Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Система эстетических категорий и понятий. Категории прекрасного и безобразного



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1

Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы.

 

1. Предмет эстетики, ее методы и задачи. Роль эстетики в современности.

2. Соотношение этики и эстетики в философской традиции и в современной культуре.

3. Эстетика и герменевтика: концептуализация чувственных эффектов и толкование художественных смыслов.

4. Эстетика и искусствознание: границы между философией и историей искусств.

 

ЛИТЕРАТУРА

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.

Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина // Вопросы философии № 12, 1994.

Гадамер Г. Искусство и подражание. Эстетика и герменевтика. // Актуальность прекрасного. М., 1992.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Коллингвуд Р. Д. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М., 1999.

Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000.

Мигунов А. С. Анти-эстетика // Вопросы философии № 7-8, 1994.

Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. № 2 (03). Волгоград: «Перемена», 2003. - С. 3-9.

 

Вопрос для обсуждения:

Проанализируйте тезисы философа Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»):

«6.41. Смысл мира находится вне мира… Если есть некая ценность, действительно обладающая ценностью, она должна находится вне всего происходящего…

6.42. Поэтому и невозможны предложения этики. Высшее не выразить предложением.

6.421. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно).»

 

 

СЕМИНАР 2

Природа и культура как объекты эстетического изучения. Основные понятия эстетики.

 

1. Эстетическая сторона природных и общественных процессов. Роль эстетического начала в человеческой жизни.

2. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание.

3. Понятия эстетического идеала, эстетического вкуса, потребности, оценки.

4. Эстетика как философская дисциплина, изучающая динамику исторического развития искусства. Соотношение традиции и инноваций в искусстве.

 

ЛИТЕРАТУРА

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Гройс Б. О новом // Б. Гройс. Утопия и обмен. – М. Знак, 1993.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Овсянников М. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М. 1989.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Турук Г. П. Распознание художественных вкусов. М., 1999.

Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – В 2 т. - М., 1983.

 

Вопрос для обсуждения:

Прокомментируйте высказывание философа Б. Гройса об архивации художественных ценностей и о разделении профанной и сакральной сфер в культуре:

«В архив собирается в первую очередь то, что на формальном уровне кажется непохожим на то, что уже собрано, и тем самым удостоверяет свою «подлинность». Однако для создания нового не достаточно формального отличия. Для архива новизна реальной вещи заключается не только в ее инородности, но, прежде всего, в ее способности хотя бы непродолжительное время репрезентировать сферу профанного за пределами архива – и тем самым соответствовать принципу полноты. Реальность репрезентируется не архивом в целом, а только новым в архиве – в силу того, что это новое некоторое время удерживает ауру бренности, указывающую на судьбу всего реально сущего».

 

 

СЕМИНАР 3.

Система эстетических категорий и понятий. Категории прекрасного и безобразного

1. Понятие «эстетическая категория». Эстетические категории как узловые моменты эстетического познания.

2. Категория прекрасного в античной философии, в классическом немецком идеализме и в современной эстетической теории.

3. Проявления прекрасного в природе, обществе, сознании, культуре. Прекрасное и эстетический идеал.

4. Категория безобразного. Соотношение прекрасного и безобразного в искусстве.

ЛИТЕРАТУРА:

Адорно Т. В. Эстетическая теория (с. 71-148). М., 2001.

Аристотель. Поэтика (Любое издание).

Гадамер Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М., 1992.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Крутоус В. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985.

Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993

Платон. Пир // Диалоги (Любое издание)

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М.; 1994.

Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах/ Спб.; 1999.

 

Вопрос для обсуждения:

Объясните определение прекрасного как чувственной видимости идеи в классическом идеализме Г. Ф. В. Гегеля. Почему философ наблюдает симптом завершения искусства в романтическом усилении понятийного содержания художественного творчества?

 

 

СЕМИНАР 4



Просмотров 1622

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!