![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Коммуникационные связи общественных зданий и комплексов
Функциональная и объемно-планировочная организация общественных зданий пре- допределяет плоскостную или пространственную взаимосвязь их помещений. Для осуществления связи между различными группами помещений в пределах одно- го этажа здания (или уровня целого комплекса) используются горизонтальные коммуника- ции (коридоры, рекреации, пассажи, атриумы, фойе). Связи между этажами и уровнями обеспечиваются вертикальными коммуникационными устройствами: лестницами, пандуса- ми, лифтами, эскалаторами. . Горизонтальные коммуникации Основными коммуникационными помещениями являются коридоры. В зависимости от объемно-планировочных решений зданий они делятся на следующие виды: коридоры с односторонней застройкой, с двухсторонней застройкой, со смешанной застройкой. Коридоры могут проектироваться прямолинейными, криволинейными, с уступами, прямоугольной, кресто - и «У» - образной формы, а также, в зависимости от освещения, сквозными (при двухстороннем освещении с торцов), тупиковыми и со световыми кармана- ми (при освещении с одной стороны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикаль- ным коммуникационным узлам. Предельная длина коридора при двухстороннем освещении с торцов не должна пре- вышать 48 м, при освещении с одного торца – не более 24 м. При большей длине требуется устраивать световые карманы через 24 м, первый световой карман отстоит от освещаемого торца максимум на 30 м. Ширина коридора рассчитывается в соответствии с интенсивностью людских пото- ков, но должно быть не менее 1,5 м для главных и 1,25 м – для второстепенных коридоров в общественных зданиях. Двери в коридорах открываются по пути эвакуации. Ширина коридора для прохода одного человека с открыванием дверей внутрь поме- щения при односторонней застройке делается не ýже 90-100 см, при таком же открывании дверей и проходом двух человек ширина коридора равна 130-140 см. Ширина коридора с открыванием дверей внутрь помещений при двусторонней за- стройке для прохода двух человек принимается 160 см, для прохода трех человек – 200 см. При открывании дверей в коридор его ширина устанавливается из расчета на 50 см больше ширины двери; при односторонней застройке – составляет 140 см, при двухсторон- ней застройке равна 200см для разнесенного расположения дверей и 240 см при размещении дверей из помещений друг напротив друга. Пассаж – линейный атриум. Наиболее распространены в торговых сооружениях и крупных комплексах примыкающие расположение атриума. В этом случае пространство становится естественным продолжением видимого окружения, отделенного витражами ос- текления. Функции общественного пространства в построении целостного интерьера: объе- динение помещений, выделение зон, ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов общественного пространства – пассаж. В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных коммуника- ций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами. Однако на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального зонирования существенно изменяется, приобретая «пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты городской среды, пре- вращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стала возможна организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процес- сов, протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность исполь- зования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предпри- ятий, совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы попутного обслуживания и т. д. Важнейшими функциональным и композиционным элементом построения внутрен- ней среды является общественное пространство. По степени связи с внешней средой оно ин- терпретируется как замкнутое или открытое, по форме – протяженное. Общественное про- странство позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,
контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и развлечений
В качестве горизонтальных коммуникационных связей используются механические устройства – движущиеся тротуары в крупных зданиях и сооружениях, а также в общест- венных центрах, где протяженность пешеходных передвижений является значительной. Их конструктивное устройство и принцип действия практически не отличаются от эскалаторов Фойе, кулуары обычно включаются в общественные здания, имеющие зрительные за- лы. Кулуары непосредственно примыкают к залам и являются, с одной стороны, местом, от- куда загружаются залы, с другой – местом прогулок и отдыха во время антрактов. Фойе яв- ляется основным помещением при зрительном зале и предназначенного для ожидания, отды- ха и прогулок публики, для устройства различных выставок, организации массовых культур- ных мероприятий.
Вертикальные коммуникации Важнейшими элементами вертикальных коммуникаций являются лестницы, которые делятся на входные, главные и служебные (второстепенные), вспомогательные (для допол- нительных связей между помещениями), аварийные и пожарные. Размещают лестницы на основе общей схемы коммуникаций в здании так, чтобы обеспечить удобную эксплуатацию и эвакуацию людей из здания. Главные, или парадные, лестницы связывают вестибюль с группой помещений цен- трального ядра здания и выполняются, как правило, открытыми. Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со ступенями. В зданиях, где зрительные залы или другие основные помещения общественного на- значения располагаются на втором этаже, главные лестницы устраиваются как парадные. Служебные лестницы располагаются при служебных входах и предназначены для об- служивающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополни- тельных связей между этажами и обеспечения подсобных функциональных процессов. Для эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях кроме основных и вспомогательных необходимо устраивать аварийные лестницы. В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одномаршевые, двух- маршевые, трехмаршевые и многомаршевые
Принципиальные схемы лестниц
