![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Педагогический эксперимент как метод исследования в сфере физической культуры и спорта
Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук. В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д. Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента. Главная особенность и значение педагогического наблюдение состоит в том, что в основе метода лежит контакт исследователя с самой объективной действительностью (а не с ее отраженными формами, как в опросных методах или литературной информации). Отличие данного метода - это то, что исследователь не влияет на наблюдаемое явление, объект. Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса. Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д. Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний. Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения. В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна математическая обработка ее результатов. Педагогический эксперимент как метод исследования в сфере физической культуры и спорта Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями. Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных условий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочисленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В зависимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать следующие виды педагогического эксперимента: • естественный - нет отступлений (или они минимальны) от условий обычной практики физического воспитания • модельный - стремясь устранить побочные явления, значительно изменяются обычные условия • лабораторный эксперименты - условия проведения далеки от встречающихся в практике. Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи. В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме. В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике. В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.
17. Порядок определения различий в результатах контрольной и экспериментальной групп при обработке результатов педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент - это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт.
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор. Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию. Контрольная группа (control group) — в эксперименте это группа испытуемых, не подвергающихся воздействию независимой переменной.
18. Способы представления результатов педагогических наблюдений Наблюдение - это целенаправленное восприятие любого педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал При этом ведут записи (протоколы) наблюдений Наблюдения проводят ь конечно по заранее составленному плану с выделением конкретных объектов наблюдения Можно выделить следующие этапы наблюдения: · определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); · выбор объекта, предмета и педагогической ситуации (что наблюдать); · выбор способа наблюдения, менее влияет на исследуемый объект и лучше обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать); · выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи); · обработка и интерпретация полученной информации (каков результат) Различают пассивное наблюдение и научное, активное наблюдение. Пассивное наблюдение имеет место в повседневной жизни каждого человека, благодаря чему происходит ее непрерывная связь с окружающей действительностью. Это дает ей возможность ориентироваться в природной и социальной среде, согласовывать свое поведение в соответствии с изменениями среды. Научное наблюдение является развитой и усовершенствованной формой пассивного чувственного познания действительности. При этом происходит научное, точное и объективное наблюдение и регистрация характерных признаков различных предметов и явлений. Считается, что в науке исследовательское наблюдение является одним из наиболее универсальных инструментов ученого. По способу получениясведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные, открытые и скрытые. При непосредственном, прямом наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Это означает, что во время непосредственного наблюдения между объектом и его исследователем имеют место прямые связи. Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе ходу решения задач можно сделать вывод о последовательности шагов мышления. Открытым называют такое наблюдение, что происходит в условиях осознания руководителем и участниками учебно-воспитательного процесса присутствии стороннего наблюдателя. Конечно, присутствие постороннего человека влияет на педагогическую ситуацию, она претерпевает определенные изменения, по сравнению с привычной ситуацией. Поэтому для нормализации обстановки в среде исследуемых в присутствии наблюдателя, нужный этап привыкания. Не менее важным в данном случае является чувство такта поведения наблюдателя, выбор им правильной позиции для наблюдения (чтобы было и ему удобно, и чтобы меньше привлекать внимание испытуемых). Скрытое наблюдение происходит в условиях, когда исследуемые не чувствуют подконтрольности, поэтому оно дает более истинную картину исследуемого процесса. Этот вид наблюдения несколько противоречивый, но вместе с тем полезен, он позволяет наблюдать неискаженный через присутствие постороннего человека педагогический процесс. Обеспечить скрытое наблюдение становится возможным благодаря наличию современных технических средств. в Зависимости от того, приводит наблюдения посторонний человек, которая принимает участие в учебном процессе,различают внешние (объективные наблюдения) и самонаблюдение. В зависимости от условий наблюдения исследователь может занимать в нем две разные позиции: 1) исследователь-свидетель (лицо нейтральное), осуществляет внешние наблюдения; 2) исследователь-руководитель педагогического процесса (то есть наблюдение осуществляет сам учитель или другой руководитель педагогического процесса). В последнем случае наблюдение носит характер самонаблюдения. Тот или иной вид наблюдения в данном случае имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае посторонний человек объективно оценивает произошедшее на уроке, у нее достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание может быть сосредоточено лишь на одной-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то степени мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, ученики вскоре привыкают к стороннего наблюдателя, и учебная работа протекает совершенно нормально. Положительной стороной самонаблюдения является то, что урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем сторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения заключается в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению может повлиять на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за явлениями, которые наблюдаются.
19. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Основные понятия и определения.
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолою-педаюгичсских целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здо-ровьесберегающих условиях.
