![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Во-ле-Виконт и Версаль.Вопрос 31
Версальский дворец и парк, несмотря на их реализм в пространстве и времени, не могут восприниматься вне поэтического вымысла или вне фантазий, навеянных историческим прошлым. Версальский дворец с восточной стороны открывается в огромный парадный двор – так называемый «двор чести», или курдонёр. В XVII в. в архитектуре загородных вилл и резиденций складывается тип особняка «между двором и садом». Версальский дворец представляет собой невысокое и сильно распластанное по горизонтали здание, отделяющее суровый каменный «двор чести» от наполненного воздухом и светом парка фонтанов. Каменная мостовая перед дворцом настолько обширна и пустынна, что не находится соответствующего слова для обозначения этого явления. У каждой части этого пространства, конечно, есть свое историческое название: сначала идет Министерский двор, потом двор Короля, затем – ближайший к фасаду – Мраморный двор. Нежно розовые колонны, поддерживающие позолоченные балюстрады балконов, сочетаются бледно-кирпичным цветом стен, оттененных декоративными деталями из светлого камня. Сочетание кирпича и светлого камня как своеобразное новшество было применено Луи Лево – первым архитектором Версаля – в зданиях усадьбы Во-ле-Виконт под Парижем, в композиции которой проявились те принципы, которые впоследствии были развиты в версальском комплексе. Композиция версальской пространственной «увертюры» отчасти повторена в миниатюре перед фасадом Инженерного замка, хотя само здание резиденции императора Павла с его центрическим двором напоминает образ ренессансной цитадели Капраролы (Джакомо Бароцци да Виньолы) Если пространство вокруг Михайловского замка соразмерно человеку, а характер архитектуры отличается подчеркнутым величием, то в Версале наоборот: необъятные масштабы наружного пространства подводят нас не к грозной цитадели, а к исполненной изящества «музыкальной шкатулке», может быть, лишь слишком растянутой и протяженной, словно «заманивающей» посетителей в ее недра. Восточный фасад Версальского дворца скрывает наиболее старинную часть здания эпохи Людовика XIII, сохраненную Лево в массиве новых построек. Когда-то Версальский дворец представлял собой небольшое каре охотничьего замка, включавшего не более тридцати комнат. Четыре башнеобразных павильона по углам и небольшой ров придавали этому сооружению ренессансный вид. В предшественнике Версаля – замке Во-ле-Виконт, где работал тот же творческий коллектив: архитектор Луи Лево, декоратор Шарль Лебрен и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр – ров, окружающий главную постройку, напоминает о старинных традициях замковой архитектуры. И земли поместья Во, и версальская лесистая равнина – места достаточно болотистые, лишенные рельефа и не совсем благоприятные для глобального строительства. При этом сырая почва и обилие грунтовых вод позволили и в том, и в другом случае украсить экстерьер здания водным пространством. Отказываясь от замкового рва, архитектор планирует новый тип здания: уединенный замок превращается в величественный раскрытый во внешнее пространство дворец, стягивающий на себя трехлучие дорог, развернутых в сторону столицы. Золотая зеркальная галерея, ориентированная в сторону заходящего солнца – один из самых прекрасных интерьеров, спроектированный Ж.А. Мансаром. Огромные окна, достигающие пола, обилие зеркал и позолоты превращает этот светлый и величественный зал в некий светящийся золотой кристалл. Изнутри него сквозь высокие окна можно видеть бассейны с аллегориями рек, представляющими собирательный образ просторов Франции, вазы и цветники светлой балюстрады, с которой открывается изумительный вид на грандиозную перспективу версальского парка. Идея великолепного светлого зала, обращенного огромными окнами в парк и как бы включающего ландшафт в интерьер, появляется еще в особняке Во-ле-Виконт. Овальный, или Большой салон особняка, напоминающий своими криволинейными формами образцы итальянской барочной архитектуры, отличался космизмом декоративной программы.
Вид на дворец из парка
Зеркальный зал
Партер перед оранжереей
Мраморный двор Версаля
Главный дом усадьбы Во-ле-Виконт
Во-ле-Виконт принадлежал высокопоставленному вельможе Никола Фуке, и был задуман как миниатюрная загородная резиденция для приемов именитых гостей, в том числе и самого короля. В Версальском дворце также реализована идея космизма. В северной части дворца проходит анфилада интерьеров связанных с названиями известных со времен античности планет: салоны Аполлона (Солнца), Меркурия, Марса, Дианы (Луны), Венеры и Изобилия соответствуют парадному маршруту короля, идущего в церковь через залы мира и войны и зеркальную галерею западной части дворца. Осевая композиция регулярного парка была применена в миниатюре в декоративных ландшафтных партерах особняка Во-ле-Виконт. Сад Во-ле-Виконта также использует прием искусственного горизонта, превращая сад в «интерьер», как это сделано в многочисленных примерах «гротов», опорных стен и портиков, возникающих на центральной перспективной оси сада или отделяющих парадный двор от зеленых насаждений в садах Боболи палаццо Питти, в вилле папы Юлия II, в пленительных перспективах парка виллы д`Эсте с их эффектной осевой композицией и водным «органом» фонтанов. Версальский парк насыщен поэтическими встречами, и одна из них – миниатюрное повторение большого дворца – павильон Большой Трианон. Построенный Ж.А. Мансаром в 80-е годы XVII в., Трианон воспринимается как архитектурная «рифма» дворцу: низкое, распластанное в пространстве партерного сада классицистическое каре со сквозной аркадой в центре, отдаленно напоминающей полуциркульные высокие окна Зеркальной галереи. Сквозь аркаду, как и сквозь окна западной галереи Большого дворца, виден сад, но это не величественная перспектива необъятного пространства, а уединенный цветник, напоминающий фантастические театральные образы А. Бенуа. Этот новый «павильон Армиды» предваряется курдонёром, как и большой дворец, но изысканные позолоченные решетки и череда стройных ионических полуколонн розовато-кофейного цвета создают впечатление интимности и сдержанного великолепия.
Википедия Во-ле-Виконт В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени — архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца. 17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Кольбером для атаки на Фуке, король дал Кольберу согласие, и 5 сентября Фуке был арестован Д’Артаньяном. Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет. В 1875 году её продали с аукциона Альфреду Сомье, в запустевшем и разграбленном состоянии. Трудами Сомье и ландшафтного архитектора Габриэля Десталье усадьба была восстановлена. Во-ле-Виконт остаётся частной собственностью (графов Вогюэ) по сей день. В 1979 году в Во-ле-Виконт снимался фильм «Лунный странник» (Moonraker), в 1989 году — «Человек в железной маске». Версаль Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется. С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.
![]() |