Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Организация начисления балов



Рейтинговая система контроля знаний студентов по дисциплине «материаловедение» разработана в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля успешности обучения студентов в Полоцком государственном университете», одобренным Советом университета 25 марта 2005 г. и утвержденным приказом №123 от 3 мая 2005г.

Система контроля знаний студентов включает следующие направления оценки успешности обучения:

1-е направление – оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины;

2-е направление – текущий контроль успешности изучения дисциплины;

3-е направление – итоговый контроль успешности изучения дисциплины;

4-е направление – оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью в процессе изучения дисциплины.

Для оценки успешности изучения дисциплины «Материаловедение» по первому направлению, выделяется общее количество баллов, равное 100, которое распределяется следующим образом:

1-е направление — 100 баллов
36 ч лекций×1балл 36 баллов за 100% посещение лекций
36 ч лаб. работы×1балл 36 баллов за 100% посещение лаб. занятий
баллы за успешное выполнение предатестационных заданий 28 баллов самостоятельная работа по тематике лекций и лаб. работ
итого 100 баллов

 

Для оценки успешности изучения дисциплины по второму направлению, выделяется общее количество баллов, равное 360, которое распределяется следующим образом:

2-е направление — 360 баллов
успешная защита выполненных лабораторных работ 360 баллов за своевременную защиту 100% лаб. работ
итого 360 баллов

 

Для оценки успешности изучения дисциплины по третьему направлению, выделяется общее количество баллов, равное 300, которое распределяется следующим образом:

3-е направление — 300 баллов
Устный итоговый экзамен по дисциплине 300 баллов
итого 300 баллов

 

Для оценки активности и творческого отношения к овладению выбранной специальностью (4-е направление) выделяется 800 баллов

1. Участие в студенческих научных конференциях 100 баллов
2. Участие во внешних (республиканских и международных) студенческих научных конференциях. за диплом I степени за диплом II степени за диплом III степени 500 баллов из них 500 баллов 400 баллов 300 баллов
3. За публикации в научных журналах 200 баллов
итого: 800 баллов

 

Для оценки успешности изучения студентом дисциплины «материаловедение» или определения рейтинга студента, предлагается руководствоваться следующими критериями:

 

Уровень (рейтинг) Количество баллов
минимальный
средний
хороший
высокий
превосходный

 

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента R<60% (т. е. меньше 520 баллов), то студент считается не выполнивший учебный план по данной дисциплине и не допускается к сдаче экзамена. Для допуска к экзамену студенту необходимо набрать недостающие баллы (например, по причине пропуска занятий, невыполненных или незащищенных лабораторных работ и т. д.). Это может быть тестирование, опрос (письменный устный) по темам пропущенных занятий, выполнение заданий по СРС, т. е. студент должен выполнить на «удовлетворительно» необходимый минимум учебных работ, который не был выполнен в семестре.

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента удовлетворяет условиям 60%≤R<70% (т. е. 520 баллов≤R<600 баллов), то это соответствует минимальному уровню и студент считается выполнившим учебный план по дисциплине «Материаловедение», допускается к экзамену. Однако данный уровень показывает, что у студента низкий рейтинг по дисциплине «Материаловедение».

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента удовлетворяет условиям 70%≤R<80% (т. е. 600 баллов≤R<700 баллов), то это соответствует среднему уровню.

Аналогично, если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 80%≤R<90% (т. е. 700 баллов≤R<780 баллов), то это хороший результат.

Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 90%≤R<100% (т. е. 780 баллов≤R<860 баллов), то такой рейтинг называется высоким.

Наконец, достижение студентом 860 баллов свидетельствует о превосходном рейтинге.

Таким образом, рейтинговая система учета и оценки успешности изучения дисциплины «Материаловедение» позволяет рационально организовывать обучение студентов, предоставить студентам выбора тактики и стратегии в овладении знаниями по изучаемой дисциплине, определить свой рейтинг среди одногрупников и однокурстников и стимулировать инициативу, самостоятельность студентов.

 


Учебно-исследовательская работа № 1

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДОСТИ МАТЕРИАЛОВ

 

Методические указания к выполнению работы

 

Перед выполнением работы следует ознакомиться со способами измерения твердости вдавливанием стального шарика и алмазного конуса / 1 , с. 171 – 181 / .

