Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Функциональное зонирование помещений общественно-культурного центра



 

Одной из важных задач архитектурного проектирования являются приведение функ-

ционально-технологических процессов, протекающих в здании, в определенную ясную сис-

тему. В начале необходимо проанализировать функционально-технологические процессы и

их условия, установить последовательность (очередность) этих процессов, определить на

этой основе взаимосвязь между отдельными помещениями или их группами и затем компо-

зиционную схему здания в целом.

 

Функциональная схема дает информацию о структуре функциональных связей объек-

та и о последовательности происходящих функциональных процессов, она раскрывает функ-

циональное содержание архитектурного объекта (рис. 2). В ходе дальнейшего проектирова-

ния осуществляют переход от функциональной к планировочной схеме.

 

 

 

Примеры функциональных схем общественных зданий

Б – блок схема:

а) функциональная схема здания правления международной нефтяной корпорации;

б) функциональная схема библиотеки;

в) функциональная схема кинотеатра;

г) функциональная схема здания театра

 

Принципы и приемы планировки общественных зданий

Формообразование главных и второстепенных помещений, их сочетание строится на

основе гармонизации и психофизиологических закономерностей внутреннего пространства.

В архитектурном проектировании общественных зданий сложились два основных метода

построения их архитектурно-планировочной композиции в зависимости от различного под-

хода к формированию внутреннего пространства зданий.

Первый метод, наиболее традиционный, основан на четком разделении всех помеще-

ний на однородные функциональные группы, выделение ядра композиции и элементов

функциональных связей. Система организации жизни в здании в том случае соответствует

внутренним пространствам.

Второй метод, соответствующий требованиям современной архитектуры, основан на

универсальности и многообразном использовании внутреннего пространства путем создания

единого укрупненного гибкого внутреннего пространства с простым очертанием объема. В

любом случае функциональные группы формируются на основе расчленения внутреннего

пространства специальными конструкциями – передвижными перегородками.

В целом выбор того или иного метода построения архитектурно-планировочной ком-

позиции зависит от конкретных функциональных градостроительных и художественно об-

разных задач и условий проектирования общественного здания.

Очевидно, что группировка внутренних пространств также влияет на композиционное

решение общественного здания. В одних случаях, когда ядро композиции располагается по

оси симметрии, а второстепенные помещения группируются вокруг него, формируется сим-

метричная схема.

В других, когда ядро композиции располагается внецентренно, а соподчиненные эле-

менты свободно группируются по отношению к нему, создается асимметричная схема ком-

позиции.

В зависимости от характера функциональных процессов группировка помещений

должна; учитывать: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного со-

пряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых,

взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (кори-

доры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько ра-

циональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем.

Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных

процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций.

Известные возможные сочетания пространств внутри здания сводятся к шести основ-

ным схемам: ячейковой, коридорной, анфиладной, зальной, павильонной и смешанной или

комбинированной (рис. 3).

Ячейковая схема состоит из частей, в которых функциональные процессы проходят в

небольших равновеликих пространственных ячейках (например, детские и школьные здания,

лечебные и административные учреждения). Самостоятельно функционирующие ячейки

могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

Коридорная схема складывается из сравнительно небольших ячеек, вмещающих части

единого процесса и связанных общей линейной коммуникацией, коридором. Ячейки могут

располагаться с одной или с двух сторон связывающего их коммуникационного коридора.

Анфиладная схема представляет собой ряд помещений, расположенных друг за дру-

гом и объединенных между собой сквозным проходом. Такая схема используется при един-

стве функционального процесса, требующего лишь незначительной степени подразделения

его частей, раскрывающихся одна в другую. Анфиладная схема применяется и зданиях музе-

ев, выставок, некоторых типов магазинов и предприятий службы быта (салонный тип).

 

Зальная схема основана на создании единого пространства для функции, требующих

больших нерасчлененных площадей, вмещающих массы посетителей. Зальная схема харак-

терна для зрелищных, спортивных зданий, крытых рынков и т. п.

Павильонная схема построена на распределении помещений или их групп в отдель-

ных объемах павильонах, связанных между собой единым композиционным решением (ге-

неральным планом), например, павильонный рынок, состоящий из павильонов «овощи фрук-

ты», «мясо», «молоко»; дома отдыха с павильонами спальных корпусом и т. п.

Зальная схема обычно дополняется группами второстепенных помещений, имеющих

коридорную пли анфиладную схемы. В таких случаях создаются комбинированные схемы

путем сочетания и совместного использования перечисленных выше схем (бескоридорная,

коридорно-кольцевая, анфиладно-кольцевая, ячейково-зальная). Таковы, например, клубы,

библиотеки, Дворцы культуры, в которых смешанная схема вызывается сложностью функ-

циональных процессов.

Перечисленные выше схемы группировки пространств внутри зданий являются осно-

вой при формировании различных композиционных схем общественных зданий и комплек-

сов: компактной, протяженной и расчлененной. Компактная композиционная схема включа-

ет зальную и комбинированную схемы группировки помещений. Протяженная (линейная)

схема композиции основана на коридорной и анфиладной группировке помещений. Расчле-

ненная композиционная схема формируется по принципу павильонной системы.

 



Просмотров 6138

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!