Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОЧЕРЕДНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ



Очередность удовлетворения требований - это порядок распределения конкурсной массы между кредиторами1.
Внеочередные расходы и требования. Вне очереди погашаются следующие текущие обязательства (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве):
- судебные расходы должника, в т.ч. на опубликование сообщений;
- вознаграждение арбитражному управляющему, реестродержателю;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
- требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом;
- требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
Например, к таким судебная практика относит требования кредитора о взыскании своих расходов по уплате госпошлины при подаче заявления о банкротстве должника. Такие расходы не признаются ни убытками заявителя, ни обязательными платежами, а относятся к судебным расходам, распределение которых разрешается в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Поэтому право на взыскание госпошлины с должника возни
Схемы, показывающие очередность удовлетворения требований кредиторов, приведены в Приложениях.
145
кает только после принятия решения о признании должника банкротом. Такая задолженность признается текущей и подлежит удовлетворению вне очереди.1
- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства и т. д.
Последовательность удовлетворения внеочередных требований определяется ст. 855 ГК РФ.
Очередные требования. Требования кредиторов, которые не причислены законом к внеочередным, удовлетворяются в порядке 3-х очередей.
1- я очередь удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:
а) требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Расчеты с такими лицами производятся путем капитализации соответствующих повременных платежей и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет;
б) требования о компенсации морального вреда.
Если должник является страхователем по обязательному социальному страхованию, то требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в связи с наступлением страхового случая, могут быть учтены в качестве требований кредиторов первой очереди только в части, превышающей обеспечение по страхованию, на которое указанные лица имеют право в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Фонд социального страхования РФ, предоставляющий такое обеспечение застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и др.), вправе потребовать от должника капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Такое требование фонда квалифицируется как требование кредитора третьей очереди.

Требования граждан, не имеющих право на получение страховых выплат по обязательному социальному страхованию, относятся к первой очереди. Размер повременных платежей, подлежащих капитализации, определяется согласно ст. 1085 ГК РФ. В силу п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику переходит к РФ. В этом случае обязательства должника перед гражданами переходят к РФ. При этом капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. От имени РФ
Постановление Девятого арбитражного аппеляционного суда от 27 августа 2007 г. № 09АП-10888/2007-ГК // Опубликован не был.
146
предъявить должнику требование в виде капитализированных платежей вправе Федеральная налоговая служба.
В процедурах капитализация повременных платежей производится только в конкурсном производстве. При заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате, т.к. деятельность должника - юридического лица - не прекращается. Подлежит погашению только задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.1
2-я очередь удовлетворения требований кредиторов:
а) выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (задолженность, образовавшаяся до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом);
б) выплата вознаграждений авторам результатов творческой деятельности.
3-я очередь удовлетворения требований кредиторов:
а) требования конкурсных кредиторов;
б) требования уполномоченных органов (задолженность, образовавшаяся до принятия судом заявления о признании должника банкротом).
Требования третьей очереди разбиты на 2 подгруппы, которые условно можно назвать: очередь 3.1 и очередь 3.2. При переходе к расчетам с кредиторами 3-й очереди вначале удовлетворяются требования всех кредиторов очереди 3.1, а затем требования кредиторов, отнесенные к очереди 3.2. Критерием отнесения требований к подгруппам служит характер требования.
Очередь 3.1 включает требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по уплате основной суммы долга, причитающихся процентов; проценты, начисленные за время моратория в ходе внешнего управления2; требования по неденежным обязательствам, при условии, что кредиторы трансформировали их в требования по возмещению реального ущерба3. Например, кредитор - заказчик имел требование к должнику о передаче материалов маркетингового исследования. Чтобы возместить убытки, причиненные неисполнением требования, заказчик обратился в арбитражный суд с иском о возмещении должником реального ущерба. Удовлетворение иска