 

Цель работы : приобретение навыков измерения твердости , установление связи между твердостью , химическим составом материала и способом его термической обработки .

 

Задание 1 : Ознакомиться с устройством и работой приборов для измерения твердости по методам Бринелля и Роквелла .

2 . Произвести измерения твердости образцов из различных материалов с учетом рекомендаций таблиц 1.1 и 1.2 .

3. Полученные результаты занести в протоколы испытаний 1.1 и 1.2 .

4. Перевести значение твердости по Роквеллу в числа твердости по Бринеллю .

5. Сравнить расчетные значения чисел твердости по Бринеллю с табличными данными .

6. По полученным значениям твердости определить предел прочности .

7. Сравнить полученные результаты и выявить зависимость твердости и прочности металла от содержания углерода и способа термической обработки . Сделать выводы .

8. Составить отчет о проделанной работе .

 

 

Оборудование и материалы .

Приборы для измерения твердости по методу Бринелля и Роквелла с набором инденторов , заточной станок , измерительная лупа , набор приспособлений для проведения испытаний плоских образцов , эталоны для контроля измерения твердости .

 

Техника безопасности .

Студент должен знать особенности работы на шлифовальных станках и твердомерах .

 

Содержание отчета :

1. Цель работы .

2. Перечень основного оборудования .

3. Объяснение принципа измерения твердости материалов вдавливанием стального шарика и алмазного наконечника

4. Протоколы испытаний 1.1 и 1.2 .

5. Выводы .

 

Справочные материалы

 

Таблица 1.1

Выбор параметров нагружения для черных и цветных металлов

при испытании по методу Бринелля

 

Металлы Твердость НВ Толщина образца , мм Коэффициент, К   Диаметр шарика D , мм Нагрузка P , Н Выдержка под на- грузкой, с
    Черные 150-450 > 6 3 – 6 < 3   2,5  
< 150 >6 3 – 6 <3   2,5  
  Цветные >130 > 6 3 – 6 < 3   2,5    
35 - 130 > 6 3 – 6 < 3     2,5  
8 - 35 > 6 3 – 6 < 3   2,5  

 

При испытании на приборе Бринелля нагрузка P и диаметр шарика Dопределяется из соотношения :

P=K*D2 (1.1)

Для измерения твёрдости на образце с криволинейной поверхностью предварительно на нём следует подготовить площадку и использовать столик с призмой.

Для примерного определения предела прочности sb используют эмпирическую зависимость:

sb= К*HB (1.2)

(Например, для стали К≈3.4; для дюралюминия К≈3.6).

 

Таблица 1.2

Выбор типа наконечника и нагрузки при испытании по методу Роквелла

  Обозначение шкалы Роквелла   Тип наконечника   Нагрузка, Н   Цвет шкалы   Допускаемые пределы измерения твёрдости по шкале Роквелла
HRB HRC HRA Шарик стальной Алмазный конус То же Красный Чёрный Чёрный 25-100 20-67 70-85

 

При измерении твёрдости на образцах или деталях диаметром не меньше 8 мм необходимо подготовить площадку. При диаметре изделия более 8мм измерение производится без площадки, но в показания прибора вводится поправка /2/.

В соответствии со стандартом ГОСТ 8.054-79 в полученные значения следует ввести поправку и к обозначению твёрдости добавить индекс ″э″, например, HRCэ.

 

 

Протокол 1.1

 

Измерения твёрдости по методу Бринелля

 

  Материал испытываемого образца Содержание углерода (%) Диаметр отпечатка d (мм) Нагрузка Р, Н Время испытания (с) Число твёрдости НВ (по таблице) Число твёрдости НВ (по формуле) Предел прочности sb (МПа)
Сталь 10 Отожжённая (конструкционная) 0.10            
Сплав Аt-Сu (дюралюмин) -            

 

Протокол 1.2

Измерения твёрдости по методу Роквелла

Марка стали образца Содержание углерода (%) Тип наконечника Нагрузка Р, Н Обозначение шкалы Число твёрдости по Роквеллу Твёрдость по Бринеллю, НВ
Сталь У8 отожжённая (инструментальная) 0.80          
Сталь У8 закалённая (инструментальная) 0.80          

Контрольные вопросы к работе №1

 

1.Какова размерность единиц твёрдости по Роквеллу?

