![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики
Самостоятельность - это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач и т.д. Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: - по дидактическим целям, - по уровню самостоятельности учащихся, - по степени индивидуализации, - по источнику и методу приобретения знаний, - по форме выполнения, - по месту выполнения. Согласно этим признакам на уроках можно использовать следующие виды самостоятельных работ: - подбор тестовых вопросов, - составление кроссвордов, - защита рефератов, - составление опорного конспекта, - вывод формулы - проведение научных наблюдений, - придумывание физических вопросов, - выделение главного, - проведение анализа ответа ученика, - объяснение факта, - составление тезисного плана, - выделение частей текста: а) обосновывающих введение понятия, б) определения, в) доказательства, г) вывод формулы и др., - деление приборов по теме на демонстрационные и лабораторные,и т.д. Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы: Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в “зоне ближайшего развития” ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы.В 7-м классе нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы. Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их. Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения. Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д. В организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям. При работе с учебником или другой учебной литературой необходимо формировать у учащихся следующие умения: - извлечение наиболее значимой информации из текста, выделение главного, - умение рассматривать рисунки и извлекать из них информацию, - составление таблиц по изучаемому материалу, - умение работать с графиками (построение и чтение графиков), - составление обобщенного или тезисного плана текста, - анализ текста, - составление вопросов к прочитанному, - использование учебника для организации работы по решению задач. Для активизации знаний, при изучении новой темы, повторении и закреплении пройденного материала целесообразно использовать на уроках физики обобщенные планы описания физических явлений, законов, приборов, опытов Различные виды самостоятельных работ развивают у учащихся навыки учебного труда, формируют такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Начинаем изучать физику.
Что нужно на вводном уроке? 1. Какие явления изучает физика. 2. Как она возникла 3. Ее значение для понимания явлений природы и жизни человека
1. На примерах, опытах показать, что изучает физика. А это явления (электрические, тепловые, оптические…). Нужно наращивать интерес постепенно, или же по синусоиде. Цель любой демонстрации: не просто показать, а показать причину и следствие демонстрации. 2. С древних времен люди сталкивались с явлениями. Гром, солнце… - объясняли присутствием Богов. С развитием того, как физика появлялась как наука начались попытки объяснить явления. Физика – наука о природе: «фиозис» с греческого. Есть тела, которыми занимается физика и они называются физическими. Свойство тел – изменение (вода испаряется, машина двигается…). Изменение тел называется физическими явлениями. Каждое тело имеет свойства и задача физика изучить эти свойства. Физика изучает эти свойства. Некие металлические руды притягивают другие металлы. Подвесим магнит на нитку – компас, который используется в мореплавании. Лампочку открыл Эдисон за рубежом, в России – Лодыгин. Для этого нужно было сделать десятки опытов. 3. Роль физики. Гладить смотреть TV – все благодаря физике. (электрические, тепловые, звуковые явления…-летит самолет) Методы использующиеся в физике: § Наблюдение § Опыты (демонстрируем) § Эксперимент (изучаем количественные закономерности) Количественная мера (характеристика) тела – физическая величина (V, F, l, u). Чтобы определить физическую величину, ее нужно измерить. Дети должны знать измерительные приборы, диапазон измерения, цену деления. - Берем линейку : Нужно от большего значения отнять меньшее и разделить на количество делений, которое находится между этими цифрами. - измерьте карандаш (здесь присутствует ошибка Паралакса, т.е. неправильное расположение взгляда). Для закрепления задайте что-либо измерить. - Задание домой: измерить страничку книги, найти метод измерения диаметра бутылки, измерить цену деления градусника, барометра, часов и т.д.
![]() |