![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристики двигателей постоянного тока
Классификация и основные уравнения двигателей постоянного тока Двигатели постоянного тока находят широкое применение в тех случаях, когда по условиям работы исполнительного механизма требуется широкое изменение частоты вращения, и при этом часто имеют преимущества по сравнению с двигателями переменного тока. Используются они в металлургической промышленности, станкостроении, системах автоматического регулирования, широко применяются на электрическом транспорте, в авиации и автомобилестроении. Двигатели постоянного тока могут иметь мощность в пределах от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт. Как и генераторы, двигатели постоянного тока классифицируют по способу включения обмотки возбуждения. Различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Электрические схемы этих двигателей аналогичны схемам соответствующих генераторов. Отличие заключается в том, что ток якоря Iа в двигателях независимого и последовательного возбуждения равен сетевому току I, а в двигателях параллельного и смешанного возбуждения из сети потребляется и ток возбуждения Iв. Рассмотрим основные уравнения двигателей постоянного тока. 1. Уравнение равновесия напряжений для цепи якоря в режиме двигателя:
Упрощение уравнения производится так же, как для генераторов:
2. Уравнение баланса токов для двигателей параллельного и смешанного возбуждения:
3. Уравнение движения:
где J — момент инерции якоря двигателя и вращающихся частей приводного механизма; М— электромагнитный момент, развиваемый двигателем, Мс — момент сопротивления, равный сумме моментов приводимого механизма М2 и тормозного момента Mo, обусловленного потерями внутри самого двигателя. Уравнение частоты вращения двигателя можно получить если в(24.2) подставить вместо ЭДС его значение
Разрешив полученное уравнение относительно n получим
Характеристики двигателей постоянного тока Основными характеристиками, по которым оценивают рабочие свойства двигателей, являются: скоростная — зависимость частоты вращения от тока якоря, моментная — зависимость электромагнитного момента от тока якоря, механическая— зависимость частоты вращения от электромагнитного момента, п =f(M). Двигатели независимого и параллельного возбуждения.Все характеристики этих двигателей получают при постоянных значениях напряжения сети и тока возбуждения, обычно соответствующих своим номинальным значениям: U= U ном; IB = Iв.ном. 1. Скоростная характеристика n=f(Ia). Выражением, определяющим эту характеристику, является уравнение (24.5). Как следует из этого уравнения, если магнитная цепь двигателя ненасыщена и магнитный поток Ф = const, то зависимость п(Iа) линейная и с ростом тока якоря частота вращения уменьшается. Этому случаю соответствует сплошная линия на рис. 24.1. Поток якоря вызывает уменьшение потока возбуждения (
Рис.24.1. Скоростная(механическая)характеристика двигателя независимого возбуждения где Ф0 — магнитный поток, соответствующий номинальному току возбуждения 1В ном при холостом ходе двигателя; Как следует из формулы (24.5), при возрастании тока якоря в результате падения напряжения Если относительное значение суммарного сопротивления цепи якоря 2. Моментная характеристика M=f(Ia). Аналитически эта характеристика описывается формулой Как следует из этого уравнения, если магнитная цепь двигателя ненасыщена и магнитный поток Ф = const, то зависимость М(1а) линейная и с ростом тока якоря электромагнитный момент пропорционально увеличивается. Моментная характеристика в этом случае соответствует изображенной на рис. 24.2 прямой сплошной линии, выходящей из начала координат. Действительная моментная характеристика вследствие уменьшения магнитного потока из-за размагничивающего действия реакции якоря ( 3. Механическая характеристика n=f(M). Аналитическое выражение механической характеристики можно получить из уравнения (24.6), если выразить в нем ток якоря 1а через электромагнитный момент (
Рис. 24.2. Моментная характеристика двигателя независимого(параллельного)возбуждения Из уравнения (24.7) следует, что механическая характеристика двигателя имеет такой же вид, как и скоростная, т.е. изображенная на рис. 24.1 скоростная характеристика в другом масштабе будет являться механической характеристикой. Работа двигателя при Iа = 0 и М = 0 называется идеальным холостым ходом. Согласно уравнению (24.7), частота вращения при идеальном холостом ходе