2.Назовите оптимальный диапазон измерения твёрдости на твердомере Бринелля.

3.Каковы требования к образцу для измерения твёрдости?

4.Расскажите о порядке измерения твёрдости на твердомере Бринелля (Роквелла).

5. Какую шкалу следует использовать при измерении твердости закаленного инструмента?

6. Как измерить твердость алюминиевого сплава при толщине листа более 6 мм?

7. Как измерить твердость цветного сплава – баббита при толщине изделия менее 3 мм?

8. Почему нельзя измерять на прессе Бринелля твердость закаленных сталей?

9. Какие шкалы твердости имеются на приборе Роквелла?

10. Как измерить твердость стального вала диаметром 50 мм, длиной 500 мм на прессе Бринелля?

11. Как измерить твердость стального вала диаметром 20 мм, длиной 500 мм на приборе Роквелла?

12. Как определить твердость инструмента?

13. Определите предел прочности инструмента?

14. Определите предел прочности стали, если твердость ее HRC 25.

15. Определите предел прочности стали, если ее твердость HRB 95.

16. Твердость инструмента HRA 86, определите твердость по шкале HRC.

17. Твердость материала составляет HB 269, переведите данное значение в число твердости по шкале Роквелла.

18. Как влияет закалка стали на ее твердость?

19. Как влияет содержание углерода на твердость углеродистой отожженной стали?

 

Учебно-исследователбская работа №2

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ МЕТАЛЛОВ НА МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКОМ МИКРОСКОПЕ МАКРО- И МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

 

Методические указания к выполнению работы

 

Перед выполнением работы следует ознакомиться с методами оптической микроскопии, с конструкцией, механической и осветительной системами металлографических микроскопов и их типами, ознакомиться с метода ми макроструктурного и микроструктурного анализов, с оборудованием для изготовления шлифов, способами травления образцов / 3, с. 17-3с/.

 

Цель работы:

 

Изучить устройство металлографического микроскопа, основные приемы работы на нем, закрепить понятия зерно, эвтектика, твердый раствор, научиться зарисовывать простейшие микроструктуры и определять структурные характеристики металла (величину зерна, толщину упрочненного слоя), ознакомиться с методикой проведения макроструктурного анализа, приобрести практические навыки изучения изломов, макрошлифов, а также изготовления макрошлифов и научиться зарисовывать микроструктуру углеродистой отожженной стали.

 

Задание:

1. Записать основные правила обращения с металлографическим микроскопом.

2. Указать основные узлы микроскопа.

3. Разобраться с основными характеристиками микроскопа- разрешающей способностью, полезным увеличением и апертурой.

4. Привести расчет цены деления (Ц) окуляр-микрометра и определить цену деления для данного увеличения.

5. Зная цену деления Ц определить величину зерна в заэвтектоидной отожженной стали У12. Результаты занести в протокол.

6. Определить величину зерна в образце стали методом сравнения по эталонной шкале (ГОСТ 5639-82).

7. Зарисовать структуру цветного сплава (баббита марки Б83) с указанием выбранного увеличения.

8. Изучить макростроение изломов металла при воздействии статических, динамических и циклических нагрузок.

9. Зарисовать микроструктуру горячедеформированного металла.

10. Изучить микроструктуру изделий – цементованных, с защитнымипокрытиями и сварного соединения.

11. Изготовить и протравить микрошлиф из углеродистой стали, зарисовать структуру при увеличении в 200 раз.

12. Зарисовать структуру серого чугуна на нетравленом микрошлифе.

13. Составить отчет о проделанной работе и сделать выводы.

 

Протокол 2.1

Измерения цены деления окуляр-микрометра и величины зерна

 

Материал Цена деления обьект-микрометра мкм Число совмещенных делений обьект-микрометра, Т Число совмещенных делений окуляр-микро метра, А Цена деления окуляр- микрометра Ц, мкм Протяженность линейки окуляр-микрометра, мкм Число зерен, пересекаемых линейкой окуляр-микрометра, шт Размер зерна, D, мкм (расчетный) № балла зерна Размер зерна, D, мкм
У12                  

 

Оборудование и материалы.

