![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Художественные идеалы Возрождения
1. Прекрасное в трактате Н. Кузанского "О красоте". 2. Красота и гармония у Л. Б.Альберти. 3. Философия искусства Леонардо да Винчи.
ЛИТЕРАТУРА Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.,1935. - Т.2 (6, 10 книги). Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. Вып. 6. - М.,1979. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. - М.-Л., 1935. Леонардо да Винчи. Избранное. - М.,1952. Эстетика Ренессанса в 2-х томах - М., 1981. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1989. Баткин Л. М. Категория разнообразия у Л.-Б. Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Советское искусствознание - 81. - М., 1982. - Вып. 1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1987. - Ч.1. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.,1986. - С. 236-278, 285-327. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. - С. 276-285, 291-351, 381-389. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. - М.,1982. - Вып.7.
Вопросы для обсуждения: 1. В чем заключено различие красоты и украшения у Альберти? 2. Почему Леонардо говорит о живописи как о "божественной науке"?
СЕМИНАР 8. Художественная теория и практика Нового времени (XVII - XVIII вв.) I. ЭСТЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Представления о вкусе в английской эстетики (Д. Юм, А. Джерард, Т. Рид, Э. Берк) 2. Теория воображения Дж. Аддисона. 3. Учение о красоте Ф. Хатчесона. Соотношение прекрасного и возвышенного у Э. Берка. II. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Г.Э. Лессинг о различии между поэзией и изобразительным искусством в "Лаокооне". 2. И. В. Гете о природе искусства ("О правде и правдоподобии в искусстве", "Простое подражание природе. Манера. Стиль", "О Лаокооне"). 3. Ф. Шиллер о наивной и сентименталистической поэзии ("О наивной и сентименталистической поэзии"). 4. Игра как выражение специфической особенности эстетического отношения у Ф. Шиллера ("Письма об эстетическом воспитании человека").
ЛИТЕРАТУРА Аддисон Дж. "Спектейтор" // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. Батте Ш. Начальные правила словесности в 4-х томах. - М., 1807. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М., 1979. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе вещей. - Л., 1940. Винкельман И.И. История искусства древности. - М., 1933. Гердер И.Г. Избранные сочинения. - М.-Л., 1959. Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1975-1980. - Т.10. Джерард А. Опыт о вкусе // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. Дидро Д. Опыты о живописи // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 314-370. Дидро Д. Парадокс об актере // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 538-590. Дидро Д. Философские исследования о происхождении и природе прекрасного // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 93-135. Ж. Ж. Руссо. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Избранные сочинения в трех томах. М.,1961. - Т.1. Кормин Н.А. Онтология эстетического. - М.,1992. - С.16-35. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М., 1957. Рид Т. Лекции об изящных искусствах //Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. - С. 290-312. Рид Т. Опыт об умственных способностях // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. - С. 313-321. Фридлендер Г. Лессинг. - М., 1957. Хатчесон Ф. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973. Хогарт У. Анализ красоты. - Л., 1987. Шефтсбери. Эстетические опыты. - М., 1974. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. - М., 1955-1957. - Т.6. Юм Ю. норме вкуса // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973. Юм Ю. Об утонченности вкуса и аффекта // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973.
Вопросы для обсуждения: 1. Как понимает Д. Юм "норму вкуса" и можно ли ее достигнуть? 3. Каким образом Берк характеризует состояние восторга?
СЕМИНАР 9. Концепция искусства романтизма 1. Теория поэзии у романтиков. Взаимоотношение философии и поэзии. 2. Теория комического и ироничного. 3. Романтический взгляд на гения.
ЛИТЕРАТУРА Арним фон А.Л. Примечание касательно отношения шутливых народных легенд к народной культуре // Эстетика немецких романтиков. - М.,1987. - С.411-447. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. - М.,1993, 4. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. - М.,1978. - С. 74-108. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. - М.,1991. - С.207-228. Дмитриева А.С. Проблемы иенского романтизма. - М.,1975. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М.,1981. - С.78-183. Кольридж С. Избранные труды. - М.,1987. - С.78-97, 192-207, 214-231. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика в 2-х томах. - М.,1983. - Т.1. - С. 91-191, 254-316, 358-417, 423-430. - Т. 2. - С. 330-335.
Вопросы для обсуждения: 1. Почему понятие "сентиментальное" является главным отличительным признаком романтизма у Шлегеля? 2. В чем отличие греческой, пластической поэзии от новой, романтической у Жан-Поля? 3. Как соотносится природная и искусная поэзия у Людвига Ахима фон Арнима ? Как взаимодействуют история и поэзия? 4. Почему в работе "Об изучении греческой поэзии" главной эстетической категорией немецкой культуры Ф. Шлегель называет "интересное"? Как соотносится у него "прекрасное" и "интересное"? 5. Что такое "эстетическая революция" в понимании Шлегеля и чем она должна быть обусловлена ("Об изучении греческой поэзии")? 6. Какие составные части смешного выделяет в своей "Приготовительной школе эстетики" Жан -Поль ? Почему смешное - это "возвышенное наоборот"? 7. Чем отличаются друг от друга у Жан-Поля сатира, юмор, ирония и каприз? 8. Почему у Жан-Поля ироническое "серьезно"?
СЕМИНАР 10.
![]() |