Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Коммуникационные связи общественных зданий и комплексов



Функциональная и объемно-планировочная организация общественных зданий пре-

допределяет плоскостную или пространственную взаимосвязь их помещений.

Для осуществления связи между различными группами помещений в пределах одно-

го этажа здания (или уровня целого комплекса) используются горизонтальные коммуника-

ции (коридоры, рекреации, пассажи, атриумы, фойе). Связи между этажами и уровнями

обеспечиваются вертикальными коммуникационными устройствами: лестницами, пандуса-

ми, лифтами, эскалаторами.

. Горизонтальные коммуникации

Основными коммуникационными помещениями являются коридоры. В зависимости

от объемно-планировочных решений зданий они делятся на следующие виды: коридоры с

односторонней застройкой, с двухсторонней застройкой, со смешанной застройкой.

Коридоры могут проектироваться прямолинейными, криволинейными, с уступами,

прямоугольной, кресто - и «У» - образной формы, а также, в зависимости от освещения,

сквозными (при двухстороннем освещении с торцов), тупиковыми и со световыми кармана-

ми (при освещении с одной стороны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикаль-

ным коммуникационным узлам.

Предельная длина коридора при двухстороннем освещении с торцов не должна пре-

вышать 48 м, при освещении с одного торца – не более 24 м. При большей длине требуется

устраивать световые карманы через 24 м, первый световой карман отстоит от освещаемого

торца максимум на 30 м.

Ширина коридора рассчитывается в соответствии с интенсивностью людских пото-

ков, но должно быть не менее 1,5 м для главных и 1,25 м – для второстепенных коридоров в

общественных зданиях. Двери в коридорах открываются по пути эвакуации.

Ширина коридора для прохода одного человека с открыванием дверей внутрь поме-

щения при односторонней застройке делается не ýже 90-100 см, при таком же открывании

дверей и проходом двух человек ширина коридора равна 130-140 см.

Ширина коридора с открыванием дверей внутрь помещений при двусторонней за-

стройке для прохода двух человек принимается 160 см, для прохода трех человек – 200 см.

При открывании дверей в коридор его ширина устанавливается из расчета на 50 см

больше ширины двери; при односторонней застройке – составляет 140 см, при двухсторон-

ней застройке равна 200см для разнесенного расположения дверей и 240 см при размещении

дверей из помещений друг напротив друга.

Пассаж – линейный атриум. Наиболее распространены в торговых сооружениях и

крупных комплексах примыкающие расположение атриума. В этом случае пространство

становится естественным продолжением видимого окружения, отделенного витражами ос-

текления. Функции общественного пространства в построении целостного интерьера: объе-

динение помещений, выделение зон, ориентация посетителей, обеспечения резерва развития.

Один из вариантов общественного пространства – пассаж.

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация

функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных коммуника-

ций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами.

Однако на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального

зонирования существенно изменяется, приобретая «пространственный» характер. Крупные

структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты городской среды, пре-

вращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий

стала возможна организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процес-

сов, протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность исполь-

зования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предпри-

ятий, совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы попутного

обслуживания и т. д.

Важнейшими функциональным и композиционным элементом построения внутрен-

ней среды является общественное пространство. По степени связи с внешней средой оно ин-

терпретируется как замкнутое или открытое, по форме – протяженное. Общественное про-

странство позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,

способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности, возникновению

контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и развлечений

 

 

В качестве горизонтальных коммуникационных связей используются механические

устройства – движущиеся тротуары в крупных зданиях и сооружениях, а также в общест-

венных центрах, где протяженность пешеходных передвижений является значительной. Их

конструктивное устройство и принцип действия практически не отличаются от эскалаторов

Фойе, кулуары обычно включаются в общественные здания, имеющие зрительные за-

лы. Кулуары непосредственно примыкают к залам и являются, с одной стороны, местом, от-

куда загружаются залы, с другой – местом прогулок и отдыха во время антрактов. Фойе яв-

ляется основным помещением при зрительном зале и предназначенного для ожидания, отды-

ха и прогулок публики, для устройства различных выставок, организации массовых культур-

ных мероприятий.

