Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов



1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(ОВД)

государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

Правовые механизмы взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел урегулированы межведомственными правовыми актами.

Органы внутренних дел и налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга:

об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;

о принятых мерах по их пресечению; о проводимых ими налоговых проверках.

Также в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ) они осуществляют обмен другой необходимой информацией, в том числе:

при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ).

Порядок направления таких материалов урегулирован Инструкцией "О порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения" (приложение 2 к совместному Приказу МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76, АС-3-06/37);

если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения налогового преступления, налоговые органы обязаны в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).

В случае выявления признаков налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией "О порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления" (приложение 3 к совместному Приказу МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76, АС-3- 06/37).

Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами организуется и по другим направлениям, таким как:

мероприятия по контролю за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1>;

<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

мероприятия по контролю за продажей и хождением в регионах специальных марок для маркировки алкогольной продукции; по выявлению и пресечению фактов подпольного производства и реализации неучтенной алкогольной продукции; по предотвращению незаконного предпринимательства в сфере торговли спиртными напитками; по раскрытию других замаскированных преступлений, связанных с производством и реализацией алкогольной продукции;

мероприятия по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства физическими и юридическими лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения; и др.

Важной задачей органов внутренних дел в сфере налогообложения являются обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, а также защита должностных лиц налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими своих служебных обязанностей. Соответствующие полномочия органов внутренних дел определены в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1> (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов и их близких и сохранности их имущества органами внутренних дел могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности (ст. 5 указанного Закона): 1)

личная охрана, охрана жилища и имущества; 2)

выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3)

временное помещение в безопасное место; 4)

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5)

перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6)

переселение на другое место жительства; 7)

замена документов, изменение внешности.

В целях реализации указанных мер безопасности органы внутренних дел могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> (в ред. от 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ).

 

55 Налоговая система. Классификация налогов

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал понятие так: Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации) и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и некоторые другие налоги.

К основным налогам субъектов Российской Федерации относятся налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов и сборов.

Формально определенный законом статус того или иного налога (федеральный, региональный, местный) еще не определяет тот бюджет, в который этот налог поступает.

Законодательство о налогах и сборах — совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов исборов

на территории РФ. Подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершениеналогового правонарушения.

Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины и сборы.

Налоги и иные обязательные платежи могут быть классифицированы по различным основаниям. По способу взимания выделяются

- прямые (подоходно-поимущественные) налоги,

- косвенные налоги (налоги на потребление)

Прямые налоги - взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ В свою очередь прямые налоги подразделяются на личные и реальные налоги Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода.

Реальными налогами облагается предполагаемый усредненный доход (единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес).

Косвенные налоги - взимаются в процессе расходования материальных благ. Среди косвенных налогов выделяются:

- индивидуально-косвенные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

- универсально-косвенные налоги, которыми облагаются все или почти все товары, работы и услуги (НДС, налог с продаж);

- таможенные пошлины, взимаемые с лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции.

По способу обременения:

- раскладочные (репартиционные) налоги;

- количественные (долевые, квотативные) налоги.

Раскладочные налоги представляют собой разделенную в равных долях между плательщиками определенную сумму конкретных государственных расходов.

При взимании количественных налогов государство принимает во внимание налоговую способность налогоплательщиков.

По целевой направленности:

- общие (абстрактные) налоги;

- целевые налоги.

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет в результате уплаты общих (абстрактных) налогов, не связаны с каким-либо конкретным направлением их расходования (НДС, налог на прибыль, подоходный налог). Целевые налоги, напротив, предполагают расходование собранных в результате их взимания денежных средств, лишь на строго определенные цели (водный налог, транспортный налог, дорожный налог).

По принадлежности к бюджету определенного уровня:

- закрепленные налоги;

- регулирующие (разноуровневые) налоги.

Закрепленные налоги систематически и полностью поступают в бюджет определенного уровня. Поступления же от регулирующих налогов распределяются между бюджетами различных уровней (налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональные бюджеты соответственно по ставке 11 и 19 %).

По уровню налоговой системы:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги.

По субъекту налога:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами (подоходный налог, налог на наследование или дарение);

- налоги с организаций (налог на прибыль, НДС);

- налоги со смешанным субъектным составом (смежные налоги). Примером таких налогов служат: государственная пошлина, налог на недвижимость.

По периодичности уплаты:

- регулярные налоги (систематические, текущие). К ним относятся налог на прибыль, НДС;

- разовые налоги (сборы и пошлины).

В зависимости от субъекта, осуществляющего исчисление налогов, выделяются:

- окладные налоги;

- неокладные налоги.

Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами (налог на имущество физических лиц), а неокладных налогов - налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

Прямые и косвенные налоги имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. У прямых налогов самым главным преимуществом считается то, что такие налоги обеспечивают стабильные и непрерывные поступления в государственный бюджет. Прямые налоги – это эффективное средство для целенаправленного воздействия на фактор и спрос распределения доходов, а также обеспечения стабильности. К недостаткам прямых налогов относят открытость. Каждый налогоплательщик очень хорошо видит величину и долю налога, которого с них взимают. Бывают случаи, когда при большом объеме доходов, многие налогоплательщики стремятся к тому, чтобы скрыть свой доход. Это называется уклонение от уплаты налога. К основным преимуществам косвенных налогов можно отнести скрытый характер, люди могут даже и не подозревать, что уплачивают налог. Благодаря тому, что есть косвенные налоги, можно поддерживать на рациональном экономическом уровне стоимость товаров с низкой (или очень низкой) себестоимостью. А из недостатков косвенных налогов можно отнести то, что они могут усиливать неравномерный характер в распределении налогового бремени. Таким образом, прямые и косвенные налоги могут, как улучшать жизнедеятельность населения и государства, так и ухудшать восприятие жизнедеятельности.




Просмотров 764

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!