Информационная технология (ИТ) — практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированною сбора, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.
Средства информационных и коммуникационных технологий —программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации и нформационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных ( в том числе и глобальных )сетей.
Инструментальное программное средство — программное средство, предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов» создания графических, видео- или музыкальных включений.
Программно-педагогические средств(ППС) — программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. ППС используются в учебно-воспитательном (учеб-но-тренировочном) процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение ППС ориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ориентированные ППС); осуществление некоторой деятельности с объектной средой (объектно-ориентированные ППС); осуществление деятельности в конкретной предметной среде (предметно-ориентированные ППС). Современные ППС реализуются на базе технологии мультимедиа.
Электронные учебные пособия — образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее либо дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве дан подвида издания. Этот термин используется как в рабочей документации, так и в официальных документах-рекомендациях по присвоению грифа Министерства образования и наук РФ. Информационно-коммуникационная среда — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя информационного ресурса с помощью интерактивных средств ИКТ, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная предметная среда — совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебною информационною взаимодействия между обучаемым, преподавателем и ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
Всемирная мультимедийная среда - World Wide web (www) -среда, которая позволяет средствами глобальной информационной сети (Интернет) осуществлять поиск и представление информации (текст, аудио- и видеоинформация, элементы технологии виртуальной реальности и др.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает легкий доступ к нужному ресурсу Всемирной сети Интернет.
Web-страница— отдельный документ в World Wide web. Web-страница может содержать текст, графику, звуковое сопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипертекстовые ссылки. Адрес web-страницы определяется адресом URL.
URL-адрес ( Uniform Resource IjocoSot) — унифицированная форма записи адресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяют однозначно определить место нахождения любого документа. Адрес URL может состоять из четырех полей: имени протокола, имени компьютера, пути поиска документа на этом компьютере и ссылки на определенное место внутри документа.
Домашняя страница (Ноmе Page) — основная web-страница, которая появляется первой при наличии соединения и запуске программы.
Информационное взаимодействие (ИВ) — деятельность, направленная на осуществление процесса передачи —приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах ведения интерактивного диалога и обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивировании, передачи и транслирования информации.
Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств ИКТ — деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, которая осуществляется субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида, формирование системы знаний определенной предметнойобласти, комплекса уме НИИ и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области.
Интерактивный диалог- взаимодействие пользователя и протекстовые ссылки. Адрес web-страницы определяются адресом URL.
URL адрес— унифицированная форма записи адресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяют однозначно определить место нахождения любого документа. Адрес URL может состоять из четырех полей: имени протокола, имени компьютера, пути поиска документа на этом компьютере и ссылки па определенное место внутри документа.
Домашняя страница (Ноmе Page) — основная web-страница, которая появляется первой при наличии соединения и запуске программы.
Информационное взаимодействие (ИВ) — деятельность, направленная на осуществление процесса передачи — приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах ведения интерактивного диалога и обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, передачи и транслирования информации.
Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств ИКТ — деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, которая осуществляется субъектами образовательною процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), и обеспечивающая психолого-педа-гогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида, формирование системы знаний определенной предметной области, комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе но изучению закономерностей предметной области.
Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя и программы (программно-аппаратной системы), предполагающее обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями, использование более развитых средств ведении диалога (на пример, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов и др.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) отличается тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие программы и, наоборот, реакция последней требует реакции пользователя.
Гипертекст (Hyper-Text) — технология обработки информации. Для этой технологии характерно следующее: в иерархическую базу данных помещаются участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами устанавливаются именованные связи; на экране дисплея помещается участок текста, в котором объекту соответствует визуальная пометка (специально выделенные в тексте слова и окна), содержания информацию о данном объекте.
Гипермедиа технологии — технологии, аналогичные гипертекстовым технологиям, однако отличные от них тем, что переход осуществляется не только с текстовых данных на текстовые данные, но и с текстовых данных на другие данные — графические, звуковые, видео и т.д.
Технология мультимедиа — информационная технология, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации и являющаяся совокупностью приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя и информационной системы, реализующей возможности мультимедийных операционных сред. В обучении технологию мультимедиа используют при создании и применении программных средств образовательного назначения. Компонентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также текстовая информации и видеоинформация со звуковым сопровождением, которые со «да ют информационно-предметную среду с большими образовательными возможностями. Характерной особенностью реализации мультимедийных образовательных продуктов являются объединение всех их компонентов на одном материальном носителе, например на CD- или DVD-диске. 1
Технология «Виртуальная реальность» (Virtual Reality) — технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедийных операционных сред иллюзию непосредственного «вхождения» и «присутствия» и реальном времени и в стереоскопически представленном экранном (виртуальном) мире с обеспечением тактильных ощущении при взаимодействии пользователя и объектов этого мира.