 

Вертикальные коммуникации

Важнейшими элементами вертикальных коммуникаций являются лестницы, которые

делятся на входные, главные и служебные (второстепенные), вспомогательные (для допол-

нительных связей между помещениями), аварийные и пожарные.

Размещают лестницы на основе общей схемы коммуникаций в здании так, чтобы

обеспечить удобную эксплуатацию и эвакуацию людей из здания.

Главные, или парадные, лестницы связывают вестибюль с группой помещений цен-

трального ядра здания и выполняются, как правило, открытыми.

Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со

ступенями.

В зданиях, где зрительные залы или другие основные помещения общественного на-

значения располагаются на втором этаже, главные лестницы устраиваются как парадные.

Служебные лестницы располагаются при служебных входах и предназначены для об-

служивающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополни-

тельных связей между этажами и обеспечения подсобных функциональных процессов. Для

эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях кроме основных и вспомогательных

необходимо устраивать аварийные лестницы.

В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одномаршевые, двух-

маршевые, трехмаршевые и многомаршевые

 

Принципиальные схемы лестниц

 

Пандусы

а) типы пандусов;

б) пандус в интерьере современного общественного здания;

в) вилла Савой в Пуасси. Арх. Ле Корбюзье;

г) конкурсный проект Дома Советов в М оскве. Арх. Ле Корбюзье;

д) музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. Арх. Ф. Л. Райт

Форма лестниц в плане зависит от взаимного расположения маршей и бывает прямо-

линейной, прямолинейной с поворотом, прямолинейной разветвленной, криволинейной,

овальной, винтовой.

Число лестниц и расположение их в плане здания зависят от архитектурно-

планировочного решения, степени огнестойкости здания, этажности и интенсивности люд-

ских потоков. Для огнестойких зданий предельное расстояние между лестницами составляет

80 м. Суммарная ширина лестничных маршей определяется из расчета не менее 0,6 м на 100

чел. от общего числа людей в наиболее населенном этаже, исключая первый. При высоте

этажа 3,3 м, ширине марша 1,2 м и уклоне 1:2 глубина лестничной клетки должна быть не

менее 5,4 м (в чистоте), а при высоте этажа 3,6 м – не менее 6 м

В общественных зданиях для главных лестниц размер ступени принимают равным

30×15 см, для служебных лестниц – 28×17 см.

Ширина маршей и лестничных площадок зависит от значимости лестницы и числа

людей, пользующихся ею. М инимальная ширина марша может быть 0,9 м, если лестницей

пользуются не более 5 чел. М инимальная ширина марша основных лестниц должна быть не

менее 1,2 м, а максимальная – не более 2,4 м (при большей расчетной ширине необходимо на

марше устанавливать промежуточные перила с поручнем). Во всех лестницах ширина мар-

шей должна быть одинаковой, а ширина площадок – равной ширине марша или больше ее.

Исключение составляют двухмаршевые разветвленные лестницы, где ширина среднего

марша должна быть не менее суммарной ширины боковых маршей, а ширина промежуточ-

ной площадки допускается равной 0,7 ширины среднего марша. В лестницах с шириной

марша до 1,5 м устанавливают один поручень (с правой стороны по ходу движения при

спуске), а при ширине марша более 1,5 м поручни целесообразно устраивать с двух сторон.

Высота поручня от плоскости проступи не должна быть менее 0,9 м.

Для обеспечения равномерности движения по лестнице и избежания несчастных слу-

чаев (особенно в аварийных условиях) целесообразно марши проектировать одной длины, а

подступенки – одинаковой высоты. Количество ступеней в одном марше основных лестниц

должно быть не менее 3 и не более 18.

Для связи между этажами в общественных зданиях наряду с лестницами используют-

ся пандусы.

Пандус – наклонная плоскость между двумя разными уровнями, служащая для пере-

мещения людей, удобный вид вертикальных коммуникаций. Размещают пандусы по тем же

правилам, что и лестницы.