 

Металлографический микроскоп МИМ-7(ММУ-3,ММР-2) с набором объективов и окуляров,объект-микрометр, окуляр-микрометр, образцы (микрошлифы) отожженной стали У12, баббита В83, шкала бальности зерна, бинокулярный микроскоп MБC-2, металлографический микроскоп МИМ-7 (ММР-2, ММУ-3), коллекция образцов из стали и чугуна, заточной и шлифовальный станки, реактивы для травления, шлифовальная бумага, фетр, паста ГОИ. В работе используется также атлас микроструктур.

 

Техника безопасности.

 

Преподаватель показывает токоопасные места и демонстрирует правильные приемы обращения с микроскопом. Студент должен усвоить правила обращения с заточным и шлифовальным станками, с микроскопами и с химическими реактивами

 

В н и м а н и е! Обязательные правила обращения с микроскопом.

 

Микроскоп - сложный оптический прибор, требующий аккуратного и бережного обращения с ним.

1. Нельзя быстро и резко производить наводку объектива на фокус, следует аккуратно вставлять и вынимать объектив и окуляр. Если вращение винтов затруднено, нельзя применять силу, это ведет к поломке.

2. На предметный столик следует класть чистый и сухой шлиф, остатки реактива выведут объектив из строя.

3. Нельзя водить шлифом по столику.

4. При наводке на фокус следует пользоваться только макро- и микрометрическими винтами.

5. В начале наводки следует убедиться, что стопорный рычаг (микроскоп МИМ-7) приведен в нейтральное положение.

 

Содержание отчета:

 

1. Цель работы.

2. Перечень основного оборудования.

3. Основные правила обращения с микроскопом.

3. Перечень основных узлов микроскопа.

4. Протокол измерений.

5. Зарисовка макроструктуры образцов при визуальном изучении. Зарисовка микроструктуры баббита.

6. Зарисовка микроструктуры травленого образца из углеродистой стали в отожженном состоянии.

7. Зарисовка микроструктуры нетравленого образца из серого чугуна.

8. Выводы.

 

Справочные материалы:

Таблица 1.2

Таблица увеличений микроскопа МИМ-7

Объектив увеличение микроскопа при увеличении окуляра
увеличение апертура 10× 15× 20×
8,6× 0,17
14,4× 0,30
24,5× 0,37
32,2× 0,65
72,2× 1,25

 

2. Атлас микроструктур и шкала балльности зерна по ГОСТ 5639-82

 

Контрольные вопросы к работе №2

 

1. Расскажите о назначении металлографического микроскопа.

2. Укажите основные узлы микроскопа МИМ-7.

3. Укажите типы объективов и окуляров, их увеличение.

4. Расскажите о понятии «разрешающая способность микроскопа»

5. Как определить величину зерна в металле?

6. Что такое полезное увеличение микроскопа?

7. Как определить величину зерна в металле?

8. Расскажите о порядке действий при работе с микроскопом.

9. Каковы правила обращения с микроскопом и исследуемым образцом?

10. Как установить на микроскопе увеличение 100 (200, 300) крат?

11. Как определить размер зерна в стали, используя шкалу балльности по ГОСТ 5639-82?

12. Какова величина разрешающей способности оптической системы металлографического микроскопа?

13. Какие увеличения применяются при изучении металлов?

14. Назовите виды излома при разрушении металла.

15. Опишите признаки вязкого излома.

16. Опишите признаки хрупкого излома.

17. Опишите признаки усталостного излома.

18. Объясните понятие - волокнистое строение стали.

19. Как изготовить макрошлиф?

20. Какие дефекты металла можно выявить при изучении макрошлифа?

21. Как проводится макроанализ сварного шва?

22. При каких увеличениях микроскопа проводится макроанализ металлов?

23. При каких увеличениях микроскопа проводится микро­анализ металлов?

24. Расскажите о порядке операций при изготовлении микрошлифа.

25. Какие особенности структуры выявляются при изучении нетравленых микрошлифов из стали и серого чугуна?

