярославский судостроительный завод». Специализация верфи – рыбоохранные и рыболовные суда, суда - бурильщики для освоения нефтегазовых месторождений, морские и речные наливные танкеры, вспомогательные суда для аварийно-спасательной службы, речные и морские скоростные пассажирские суда. Завод давно производит корабли и катера для военно-морского флота и пограничных войск России. Судостроение развито так же в Рыбинске. В городе работают три судостроительные фирмы. Они создают суда различного назначения и грузоподъемности. Комплекс разнообразных проблем ярославского машиностроения затрудняет точное определение его перспектив на будущее. Очевидно, его перестройка будет напрямую связана с изменениями общей ситуации в экономике страны и определении четких приоритетов развития отрасли. К тому же, предприятия отрасли выпускают немного современной сложной наукоемкой продукции. В заключении отметим, что приоритетность машиностроения и металлообработки в хозяйстве Ярославии положительно сказывается на экономике региона. Предприятия и фирмы машиностроительного комплекса позволяют обеспечить работой и своей продукцией большое количество населения. Область вошла в группу регионов, где отмечается медленный ренессанс машиностроения. Вопросы и задания 1. Какие проблемы стоят перед машиностроительным комплексом области? 2. Сформулируйте специфические особенности машиностроительного комплекса области? 3. Укажите самые современные и уникальные предприятия машиностроения региона. Какую продукцию они выпускают? 4. Назовите изделия предметной специализации, выпускаемые в нашем регионе?
![]() |