Пандусы а) типы пандусов; б) пандус в интерьере современного общественного здания; в) вилла Савой в Пуасси. Арх. Ле Корбюзье; г) конкурсный проект Дома Советов в М оскве. Арх. Ле Корбюзье; д) музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. Арх. Ф. Л. Райт Форма лестниц в плане зависит от взаимного расположения маршей и бывает прямо- линейной, прямолинейной с поворотом, прямолинейной разветвленной, криволинейной, овальной, винтовой. Число лестниц и расположение их в плане здания зависят от архитектурно- планировочного решения, степени огнестойкости здания, этажности и интенсивности люд- ских потоков. Для огнестойких зданий предельное расстояние между лестницами составляет 80 м. Суммарная ширина лестничных маршей определяется из расчета не менее 0,6 м на 100 чел. от общего числа людей в наиболее населенном этаже, исключая первый. При высоте этажа 3,3 м, ширине марша 1,2 м и уклоне 1:2 глубина лестничной клетки должна быть не менее 5,4 м (в чистоте), а при высоте этажа 3,6 м – не менее 6 м В общественных зданиях для главных лестниц размер ступени принимают равным 30×15 см, для служебных лестниц – 28×17 см. Ширина маршей и лестничных площадок зависит от значимости лестницы и числа людей, пользующихся ею. М инимальная ширина марша может быть 0,9 м, если лестницей пользуются не более 5 чел. М инимальная ширина марша основных лестниц должна быть не менее 1,2 м, а максимальная – не более 2,4 м (при большей расчетной ширине необходимо на марше устанавливать промежуточные перила с поручнем). Во всех лестницах ширина мар- шей должна быть одинаковой, а ширина площадок – равной ширине марша или больше ее. Исключение составляют двухмаршевые разветвленные лестницы, где ширина среднего марша должна быть не менее суммарной ширины боковых маршей, а ширина промежуточ- ной площадки допускается равной 0,7 ширины среднего марша. В лестницах с шириной марша до 1,5 м устанавливают один поручень (с правой стороны по ходу движения при спуске), а при ширине марша более 1,5 м поручни целесообразно устраивать с двух сторон. Высота поручня от плоскости проступи не должна быть менее 0,9 м. Для обеспечения равномерности движения по лестнице и избежания несчастных слу- чаев (особенно в аварийных условиях) целесообразно марши проектировать одной длины, а подступенки – одинаковой высоты. Количество ступеней в одном марше основных лестниц должно быть не менее 3 и не более 18. Для связи между этажами в общественных зданиях наряду с лестницами используют- ся пандусы. Пандус – наклонная плоскость между двумя разными уровнями, служащая для пере- мещения людей, удобный вид вертикальных коммуникаций. Размещают пандусы по тем же правилам, что и лестницы. Однако ввиду большой протяженности применение их ограничено, особенно внутри зданий. Уклон пандуса не более 1:7 внутри здания и не более 1:8 снаружи, удобными счита- ются уклоны в пределах 1:10 – 1:8. Ширина пандуса определяется аналогично ширине марша лестницы. В больших зданиях, где существуют интенсивные людские потоки, пандусы могут быть целесообразны и рентабельны (торговые центры, музеи, выставки). В уникальных зда- ниях пандусы играют активную композиционную роль Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта – лифты, па- терностеры и эскалаторы. Они имеют различные габариты, пропускную способность и сис- тему передвижения, что определяет условия их применения Лифт – наиболее распространенный вид механического транспорта в зданиях, пред- ставляет собой устройство циклического действия для вертикального перемещения пасса- жиров и грузов в кабине, движущейся в шахте по жестким направляющим. Лифты целесо- образно использовать в административных, больничных, жилых и других больших зданиях; подразделяются на пассажирские, служебно-хозяйственные, грузовые и специальные боль- ничные. Пассажирские лифты могут быть обычными и скоростными (если скорость лифта превышает 1 м/с). Применяются, как правило, в зданиях не менее 5 этажей. Но могут при- меняться и при меньшей этажности (больницы, санатории и др.).
Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта а) лифты; б) патерностеры; в) эскалаторы Пассажирские лифты имеют грузоподъемность 400-750 кг и вмещают от 4 до 11 че- ловек, скорость 1-1,5 м/с. Лифты общего пользования и служебно-хозяйственные имеют гру- зоподъемность 1000-1500 кг. (14-21 чел.) и скорость 1-3,5 м/с.
Расположение лифтов в зданиях должно обеспечивать быструю и безошибочную про- странственную ориентацию посетителей и исключать образование пересекающихся потоков в вестибюлях и коридорах. Лифты должны быть легко доступны, располагаться в вестибюле недалеко от входов в здание. В зданиях до 8 этажей лифты располагают обычно около лестниц или в лестничных клетках. В зданиях большей этажности, где лифты являются основным видом вертикального транспорта, а лестницы дублирующим средством передвижения, лифты группируются в уз- ловых частях здания. Количество лифтов в группе – не более 8. Предлифтовые помещения имеют ширину не менее 1,5 ширины кабины лифта. Лифт непрерывного действия (патерностер) представляет собой многокабинный не- прерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделе- ние, а в нижней части шахты – приямок для свободного перемещения кабин в момент изме- нения направления их движения со спуска на подъем Эскалатор – наклонная лестница с движущимися ступенями для перемещения людей между этажами. Эскалаторы используют в универмагах, на вокзалах, в станциях метро и других местах непрерывного движения больших масс людей. Эскалаторы дают наибольшую производительность подъема пассажиров непрерывным потоком. Пропускная способность эскалатора в 4-5 раз выше, чем лестницы той же ширины. Эскалатор с шириной ленты в чис- тоте – 84,5 см имеет пропускную способность 4000 чел/ч. Эскалаторы могут быть одинарными, двойными и с большим числом лент. Размеща- ют их в соответствии с направлениями и размерами людских потоков .
Эскалаторы Угол уклона эскалатора равен 30°, ширина ленты – 60-110 см (обычно 80 см), ско- рость – около 0,5 м/с, проступь равна 40 см. В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы уста- новки эскалаторов: с параллельным, перекрестным и последовательным расположением маршей. Наиболее универсальной с точки зрения оптимальной организации движения пас- сажиров является третья схема. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, распо- ложенными в огнестойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная спо- собность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех уста- новленных эскалаторов.
![]() |