![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Судьба ССЯ после смерти славянских братьев. Центры славянской книжности 10-11 веков. Охридская и Преславская школы
Климент Охридский (Величский или Словенский) - славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Будучи учеником Константина и Мефодия, участвовал вместе с ними в Моравской миссии. После изгнания из Моравии немецким духовенством Климент нашел убежище в Болгарском царстве. Литературная и просветительская деятельность Климента сыграла огромную роль в процессе становления древних славянских литератур и культуры. Он создал Охридскую школу, где обучились грамоте более 3500 человек. Он автор многочисленных литературных произведений: поучительных и похвальных слов (в том числе Кириллу), церковных песнопений, житий. Его произведения проникнуты гражданским и патриотическим пафосом. Во время правления болгарского царя Симеона государственный центр Болгарии Преслав становится центром славянской книжности на востоке Болгариию. Из преславского круга писателей выдающимся был Иоанн Экзарх. Здесь книжники пользовались тем же языком, что и на западе Болгарии; между двумя центрами поддерживались и личные связи, и обмен рукописями. Но в восточноболгарских рукописях были более значительные отступления от языковых норм. Отступили в Преславе и от графической традиции: глаголицу заменили кириллицей. В Преславе было создано много рукописей, списки с которых позже распространялись среди славянства. В Моравии и Чехии, несмотря на жестокие преследования (в 890 и в 915 гг. папы предавали анафеме и запрещали славянское богослужение), славянская письменность не совсем прекратилась. Известны, хотя и немногочисленные, старославянские памятники, написанные здесь в X и даже в XI вв. (Киевские листки, Пражские отрывки и некоторые другие). Предполагают, что это был результат деятельности учеников Мефодия Горазда и Лаврентия. Следы их с момента изгнания загадочно исчезают, а славянское богослужение в Моравии, несмотря на запрет, не прекратилось.
Система гласных фонем ССЯ. Гласные фонемы сс языка качественно различались: по ряду. Они могли быть переднего (<i>, <>, <e>, <ь>, <>), среднего (<y>) и заднего (<u>, <>, <o> <ъ>) рядов; по подъему. Гласные были нижнего (<a>, <>), среднего (<>, <>, <o>, <e>, <ь>, <ъ>) и верхнего подъема (<i>, <y>, <u>); по наличию-отсутствию лабиализации. Огубленными были гласные заднего ряда, все остальные гласные неогубленными. Поэтому как средство противопоставления признак огубленности участвует при идентификации фонем только этого ряда: во всех остальных случаях определение фонемы как лабиализованной оказывается избыточным; по наличию-отсутствию назальности. Назальными гласными были <>, <>, все остальные неназальными. Гласные фонемы сс языка кирилло-мефодиевского периода были различны по продолжительности звучания, причем квантитативная характеристика гласного была постоянным (конститутивным) признаком и не зависела от его фонетической позиции. Однако различие по долготе – краткости в кирилло-мефодиевский период не носило фонематического характера: такие признаки, как долгота – краткость не обладали способностью различать или идентифицировать морфемы и слова и были наследием более раннего периода в развитии славянских языков: долгими (по происхождению) были гласные <i>, <y>, <u>, < >, <>, <>, <a>; краткими (по происхождению) были <o>, <e>; редуцированными (сверхкраткими) были <ь>, <ъ>.
![]() |