![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика общей культуры общества и места в ней физической культуры (ФК)
Существует несколько определений понятия "физическая культура",это связано с тем, что нет единства в понимании родового понятия "культура".
• материальную культуру — характеризует предметно-вещественную сторону деятельности человека и общества; • социально-политическую культуру —характеризует регулятивные основы деятельности человека, социальные нормы, правовые законы и т.д.; • духовную культуру — связана с идеальной стороной человеческой деятельности: знания, убеждения, потребности, мотивы и др. Все эти типы культур не существуют в чистом виде, так как они тесно взаимосвязаны. ФК по преимуществу входит в состав материальной культуры общества, но в то же время, содержит в себе, в меньшей степени, элементы духовной и политической культуры. Таким образом, под физической культуройследует понимать вид материальной культуры, характеризующий степень достижения физического совершенства обществом в целом и человеком в частности. Социально-педагогические Развитие физической культуры обусловлено необходимостью формирования гармонично развитой личности как высшей социальной ценности, укрепления здоровья людей, увеличения продолжительности их активной жизни. Однако на протяжении последних десятилетий сложилась тревожная тенденция к ухудшению здоровья, физической подготовленности населения. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, условиями труда и быта, но и с недооценкой в обществе социально - экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что отразилось в остаточном принципе ее финансирования, остром дефиците материальной базы, квалифицированных специалистов, слабой пропаганде, недостаточности нормативно-правового обеспечения. Создавшееся положение и связанное с ним резкое сокращение внешкольных спортивных учреждений привели к проблеме занятости детей и молодежи во внеучебное время, что, в свою очередь, отрицательно повлияло на криминогенную обстановку. Как известно, отправной точкой любого научного исследования является проблемная ситуация. Она заключается в том, что в новых социально-экономических условиях возрастают роль и значение физической культуры и спорта как действенных факторов укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга. На современном этапе развития общества вызывают интерес научные исследования, связанные с поиском новых путей совершенствования системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Цель исследования в разработке и обосновании социально-педагогических и организационных основ совершенствования физкультурного движения в эксклавном регионе России, осуществлении комплексных мероприятий по их реализации, а также поиске перспективных направлений его развития в начале XXI века. Прежде всего необходимо выявить специфику политического, социально-экономического и культурного развития в российском обществе в современных условиях. Далее - проанализировать состояние физической культуры и спорта в России. Для теории и практики развития системы физической культуры и спорта определить методологию совершенствования, теоретически обосновать концепцию развития, а также сформировать нормативно-правовую базу развития применительно к эксклавному региону России. На наш взгляд, одной из важнейших задач, решение которой позволит в дальнейшем развивать физическую культуру и спорт в России, является разработка комплексной программы, а также определение и обоснование перспективного направления совершенствования физкультурного движения в эксклавном регионе России. Теоретическая значимость исследования определяется системным рассмотрением проблем формирования рациональной системы физической культуры и спорта на региональном уровне. Проведенный анализ состояния физической культуры и спорта в эксклавном регионе позволил определить социально-экономические условия развития физкультурного движения различных категорий населения, развить методологическую базу развития массового спорта, физкультурно-оздоровительного движения. Важное теоретическое значение приобретает разработка нормативно-правовых основ управления физкультурным движением на всех уровнях и во всех звеньях в условиях развития региона. В ходе исследования осуществлено теоретико - методологическое обоснование концепции развития физической культуры и спорта, раскрыты социально - педагогические аспекты концепции, научно-методическое и кадровое обеспечение развития физкультурного движения в регионе. Теоретически обоснована технология разработки комплексных программ как один из важных инструментов управления развитием физической культуры и спорта. Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы: Исследование постановки физической культуры и спорта в эксклавном регионе России по основным направлениям показывают, что несмотря на определенные положительные моменты в регионе выявлен ряд обострившихся организационно - управленческих проблем: недостаточная разработка нормативно-правового обеспечения физкультурного движения на региональном уровне; постоянная реорганизация государственной структуры управления физкультурным движением; недооценка со стороны некоторых государственных и финансовых структур социально-экономической значимости физической культуры и спорта в обществе, финансирование по остаточному принципу; снижение качества переподготовки физкультурных работников, низкая оплата их труда и социальная незащищенность; отсутствие индустрии по производству спортивных товаров, инвентаря, оборудования; ухудшение состояния спортивных баз. Сложившееся положение обуславливает необходимость дальнейшего углубленного анализа системы физкультурного движения в регионе и ее совершенствования.
24. Научно-методические основы системы физической культуры российского общества.
Научно-методические основы. Система физической культуры в стране базируется на значительном комплексе достижений науки. Широкое применение в ней получили научные положения естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина), общественных (философия социология, история), педагогических (психология, педагогика).
На основе данных всех этих наук дисциплина «Теория физической культуры и спорта» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физической культуры, т.е. закономерности, которые являются базой для разработки частных теорий по конкретным специализациям (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.). Поэтому теория физической культуры является своеобразным фундаментом и азбукой для всех частных дисциплин в области физической культуры и спорта.
Важная роль общей теории физической культуры заключается также в том, что она разрабатывает не только теоретические, но и методические основы для системы физического воспитания.
Методика – это педагогически оправданные предписания, в которых содержится как минимум три взаимосвязанных между собой звена: задача – средство – конкретный метод или методический прием.
Такой трехзвенной цепочкой пользуются специалисты на практике при проведении любых физкультурных и спортивных занятий для решения той или иной задачи. Поэтому, методика является своеобразным связующим фактором между абстрактной наукой о физическом воспитании и реальной физкультурной практикой. Отсюда научно-методическая грамотность преподавателя, тренера всегда будет определять конечный эффект физического воспитания.
![]() |