26. Каким образом выявляется структура металла на мик­рошлифе?

27. Как определить толщину цементованного слоя?

 

Лабораторная работа №3

ИЗУЧЕНИЕ ДИАГРАММЫ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОД

Методические указания к выполнению работы

Перед выполнением работы следует ознакомиться с диаграммой железо-углерод в стабильном и метастабильном состоянии, типичными структурами стали и чугуна в равновесном состоянии.

Цель работы

Изучить структурное и фазовое состояние сплавов системы железо-углерод, закрепить понятие о структурных составлявших - перлите, аустените, ледебурите, феррите и цементите: нау­читься применять правило отрезков и использовать справочные материалы при решении вопросов о конкретной применении той или иной марки стали и чугуна.

Задание.

1. Начертить диаграмму состояний Fe-Fe3C(рис. …?).

2. Указать фазы и структурные составляющие в различных
областях диаграммы Fe-Fe3C.

3. Разобрать превращения при охлаждении доэвтектоидной,
эвтектоидной и заэвтектоидной стали, доэвтектического, эвтектического и заэвтектического чугуна с построением кривых
охлаждения, с использованием правила отрезков и написанием
реакций, происходящих при охлаждении сплавов на изотермах
ЕСР и PSK. Определить также состав и количество структурных
составляющих при различных температурах. При рассмотрении
структур схематично изобразить микроструктуры сплавов с различным содержанием углерода.

4. При заданном отношении структурных составляющих определить состав стали, например, при содержании перлита 25%, феррита 75% или содержании перлита 95, вторичного цементита 5.

5. Затем студент получает вариант контрольной paботы. Для ее выполнения согласно данному варианту выписать из справочника химический состав стали (чугуна), разобрать на диаграмме превращения Fe-Fe3C этого сплава при охлаждении до комнатной температуры, описать практическое применение данного сплава в промышленности и указать при этом иго технологические свойства.

 

 

Лабораторная работа №4

ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОСТРУКТУРЫ СТАЛИ И ЧУГУНОВ
В РАВНОВЕСНОМ СОСТОЯНИИ

Методические указания к выполнению работы

Перед выполнением работы следует ознакомиться со структурой диаграммы железо-углерод, а также с описанием микроструктур доэвтектоидных, эвтектоидных, заэвтектоидных сталей в равновесном состоянии, эвтектических, доэвтектических, заэвтектических чугунов по стабильной и метастабильной диаграммах состояния.

Цель работы.

Изучить микроструктуру сталей в отожженном (равновесном) состоянии и микроструктуру чугунов с различной формой графитных включений и различной металлической основой.

Задание.

А. Изучение структуры стали

1. Дать описание структуры стали заданного химического состава.

2. Определить концентрацию углерода в образце стали, выданном преподавателем.

3. Определить марку стали, выписать ее химический состав и область применения.

4. Определить, пользуясь литературой механические свойства изучаемой стали.

5. Зарисовать микроструктуры технически чистого железа, сталей с содержанием углерода 0,1; 0,2; 0,4; 0,5; 0,6; 1,0 и 1,2.

Б. Изучение структуры чугуна

1. По диаграмме стабильного состояния охарактеризовать структурные составляющие серых чугунов.

2. Зарисовать микростроение нетравленых и травленых шлифов серого обыкновенного, ковкого и высокопрочного чугунов.

3. Составить отчет о проделанной работе с зарисовкой
микроструктур и оформлением протоколов, сделать выводы.

 

Оборудование и материалы.

Металлографические микроскопы, коллекция шлифов стали и чугуна, атлас микроструктур, справочник "Марочник сталей и сплавов".

Техника безопасности.

Студенты должны знать требования при работе с химическими реактивами.

Содержание отчета:

Цель работы.

Зарисовка диаграммы Fe-Fe3C.

Краткая характеристика структурных составляющих стали и чугуна.

Оформление протокола

Зарисовка структур стали и чугунов.

Анализ полученных данных

Выводы.

Контрольные вопросы к работе № 4

1. Указать область существования феррита на диаграмме Fe-Fe3C.

2. Указать содержание углерода а феррите и описать его микроструктуру.

