![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Система эстетических категорий и понятий. Категории прекрасного и безобразного
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАР 1 Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы.
1. Предмет эстетики, ее методы и задачи. Роль эстетики в современности. 2. Соотношение этики и эстетики в философской традиции и в современной культуре. 3. Эстетика и герменевтика: концептуализация чувственных эффектов и толкование художественных смыслов. 4. Эстетика и искусствознание: границы между философией и историей искусств.
ЛИТЕРАТУРА Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001. Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина // Вопросы философии № 12, 1994. Гадамер Г. Искусство и подражание. Эстетика и герменевтика. // Актуальность прекрасного. М., 1992. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973. Коллингвуд Р. Д. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М., 1999. Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000. Мигунов А. С. Анти-эстетика // Вопросы философии № 7-8, 1994. Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. № 2 (03). Волгоград: «Перемена», 2003. - С. 3-9.
Вопрос для обсуждения: Проанализируйте тезисы философа Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»): «6.41. Смысл мира находится вне мира… Если есть некая ценность, действительно обладающая ценностью, она должна находится вне всего происходящего… 6.42. Поэтому и невозможны предложения этики. Высшее не выразить предложением. 6.421. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно).»
СЕМИНАР 2 Природа и культура как объекты эстетического изучения. Основные понятия эстетики.
1. Эстетическая сторона природных и общественных процессов. Роль эстетического начала в человеческой жизни. 2. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание. 3. Понятия эстетического идеала, эстетического вкуса, потребности, оценки. 4. Эстетика как философская дисциплина, изучающая динамику исторического развития искусства. Соотношение традиции и инноваций в искусстве.
ЛИТЕРАТУРА Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973. Гройс Б. О новом // Б. Гройс. Утопия и обмен. – М. Знак, 1993. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. Овсянников М. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М. 1989. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Турук Г. П. Распознание художественных вкусов. М., 1999. Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – В 2 т. - М., 1983.
Вопрос для обсуждения: Прокомментируйте высказывание философа Б. Гройса об архивации художественных ценностей и о разделении профанной и сакральной сфер в культуре: «В архив собирается в первую очередь то, что на формальном уровне кажется непохожим на то, что уже собрано, и тем самым удостоверяет свою «подлинность». Однако для создания нового не достаточно формального отличия. Для архива новизна реальной вещи заключается не только в ее инородности, но, прежде всего, в ее способности хотя бы непродолжительное время репрезентировать сферу профанного за пределами архива – и тем самым соответствовать принципу полноты. Реальность репрезентируется не архивом в целом, а только новым в архиве – в силу того, что это новое некоторое время удерживает ауру бренности, указывающую на судьбу всего реально сущего».
СЕМИНАР 3. Система эстетических категорий и понятий. Категории прекрасного и безобразного 1. Понятие «эстетическая категория». Эстетические категории как узловые моменты эстетического познания. 2. Категория прекрасного в античной философии, в классическом немецком идеализме и в современной эстетической теории. 3. Проявления прекрасного в природе, обществе, сознании, культуре. Прекрасное и эстетический идеал. 4. Категория безобразного. Соотношение прекрасного и безобразного в искусстве. ЛИТЕРАТУРА: Адорно Т. В. Эстетическая теория (с. 71-148). М., 2001. Аристотель. Поэтика (Любое издание). Гадамер Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М., 1992. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973. Крутоус В. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985. Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993 Платон. Пир // Диалоги (Любое издание) Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М.; 1994. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах/ Спб.; 1999.
Вопрос для обсуждения: Объясните определение прекрасного как чувственной видимости идеи в классическом идеализме Г. Ф. В. Гегеля. Почему философ наблюдает симптом завершения искусства в романтическом усилении понятийного содержания художественного творчества?
СЕМИНАР 4
![]() |