О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.11.06 № 67 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 1.
2 Никитина О.А. Указ. соч. - С. 19.
3 Подробнее о правовом статусе кредиторов по неденежным обязательствам в ходе конкурсного производства см.: Серан А.В. Правовое положение кредиторов по неденежным обязательствам в процедуре банкротства // Арбитражная практика. - 2004. - № 8. - С. 14-16.
147
трансформирует неденежное требование заказчика в денежное, что даст ему право на включение этого требования в реестр в составе 3-й очереди.
Очередь 3.2 включает требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных
финансовых санкций1.
Например, после оплаты внеочередных расходов конкурсная масса составляет 300 000 рублей. К первой очереди отнесены требования об уплате 100 000 рублей, ко второй - 400 000 рублей, а к третьей - 600 000 рублей. При расчетах с кредиторами требования 1-й очереди будут удовлетворены полностью, а для расчетов с кредиторами 2-й очереди останется 200 000 рублей. Поэтому каждый из таких кредиторов получит за один рубль долга по 50 копеек, т.е. 50% от причитающихся ему сумм. Суммы задолженности перед кредиторами 3-й очереди выплачены не будут.
Особенности удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника («залоговых кредиторов»). Такие требования удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения договора залога (ст. 134, 138 Закона о банкротстве). Это исключение во многом снижает гарантии, предоставленные законом залогодержателю2. Если средств, полученных от продажи предмета залога, оказалось недостаточно для расчетов с залоговым кредитором, то в оставшейся части требования этого кредитора
удовлетворяются в составе требований кредиторов 3-й очереди.
Например, 1 февраля 2005 г. на гражданина Ванина был совершен наезд с причинением вреда здоровью работником ЗАО «А» при исполнении им служебного задания. 1 марта 2005 г. ЗАО «А» получило банковский кредит в размере 400 000 рублей под залог ценных бумаг стоимостью 500 000 рублей сроком на 1 месяц. ЗАО «А» оказалось неспособным выплатить банку сумму кредита, и по заявлению банка было возбуждено производство по делу о банкротстве. На этот момент задолженность по оплате труда работников ЗАО «А» составила 200 000 руб. Каким образом будет распределяться конкурсная масса ЗАО «А» между кредиторами? В первую очередь за счет средств, полученных от продажи заложенных ценных бумаг, были произведены выплаты гражданину
Уменьшение объема правовых гарантий удовлетворения требований кредиторов о взыскании финансовых санкций связано с тем, что «не может быть никакого юридического равенства между кредитором, который не получил денежные средства за проданное должнику имущество, и тем кредитором, который получил все сполна, но вдобавок к этому еще и обеспечил свое требование неустойкой» (Хими-чев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве / - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 50).
2 Дело в том, что практически невозможно найти организацию, которая на момент заключения договора залога не имела бы обязательств если не первой, то второй очереди. Поэтому когда средства от реализации предмета залога покроют только требования кредиторов, возникшие до заключения соответствующего договора залога, то положение залогодержателей фактически уравнивается с положением конкурсных кредиторов (См.: Химичев В.А. Особенности правового положения залоговых кредиторов при банкротстве // Арбитражная практика. - 2004. - № 5. - С. 8-9).
148
Ванину путем капитализации повременных платежей на общую сумму 150 000 рублей. Затем, за счет средств, оставшихся от продажи заложенных ценных бумаг, были удовлетворены требования банка в размере 350 000 рублей. Затем была выплачена задолженность по оплате труда работников ЗАО «А». Требования банка о выплате 50 000 рублей, не покрытые стоимостью заложенных ценных бумаг, были включены в состав 3-й очереди.
Послеочередные требования - требования, которые удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр:
1. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра.
2. Требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства.
Требования кредиторов, которые считаются погашенными (п. 9 ст. 142 Закона о банкротстве): полностью удовлетворенные; прекратившиеся в связи с прекращением обязательства; не удовлетворенные по причине недостаточности имущества; не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд; признанные арбитражным судом необоснованными. Погашенные требования не могут быть больше предъявлены к должнику. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме из-за недостаточности имущества должника, вправе предъявить свои требования к лицам, незаконно получившим имущество должника.

Конкурсная масса представляет собой всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов

Конкурсная масса — это:

· основные и оборотные средства

· нематериальные активы

· дебиторская задолженность

· прочие и активы, находящиеся на балансе должника

 

53 Понятие налога и сбора. Функции налогов

Налоги — основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных времен. Как элемент экономической культуры налогообложение присуще всем государственным системам.

Экономическую сущность налогообложения составляет прямое изъятие государством определенной части валового национального дохода для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Объектами налогообложения являются:

  • прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);
  • имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);
  • операции по реализации товаров, работ и услуг;
  • стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Определение налога и сбора

Налог– определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.

Сборпредставляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.

Сравнение налога и сбора

Казалось бы, существенной разницы между налогом и сбором нет, ведь все деньги, уплачиваемые предприятиями и населением, в конечном итоге поступают в казну государства. Однако существенные различия у этих понятий все же есть, и отражают они отношения между плательщиками и страной. Так, налоги являются обязательными платежами, в то время как сборы могут быть осуществлены или нет в зависимости от того, насколько сильно в этом нуждается субъект. Кроме того, в первом случае государство установило право за собой изымать часть средств без разрешения субъекта, во втором же – согласие плательщика обязательно. Разница между налогом и сбором заключается и в расчете суммы платежа, то есть налог – это определенный процент от чего-либо, а сбор – это фиксированная сумма.

разница между налогом и сбором заключается в следующем:

  1. Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  2. Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным волеизъявлением плательщика;
  3. Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.

Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Функции налогов и их взаимосвязь

Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.

В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:

· регулирующую;

· социальную;

· контрольную.

· фискальная политика налогообложение российский

· Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:

· для обшей корректировки производственной и социальной активности;

· защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;

· развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.



Просмотров 1036

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!