Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопросно-ответная форма речевой коммуникации



В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.

Вопрос –это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ– это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов.

 

Классификация вопросов

Наиболее распространенными являются классификации вопросов по следующим основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).

Если их базисом, предпосылками вопроса являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными или логически корректными.

Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.

Например, одного менеджера спросили: «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?». Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, бывают ли у него конфликты с сотрудниками, а затем уже при положительном ответе уточнить, по каким именно вопросам.

Уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы (по функции).

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?». В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет.

Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Приведенный выше закрытый вопрос можно преобразовать в открытый. Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».

  1. Простые и сложные вопросы (по структуре.)

По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых.

Приведем пример. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 105 и 162 ч. 2 УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых вопросов («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы на них могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?». Сложный восполняющий вопрос содержит несколько вопросительных слов.

В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

Вопросы по существу темы и вопросы не по существу тем (по отношению к обсуждаемой теме).

Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов.

Следует иметь в виду, что вопросы по существу темы порой приобретают острый характер, так как затрагивают актуальные, жизненно важные, принципиальные проблемы. Ответ на такие вопросы требует от полемиста определенного мужества и соответствующей психологической подготовки. Не следует смазывать поставленные вопросы, уклоняться от них, необходимо давать правдивый и честный ответ.

Благожелательные и неблагожелательные вопросы (по отношению к адресату).

По отношению к адресату вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тону голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.

Нередко вопросы ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а чтобы поставить собеседника в неловкое положение, показать свое несогласие с его позицией. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать открытый бой.

Виды ответов

«Каков вопрос, таков ответ» - гласит народная мудрость. Ответы тоже классифицируются по-разному. Выделяются следующие виды ответов:



Просмотров 2461

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!