Технология телекоммуникация— совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки и транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая информация, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, которые обеспечивают информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном уровне, в том числе в рамках Всемирной сети Интернет.
Электронная почта (e-mail) — сервис Интернета, позволяющий практически моментально передавать адресату, удаленному на сколь угодно большие расстояния, текст, графику, звук, видео- и программные продукты.
Электронные конференции («Электронные доски объявлений») — сервис Интернета, предназначенный для коллективных текстовых коммуникаций (массового информирования, совместного обсуждения какой-либо темы). т
Компьютерная визуализация учебной информации — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении.
Компьютерам моделирование — представление на экране ЭВМ модели (математической, информационно-описательной, наглядной), адекватной оригиналу изучаемою, исследуемого объект,или модели процесса.
База данных (БД)- совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования проектирования, исследовании и управления. Функционирование БД обеспечивается системой управлении базами данных.
База знаний (БЗ) — организованная совокупность знаний, представленная в форме, допускающей автоматическое или автоматизированное использование этих знания для решения заданного круга теоретических и практических задач на основе реализации возможностей средств информационных технологий.
База данных (БД) — совокупность всех массивов информации длительною хранении, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование.
20. Системный анализ как метод научного исследования. Основные понятия и определения.
Системный анализ – это совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учёт взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений
Системный анализ: 1) применяется в тех случаях, когда задача (проблема) не может быть сразу решена с помощью формальных, математических методов, т.е. имеет место большая неопределённость проблемной ситуации и многокритериальность задачи; 2) уделяет внимание процессу постановки задачи и использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа; 3) опирается на основные понятия теории систем и философские концепции, лежащие в основе исследования общесистемных закономерностей; 4) помогает организовать процесс коллективного принятия решения, объединяя специалистов различных областей знаний; 5) для организации процесса исследования и принятия решения требует обязательной разработки методики системного анализа, определяющей последовательность этапов проведения анализа и методы их выполнения, объединяющая методы из групп МАИС и МФПС;1 6) исследует процессы целеобразования и разработки средств работы с целями; 7) основным методом системного анализа является расчленение большой неопределённости на более обозримые, лучше поддающиеся исследованию (что и соответствует понятию анализ), при сохранении целостного (системного) представления определения об объекте исследования и проблемной ситуации (благодаря понятиям цель и целеобразование)
21. Определение понятия «физическое воспитание». Характеристика физического воспитания как процесса решения воспитательно-образовательных задач. Соотношение понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.
К образовательным задачам относятся:
- формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений) В процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, об их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознает двигательные действия; усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), знания о выполнении движений, о спортивных упражнениях и играх; познает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими, а также свое тело. Кроме того, у ребенка формируется телесная рефлексия. Физическое образование приобщает ребенка к большому спорту: он узнает о ведущих мировых и отечественных спортсменах. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе - живой и неживой (например, познает свойства воды, песка, снега, особенности времен года); расширяет словарный запас, развивает память, мышление, воображение. Таким образом, решая образовательные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит к поступлению в школу.
Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры: потребность в ежедневных физических упражнениях; навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности; грациозность, пластичность, выразительность движений; творчество; навыки самоорганизации, взаимопомощи;
гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности. В процессе физического воспитания создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера, таких, как организованность, скромность, отзывчивость, чувство собственного достоинства, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, ответственность за порученное дело, волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание). Формируются также психические процессы, культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям, творчество, готовность к жизни. Задачи физического воспитания решаются в единстве, что способствует всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; на психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Физическая культура является частью общей культуры общества и направлена на укрепление и повышение уровня здоровья людей, всестороннее развитие их физических способностей и использования этих способностей в общественной практике и повседневной жизни. Физическое воспитание– педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования специальных знаний.
22. Понятие о системе физического воспитания как основе физической культуре; физкультурное движение.
Физическая культура является частью общей культуры общества и направлена на укрепление и повышение уровня здоровья людей, всестороннее развитие их физических способностей и использования этих способностей в общественной практике и повседневной жизни.
Физическое движение — это специфическая форма общественного движения, ставящего своей целью помогать улучшению уровня физической культуры населения и развития спорта. Это движение предполагает целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, направленную на развитие физической культуры и спорта.
23. Социально-педагогические и культурно-исторические основы системы физической культуры российского общества
![]() |