![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Законодательство об исполнительном производстве. 5 часть
ФЗ О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ. Глава II. Полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов 1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы. 2. Утратил силу. Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации 1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов. 2. Главный судебный пристав Российской Федерации: осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов; осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц; осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов; в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме; осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее - совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов; осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу; издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов; обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию; при выполнении задач, возложенных на судебных приставов, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму; организует контроль в установленной сфере деятельности; определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации 1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - служба судебных приставов субъекта Российской Федерации). 2. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации: осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме; организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу; издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию; взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы; организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава 1. Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов). 2. Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. 3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя. 4. При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. 24. Обязанности и права судебных приставов. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ: обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживает общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
CУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводит у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; дает гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; арестовывает, изымает, передает на хранение и направляет на реализацию арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использует нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагает на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использует транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
25. Обязательность требований судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по ОУПДС. На основании ФЗ « О судебных приставах» судебный пристав по ОУПДС обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому предусмотренных законом мер процессуального принуждения, обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, поддерживает общественный порядок в судебных помещениях. Также взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности. Предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции.
Таким образом, полномочий у судебного пристава по ОУПДС значительно больше, нежели чем у сотрудника конвойной службы, который обеспечивает охрану и конвоирование лица, находящегося под стражей.
Судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих установленные в суде правила. В ходе обеспечения установленного порядка деятельности судов судебные приставы имеют право составить протокол об административном правонарушении в отношении граждан-«нарушителей» по статье 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. По данной статье правонарушитель может быть оштрафован до 10 МРОТ или к нему может быть применен административный арест на срок до 15 суток.
26. Правила применения судебным приставом по ОУПДС физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств. Комментируемая статья закрепляет условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по ОУПДС и является общей нормой по отношению к ст. 16-18 комментируемого Закона. Следует обратить внимание, что в соответствии с Законом N 194-ФЗ право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств было распространено также на старшего судебного пристава и заместителя старшего судебного пристава. Соответственно, условия, порядок и пределы применения ими названных мер силового воздействия устанавливаются комментируемой статьей, а также ст. 17 и 18 комментируемого Закона. Конституция РФ гарантирует каждому право на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22). При этом возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут быть установлены лишь федеральным законом (ч. 3 ст. 55). Комментируемый Закон закрепляет за судебными приставами по ОУПДС возможность применения силовых мер к нарушителям, что по своей правовой природе должно рассматриваться как установленная федеральным законом возможность ограничения права на личную неприкосновенность по основаниям, прямо предусмотренным Конституцией РФ. В последнее время ФССП России прилагает значительные усилия при подготовке судебных приставов по ОУПДС на рассмотрение вопросов, связанных с безопасным применением ими силовых мер воздействия. В частности, Программа специальной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, утвержденная Приказом ФССП России от 18 апреля 2005 г. N 53, особое внимание уделяет усвоению мер безопасности при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также соблюдению законности при их применении. Пункт 1 комментируемой статьи вводит условие допустимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - все иные меры воздействия не обеспечили исполнение возложенных на судебного пристава по ОУПДС обязанностей. При этом конкретный перечень "иных мер" законом не приводится и определяется с учетом нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, а также конкретных обстоятельств. Указания относительно их применения могут даваться председателем суда, судьей, председательствующим в судебном заседании или старшим судебным приставом. Следует подчеркнуть, что решение о принятии иных мер может быть принято и самостоятельно судебным приставом по ОУПДС, что подтверждается также п. 4.12 Инструкции N 226. К числу иных мер, в частности, могут быть отнесены: разъяснение необходимости соблюдения общественного порядка, предупреждение, замечание и другие меры, имеющие в качестве своей основной цели надлежащее исполнение судебными приставами по ОУПДС возложенных на них обязанностей. Применение же физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия по