![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Познание истины благодаря естеству
Слова пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям: "...благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце...", - указывают на то, что Аллах Всевышний, слава Ему, создал Своих рабов, наделив их способностью познания истины, склонностью к ней и способностью воспринимать её, внушив им изначальную любовь к истине. Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "Каждый младенец рождается в своём естественном состоянии /фитра/..." (Аль-Бухари и Муслим) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавший хадис, сказал: "Прочтите, если желаете, (аят, в котором сказано): "(.. .с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, который сотворил людей так..." "Румы". 30. И Аллах Всевышний поведал, что сердце верующего успокаивается при поминании Аллаха, расширяясь благодаря свету веры. Вот почему человек возвращается к поминанию в случае возниновения сомнений, и то, что внушит ему спокойствие, послужит свидетельством благочестия, в противном же случае это будет греховным. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца!" "Гром". 28. Два признака греховного У греховного есть два признака, один из которых является внутренним. Речь идёт о том чувстве беспокойства, тревог отвращения, которые грех оставляет после себя в душе, относительно чего у неё нет уверенности. Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "...греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе.." Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Греховное ранит сердца ". Внешним признаком греховного является нежелание человека чтобы о каком-либо его поступке узнали достойные люди, которых он стыдится, при том условии, что это нежелание обусловлено религиозными мотивами, а не носит обычного характера. Когда же в наличии имеются оба этих признака и что-нибудь греховное осуждается самим совершающим грех человеком, как было бы оно подвергнуто осуждению и другими, если бы они об этом узнали, это в наибольшей степени способствует распознаванию греховного в случае возникновения сомнений. 4. Отказ от выполнения фетвы и неуклонное её соблюдение Мусульманину следует отказаться от выполнения фетвы, если её смысл противоречит тому, что он чувствует. Причина состоит в том, что сама по себе фетва не является ни богобоязненностью, ни благочестием, а также в том, что лицо, выносящее фетву, основывается на внешних признаках, тогда как человек знает о самом себе то, что выносящему фетву неизвестно. Причина может быть ещё и в том, что человек, осуждающий свой собственный поступок, может относиться к числу тех людей, сердцам которых Аллах помог воспринять истину, в то время как другой человек может выносить фетву, основываясь исключительно на предположениях или находясь под воздействием своих пристрастий и не опираясь на указания шариата. Имам ан-Навави сказал: "Если ты получишь подарок от такого человека, большая часть имущества которого добыта запретным путём, и душа твоя станет колебаться ( испытывая сомнения) относительно того, дозволено ли (принимать этот подарок), а муфтий даст тебе фетву о дозволенности употребления этого в пищу, то эта фетва не устранит сомнений. То же самое относится и к такому случаю, когда женщина сообщит человеку о том, что он является молочньм братом такой-то девушки. При этом даже если муфтий вынесет решение о дозволенности брака с ней, это решение не устранит сомнений, а поэтому следует придерживаться благочестия, невзирая на советы, которые будут давать человеку люди". Однако когда фетва подкрепляется соответствующими укaзаниями шариата, мусульманин должен принять её во внимание и неуклонно следовать ей, даже если он будет и не рад этому. Примером могут служить те случаи, когда шариат позволяет отказываться от выполнения некоторых религиозных обязанностей или выполнять их в сокращённом виде. Среди прочего это относится к разрешению не соблюдать пост во время болезни или в пути и к сокращению молитвы во время путешествия. Однако если на что-нибудь имеется соответствующее указание в Коране или сунне, верующему остаётся только повиноваться Аллаху и Его посланнику, как сказал об этом Всевышний: "Ни для верующего, ни для верующей нет выбора ни в каком деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение..""Сонмы". 36. И ему следует принимать это с радостью и покорностью, ведь Аллах Всевышний сказал: "Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью." "Женщины", 65. 5. Чудо посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, В хадисе Вабисы, да будет доволен им Аллах, сообщается о великом чуде, совершённом посланником Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ведь пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сообщил Вабисе о его намерении, еще до того как Вабиса заговорил об этом! Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал ему: "Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии и греховности?" В "Аль-Хилйа" Абу Нуайм приводит хадис, передаваемый со слов Вабисы, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что он сказал: "(В своё время) я пришёл к посланику Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, намереваясь спросить его обо всём, что касается благочестия и греховного, не оставив ничего (без внимания). И когда я стал подходить (к нему, люди) сказали: "О Вабиса, оставь в покое посланника Аллаха!" (На это) я сказал: "Дайте мне подойти к нему, ибо, поистине, изо всех людей я больше всего хочу подойти именно к нему!" И тогда (пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал: "Подойди, о Вабиса», - и я приблизился к нему настолько, что колени наши соприкоснулись. После этого он сказал: "О Вабиса, сказать тебе, о чём ты пришёл спросить?" Я сказал: "Скажи мне (это), о посланник Аллаха! " (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал: "Ты пришёл, чтобы спросить (меня) о благочестии и греховном". Я сказал: "Да", - и тогда (пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) соединил свои пальцы и стал постукивать ими мне по груди со словами: "Спрашивай свою душу, спрашивай своё сердце, о Вабиса (, ибо) благочестие есть то, в чём чувствует уверенность душа и в чём чувствует уверенность сердце, греховным же является то, что продолжает шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)".
![]() |