Однако ввиду большой протяженности применение их ограничено, особенно внутри

зданий.

Уклон пандуса не более 1:7 внутри здания и не более 1:8 снаружи, удобными счита-

ются уклоны в пределах 1:10 – 1:8. Ширина пандуса определяется аналогично ширине марша

лестницы. В больших зданиях, где существуют интенсивные людские потоки, пандусы могут

быть целесообразны и рентабельны (торговые центры, музеи, выставки). В уникальных зда-

ниях пандусы играют активную композиционную роль

Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта – лифты, па-

терностеры и эскалаторы. Они имеют различные габариты, пропускную способность и сис-

тему передвижения, что определяет условия их применения

Лифт – наиболее распространенный вид механического транспорта в зданиях, пред-

ставляет собой устройство циклического действия для вертикального перемещения пасса-

жиров и грузов в кабине, движущейся в шахте по жестким направляющим. Лифты целесо-

образно использовать в административных, больничных, жилых и других больших зданиях;

подразделяются на пассажирские, служебно-хозяйственные, грузовые и специальные боль-

ничные. Пассажирские лифты могут быть обычными и скоростными (если скорость лифта

превышает 1 м/с). Применяются, как правило, в зданиях не менее 5 этажей. Но могут при-

меняться и при меньшей этажности (больницы, санатории и др.).

 

 

 

 

Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта

а) лифты;

б) патерностеры;

в) эскалаторы

Пассажирские лифты имеют грузоподъемность 400-750 кг и вмещают от 4 до 11 че-

ловек, скорость 1-1,5 м/с. Лифты общего пользования и служебно-хозяйственные имеют гру-

зоподъемность 1000-1500 кг. (14-21 чел.) и скорость 1-3,5 м/с.

 

 

Расположение лифтов в зданиях должно обеспечивать быструю и безошибочную про-

странственную ориентацию посетителей и исключать образование пересекающихся потоков

в вестибюлях и коридорах.

Лифты должны быть легко доступны, располагаться в вестибюле недалеко от входов в

здание. В зданиях до 8 этажей лифты располагают обычно около лестниц или в лестничных

клетках. В зданиях большей этажности, где лифты являются основным видом вертикального

транспорта, а лестницы дублирующим средством передвижения, лифты группируются в уз-

ловых частях здания. Количество лифтов в группе – не более 8.

Предлифтовые помещения имеют ширину не менее 1,5 ширины кабины лифта.

Лифт непрерывного действия (патерностер) представляет собой многокабинный не-

прерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом,

равным высоте этажа, кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте,

имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин

осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделе-

ние, а в нижней части шахты – приямок для свободного перемещения кабин в момент изме-

нения направления их движения со спуска на подъем

Эскалатор – наклонная лестница с движущимися ступенями для перемещения людей

между этажами. Эскалаторы используют в универмагах, на вокзалах, в станциях метро и

других местах непрерывного движения больших масс людей. Эскалаторы дают наибольшую

производительность подъема пассажиров непрерывным потоком. Пропускная способность

эскалатора в 4-5 раз выше, чем лестницы той же ширины. Эскалатор с шириной ленты в чис-

тоте – 84,5 см имеет пропускную способность 4000 чел/ч.

Эскалаторы могут быть одинарными, двойными и с большим числом лент. Размеща-

ют их в соответствии с направлениями и размерами людских потоков .

 

Эскалаторы

Угол уклона эскалатора равен 30°, ширина ленты – 60-110 см (обычно 80 см), ско-

рость – около 0,5 м/с, проступь равна 40 см.

В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы уста-

новки эскалаторов: с параллельным, перекрестным и последовательным расположением

маршей. Наиболее универсальной с точки зрения оптимальной организации движения пас-

сажиров является третья схема. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как

средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, распо-

ложенными в огнестойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная спо-

собность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех уста-

новленных эскалаторов.

 



Просмотров 3403

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!