смыслу комментируемой статьи является крайней мерой воздействия на соответствующего субъекта и требует от судебного пристава по ОУПДС взвешенного подхода и объективной оценки сложившейся ситуации. В свою очередь, это становится возможным лишь при нормальном психическом состоянии лица, замещающего государственную должность судебного пристава по ОУПДС. В настоящее время на основании Закона N 194-ФЗ установлены дополнительные требования к прохождению судебным приставом периодической проверки и военно-врачебной экспертизы на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (см. подробнее комментарий к ст. 11). Судебный пристав по ОУПДС может обращаться при необходимости за помощью к сотрудникам внутренних дел и ФСБ России, а также военнослужащим внутренних войск (п. 2.4 Инструкции N 226). Пункт 2 комментируемой статьи посвящен раскрытию общих требований к порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Так, судебный пристав по ОУПДС обязан предупредить лицо о намерении применить названные меры. Причем указанному лицу должно быть предоставлено достаточно времени для выполнения требований пристава. Конкретный же временной период определяется судебным приставом по ОУПДС самостоятельно исходя из требований разумности и должен охватывать промежуток времени, нормально необходимый лицу без видимых физических недостатков для исполнения указанных приставом требований. Форма предупреждения о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие Законом не регламентирована. Между тем представляется, что в большинстве случаев достаточным будет предупреждение голосом. При необходимости применения огнестрельного оружия такое предупреждение может заключаться и в совершении судебным приставом по ОУПДС предупредительного выстрела. В Законе определены следующие основания, при которых судебный пристав вправе применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие без предоставления соответствующего времени для выполнения его требований: 1) промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан; 2) промедление может повлечь иные тяжкие последствия; 3) в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным. Перечень таких оснований является закрытым и не должен подлежать расширительному толкованию. Учитывая, что применение судебным приставом по ОУПДС силовых мер предполагает физическое воздействие на третьих лиц, такое воздействие должно быть соразмерным и адекватным поведению нарушителя. С этой целью комментируемая статья специально предусматривает, что применение указанной силы, средств и оружия должно быть соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, а также силой оказываемого противодействия. Главным же условием при этом должно выступать стремление пристава минимизировать ущерб, возникающий в результате совершаемых им действий. Если в результате применения указанных силовых мер воздействия был причинен вред здоровью правонарушителя, судебный пристав по ОУПДС обязан обеспечить оказание ему доврачебной помощи. Из этого следует, что пристав должен незамедлительно уведомить о произошедшем факте соответствующие медицинские службы. Кроме того, хотя в статье прямо этого и не закреплено, однако, думается, что до оказания профессиональной медицинской помощи пристав должен принять меры по оказанию неотложной медицинской помощи, в том числе с помощью собственных сил и средств, соблюдая при этом меры предосторожности от нападения пострадавшего. В любом случае причинения вреда здоровью правонарушителя судебный пристав в возможно кратчайшие сроки должен уведомить об этом его родственников. Из буквального толкования статьи следует, что уведомлять о причинении вреда здоровью правонарушителя должен сам пристав, причинивший указанный вред. Вместе с тем более оправданным видится исполнение названной информационной обязанности старшим судебным приставом. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает правило, согласно которому при возникновении ситуаций применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по ОУПДС в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает об этом старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда. В том случае, когда причинена смерть или ранение, дополнительно судебный пристав по ОУПДС обязан уведомить прокурора. Согласно п. 4 комментируемой статьи применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. В этой связи необходимо осознавать, что применение судебным приставом по ОУПДС названных мер силового воздействия на правонарушителя потенциально может навредить третьим лицам, находящимся в непосредственной близости от него. Разумеется, это обстоятельство в значительной степени ограничивает возможность их применения, так как налагает на пристава дополнительную обязанность соблюдения всех мер предосторожности в отношении лиц, не нарушающих общественный порядок, но присутствующих в здании суда. Специально оговаривается, что превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом. Данная норма по своей конструкции является бланкетной и в зависимости от степени превышения полномочий и характера наступивших в результате последствий предполагает наступление дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, а также уголовной видов юридической ответственности судебного пристава по ОУПДС. В частности, в случае причинения смерти правонарушителю или тяжкого вреда его здоровью пристав может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 109 или 118 УК РФ. Важное значение при этом имеет институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, в том числе необходимая оборона (гл. 8 УК РФ).
27. Правовой статус судебного пристава
Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов 1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан: обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану; осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов; на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов; на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя; по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей; при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел; при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ) на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения; на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации; взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц; проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ) по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания. (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ) 2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право: при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи); в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
![]() |