В двигателях независимого возбуждения изменение частоты вращения при переходе от холостого хода (М= М0) к номинальной нагрузке (М= Мном) составляет лишь 2... 5 %. Такие слабопадающие механические и скоростные характеристики называются жесткими. Двигатели последовательного и смешанного возбуждения.Особенностью двигателя последовательного возбуждения является то, что его ток возбуждения равен току якоря (IВ = Iа), и поэтому для вывода выражений, определяющих вид его характеристик, предварительно необходимо определить связь между магнитным потоком Ф и током якоря Iа = Iв. Зависимость Ф =f(Ia) называется магнитной характеристикой. Идеальная магнитная характеристика (без учета размагничивающего действия реакции якоря) показана рис. 24.3 сплошной линией, а реальная (с учетом реакции якоря) — штриховой. Рис. 24.3. Магнитная характеристика двигателя последовательного вобуждения Все характеристики двигателя последовательного возбуждения получают при постоянном напряжении питания (обычно при U= UH0M). 1. Скоростная характеристика п = f(Ia). Подставив в уравнение (24.5) выражение для потока в зависимости от тока якоря в соответствии с магнитной характеристикой, получим формулу скоростной характеристики двигателя. Для упрощения анализа пренебрежем насыщением магнитной цепи и будем считать магнитную характеристику линейной:
Рис.24,4. Скоростная характеристика двигателя последовательного возбуждения Рис.24.5. Моментная характеристика двигателя последовательного возбуждения Тогда, подставив выражение (24.9) в уравнение (24.5), получим
Из уравнения (24.10) следует, что скоростная характеристика имеет гиперболический вид; на рис.24.4 она изображена сплошной линией. Особенностью скоростной характеристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений тока якоря. Из уравнения (24.10)следует также, что ось ординат (ось п) является для этой характеристики асимптотой. Реальная скоростная характеристика с учетом размагничивающего действия реакции якоря будет отклоняться от гиперболической кривой вверх, как показано штриховой линией на рис. 24.4. 2. Моментная характеристика M-f(Ia). Подставив в уравнение для момента выражение (24.9), получим формулу для электромагнитного момента двигателя с последовательным возбуждением:
Из выражения следует, что электромагнитный момент двигателя последовательного возбуждения пропорционален квадрату тока якоря, т.е. моментная характеристика имеет параболический вид; на рис.24.5 она изображена сплошной линией. С учетом размагничивающего действия реакции якоря момент в области больших токов будет меньше момента, получаемого по выражению (24.11) (штриховая линия на рис. 24.5). 3.Механическая характеристика п =f(М). Из выражения (24.11) ток якоря
Тогда, подставив (24.12) в (24.10), получим аналитическое выражение для механической характеристики:
Из выражения (24.13) следует, что механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения при U= const так же, как и его скоростная характеристика, имеет практически гиперболический вид (рис.24.6). Рис. 24.6. Механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения
Особенностью механической характеристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений тока якоря. Из уравнения (24.13) следует также, что ось ординат (ось п) является асимптотой для этой характеристики. При Вследствие сильной зависимости частоты вращения от нагрузки механические и скоростные характеристики двигателей последовательного возбуждения называют мягкими. Характеристики двигателей смешанного возбуждения занимают промежуточное положение между соответствующими характеристиками двигателей параллельного и последовательного возбуждения. При слабой последовательной обмотке они будут приближаться к характеристикам двигателя параллельного возбуждения, а при сильной — к характеристикам двигателя последовательного возбуждения. Сравнение характеристик двигателей.Двигатели параллельного (независимого) возбуждения имеют жесткую механическую характеристику и поэтому применяются в установках, где необходимо поддерживать постоянную частоту вращения при изменении момента нагрузки, например, в станках, прокатных станах, вентиляторах и т.д. Они также широко применяются при необходимости регулирования частоты вращения в широком диапазоне. В этом случае подводимое к якорю двигателя напряжение изменяется в широких пределах, в то время как напряжение возбуждения остается неизменным. В двигателях последовательного возбуждения электромагнитный момент имеет квадратичную зависимость от тока якоря, поэтому их применение предпочтительно, когда требуются большие пусковые моменты и наблюдаются частые перегрузки по моменту. Связано это с тем, что при одних и тех же колебаниях момента сопротивления ток и потребляемая мощность у двигателей последовательного возбуждения изменяются существенно меньше, чем у двигателей параллельного возбуждения. Двигатели последовательного возбуждения находят широкое применение на электрическом транспорте и в подъемных устройствах.
![]() |