![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Демонстрационный эксперимент на первых уроках физики
Необходимым условием высокого качества урока физики и получения хороших результатов в знаниях учащихся является демонстрационный эксперимент. Большим недостатком наших уроков является то, что иногда ребята не могут представить себе смысл новых слов, новых понятий, т.е. того, с чем раньше не встречались. Поэтому даже элементарная наглядность позволяет запомнить, понять и, естественно, тем самым проявить интерес к изучаемому явлению. Особенно это относится к слабым учащимся. Начиная с 7 класса, ребята перестают учиться, и одной из причин этого то, что их способности не соизмеримы со сложной программой, которую они должны усвоить. И чтобы ребята с интересом ходили на урок, необходимо им дать возможность понять, что они не просто присутствуют, а работают на уроке, и свои знания, полученные здесь же, применяют и что знания нужны на уроке и в жизни. Знания, преподносимые учителем, будут оставаться в памяти человека, если присутствуют: 1. Простота изложения. 2. Наглядность 3. закрепление на уроке 4. регулярное повторение 5. индивидуальная работа 6. авторитет учителя. Демонстрационный эксперимент – показ физических явлений, закономерностей и их практических применений, рассчитанный на одновременное восприятие всеми учащимися класса. Он включает в себя демонстрационные опыты и лабораторные работы. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат. Демонстрационные опыты, как известно, формируют ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех учащихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Все это конкретизирует, делает более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждает и поддерживает интерес к предмету. Лабораторные работы – фронтальные и в виде практикумов – дают возможность усовершенствовать, развить и углубить полученные ранее первоначальные представления. Кроме этого, лабораторные работы развивают умения и навыки в обращении с аппаратурой, вырабатывают элементы самостоятельности при решении вопросов, связанных с экспериментом. Демонстрацию я подготавливаю заранее, проверяю перед уроком. Содержание опытов должно с полной ясностью доводиться до понимания каждого из присутствующих на уроке. Это заставляет предъявлять к таким опытам своеобразные и технические требования: 1. Размеры приборов, их расположение и освещение должны всегда обеспечивать достаточную видимость основных частей и деталей установки для всех учащихся со всех мест класса. Без этого опыт теряет свое значение, становится бесполезным и чаще приводит к нарушению дисциплины сначала, а затем к потере интереса. Необходимая видимость достигается соответствующим конструированием приборов, правильным расположением их в установках, а также применением подходящего фона, подсвета, различных способов и приемов проецирования и сопоставления начального и конечного состояния опытов. 2. Демонстрационный эксперимент должен быть наглядным и выразительным. Для этого необходимо собирать наиболее простые установки, в которых четко, как бы само собой, выделялись основные части. Надо применять яркую, контрастную раскраску деталей приборов, выбирать для каждого случая наиболее подходящие индикаторы, стремиться к получению максимальной интенсивности демонстрируемых явлений. 3. Опыты должны быть всегда убедительными, не вызывать каких-либо сомнений в их справедливости и не давать повода к неправильному толкованию. Поэтому все побочные явления, сопровождающие основное, должны быть сведены к минимуму, сделаны незаметными и не отвлекающими внимание от главного. Если такие условия по тем или иным причинам создать невозможно, то подготавливают дополнительный опыт, показывающий незначительное влияние побочного явления на результаты основного опыта. Каждый опыт, показываемый в классе, должен быть надежным, т.е. тщательно подготовленным, неоднократно испытанным, обеспечивающим удачу. Неудавшаяся демонстрация нарушает ход урока, всегда вызывает разочарование и даже может зародить недоверие к учителю. 4. Демонстрации должны производить действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учащихся, возбуждать у них интерес, чтобы можно по ходу урока быстро мобилизовать общее внимание класса на некоторые небольшие промежутки времени. Поэтому опыты надо показывать эмоционально. 5. Как правило, демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать урока. Учителю необходимо обращать внимание на темп выполнения опытов, он всегда должен соответствовать темпу восприятия учащимися демонстрационного материала. В случае необходимости опыт можно повторить несколько раз, например: когда надо устранить предположение о случайности показанного явления, или когда не все учащиеся успевают увидеть необходимые детали. 6. Каждый из показываемых опытов должен быть содержательным, хорошо и изящно оформленным. При подготовке и проведении опытов надо стремиться к минимальной затрате средств и энергии, при максимальной методической ценности эксперимента и обязательно соблюдать общеизвестные правила по технике безопасности. Нельзя перегружать урок большим числом демонстраций и создавать впечатление калейдоскопичности. Во время изложения учебного материала подготовленными для эксперимента установками можно воспользоваться различно: сначала показывать опыты, а потом переходить к их объяснению или, наоборот, перед опытом проводить относящиеся к нему объяснения. В большинстве случаев первый способ оказывается лучшим. Он позволяет от наблюдения за опытом (или несколькими связанными между собой опытами) подвести учащихся сначала к некоторым самостоятельным несложным выводам, а затем и к более широким теоретическим обобщениям. Однако, в некоторых отдельных случаях, когда, например, установка для опыта сложна, второй способ оказывается целесообразным: установка или сложный прибор объясняют по частям, а затем они приводятся в действие (например, измерение скорости движения, изменение веса тела при равномерном движении и др.). Наилучшим в методическом отношении является такое решение, когда объяснения проводятся параллельно с экспериментом. Объяснение и эксперимент логически сливаются в общий неразрывный процесс в виде увлекательной и убедительной беседы учителя с учащимися
![]() |