![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
РЕЧЬ В ГОДОВЩИНУ ИЗДАНИЯ НОВЫХ СУДЕБНЫХ УСТАВОВ
Ниже печатаемая речь найдена в бумагах Федора Никифоровича уже после его кончины. Это — случайно сохранившийся набросок одной из речей, сказанных им в одну из годовщин издания Новых Судебных Уставов в период их ломки на его «излюбленную тему» — о силе Судебных Уставов, о их «неотменимости», о ничтожности и временности посягательств на Новые Уставы, которых — «да не коснется рука скверных». Дорожа образцами настольных речей Федора Никифоровича, сохранившихся в ничтожном количестве, мы печатаем найденный набросок.
Речь Ф. Н. Плевако о Судебных Уставах Везде и всюду, в кругу товарищей по профессии и в собраниях представителей судебного ведомства, у меня одна и та же излюбленная тема: сила Уставов — в единстве целей и стремлении всех деятелей нового суда, в отсутствии непримиримых интересов. Уставы созданы не для карьеры судей и прокуроров, не для довольства и роскоши адвокатов; они — для водворения правды на Руси. А эта цель — неотложная, неотменимая. Нечего тревожиться, что временно течение в печати, — я хочу сказать — в одной ее части, — отрицательно. Оно — временно: солнце правды, раз оно взошло на наше русское небо, совершит весь свой установленный ход. Еще так недавно взошло оно; еще лучи его розовым светом ласкают нас. О закате не может быть и речи; а пока заката нет, не может быть иного мрака, кроме минутного, преходящего затмения. Но мы сами можем отворачиваться от света своими делами, можем устранять тепло своим холодом. В чем же наш долг? В единстве цели! Правды искать, а не победы и гегемонии одной части над другой... Есть люди, которым невыносимы не ошибки, не уклонения, которые жаждут не роста правосудия: есть люди, которым невыносимо самое существование Уставов, — суд, творящий дело по закону и совести, а не по усмотрению и посторонним соображениям. Бояться ли их ворчливых жалоб? Я не боюсь. На уставах Императора Александра II в том издании, первый экземпляр которого был вручен нашему старейшему судье при открытии памятника в здании Московских Судебных Установлений, я написал себе слова одной духовной песни, слышанной мною при таких обстоятельствах. Был вечер 20 ноября. Я стоял в церкви, слушая вечернюю службу праздника Введения во храм. Уже ходили слухи, что Уставы готовы; уже все мы — тогда молодые и верующие в расцвет русской жизни — ждали. В церковь входит мой товарищ и говорит: «Радуйся, уставы нового суда, говорят, утверждены!» А в церкви в это время хор певцов, молодых и старых, пел: «К одушевленному Божию животу да не коснется рука скверных».
Задания к семинарским занятиям для студентов заочной формы обучения (ВСЕГО 1 СЕМИНАР) Семинар «Образ оратора» Часа
«Мы слушаем не речь, а человека, который ее говорит». Аристотель. · Изучая тему судебного оратора, составьте перечень качеств, необходимых для оратора, и изложите его по степени значимости. · Составьте рассказ об образе оратора, обратив внимание на стиль его речи. · Приведите примеры тропов и фигур из литературных произведений. · Напишите эпитеты к словам: «оратор», « слово», «речь».
Семинар «Особенности публичного выступления» Часа
К занятию подготовьтесь к теме: «Особенности устной и письменной речи». Прослушайте выступление и проанализируйте его: · Интересно ли Вам было слушать выступающего? · Какова основная мысль выступающего? · Последовательно ли она реализуется в выступлении? · Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема? · Разделяете ли Вы позицию выступающего? · Как выступающий взаимодействует со слушателями? · В каком функциональном стиле выдержано выступление? · Какие языковые черты данного стиля использованы автором? · Какова сила голоса, ясность дикции и темп речи? · Какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему? · Представлены ли в выступлении различные точки зрения? · Осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу? · Владеет ли докладчик мастерством импровизации? · Показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст? · Соответствовала ли речь нормам литературного языка? Подберите афоризмы к словам: истина, наказание, доказательство.
Семинар « Приемы выразительности речи» Часа
· Повторите определения тропов (метафоры, метонимии, синекдохи и др.) и фигур. Возьмите речь знаменитого судебного оратора, найдите их в тексте, подчеркните их или выпишите. · Подготовьте дома афоризмы, а также пословицы на тему красноречия. · Придумайте эпитеты к словам: дело, аргумент, свидетель.
![]() |