3. Указать механические свойства феррита.

4. Указать область существования аустенита на диаграмме Fe-Fe3C.

5. Что называется ферритом?

6. Что назевается аустенитом?

7. Указать содержите углерода в аустените и описать его микроструктуру.

8. Что называется перлитом. Дать описание микроструктуры.

9. Какова твердость перлита?

10. Каково содержание углерода в перлите?

11. Что собой представляет цементит?

12. Каково содержание углерода в цементите?

13. Какой твердостью обладает цементит?

14. На фото феррито-перлитной микроструктуры 20 % составляет перлит, определить марку стали.

15. Назвать однофазные области на диаграмме Fe-Fe3C.

16. Записать формулу реакции, протекающей в сплавах при t=727°С.

17. У стали 20 определить количество феррита при комнатной температуре.

18. У стали 40 определить количество перлита при комнатной температуре.

19. Нарисовать микроструктуру Стали 10.

20. Нарисовать микроструктуру Стали 60.

21. Нарисовать микроструктуру Стали У10.

22. Рассказать о преимуществах стали в сравнении с серым чугуном

23. Каковы преимуществе использования чугуна для производства изделий в машиностроении.

24. Расшифровать сталь марки Ст2кп2.

25. В стали 60 определить количество перлита при комнатной температуре.

26. Расшифровать сталь марки Ст3 сп.

27. Расшифровать сталь марки У10.

28. В каком виде находится углерод в серых чугунах?

29. Расшифровать чугун марки СЧ 20.

30. Расшифровать чугун марки КЧ 35-10.

31. Расшифровать чугун марки ВЧ 60-2.

32. Как изменятся свойства отожженной стали при изменении концентрации углерода?

33. Расшифровать сталь марки 65.

34. Расшифровать сталь марки У9А.

35. Расшифровать сталь марки Ст5сп3.

 

 

Учебно-исследовательская работа №5

Исследование процессов пластической деформации и

рекристаллизации железоуглеродистых сплавов

 

Методические указания к выполнению работы

 

Перед выполнением работы следует ознакомиться со сведениями об основных характеристиках прочности и пластичности металла, с механизмом упругой и пластической деформации, а также явлением рекристаллизации(3, с. 31-40).

 

Цель работы:

 

Изучить изменение формы, размеров зерна и твердости стали-10 после холодной пластической деформации и последующего отжига.

 

Задание.

 

1. Кратко изложить основные теоретические положения.

2. Изучить и зарисовать микроструктуру образцов стали в исходном состоянии и образцов, подвергнутых холодной пластической деформации(ε=20;40;60;80%).

3. Измерить твердость у образцов и построить график зависимости твердости металла от степени пластической деформации.

4. Измерить твердость деформированных(ε=60%) образцов после нагрева и построить графическую зависимость изменения твердости от температуры отжига(350, 600, 700, 800, 1000°С).

5. Определить примерную температуру порога рекристаллизации путем изучения структуры рекристаллизованных образцов.

6. Составить отчет и сделать выводы.

 

Оборудование и материалы

Коллекция шлифов, металлографические микроскопы, шкала эталонных микроструктур по ГОСТ 5639-82.

Техника безопасности.

Студенты должны знать правила техники безопасности при работе на приборах по измерению твердости.

Протокол 5.1

Влияние пластической деформации и нагрева на свойства стали

№ пп. Наименование операции Термическая обработка материала Выдержка в печи, мин Твердость HRB Размер зерна
балл: мкм
Исходное состояние Отжиг      
Деформация 20%        
Деформация 40%        
Деформация 60%        
Деформация 80%        
Деформация 60% Нагрев 350°С    
Деформация 60% Нагрев 600°С    
Деформация 60% Нагрев 700°С    
Деформация 60% Нагрев 800°С    
Деформация 60% Нагрев 1000°С    

 

Контрольные вопросы к работе №5

 

1. Какие прочностные характеристики определяются при статических испытаниях материалов?

2. Что называется коэффициентом жесткости нагружения?

3. Какие напряжения вызывают хрупкое разрушение материала?

4. В каких условиях нагружения могут работать хрупкие материалы типа серого чугуна?

5. Какие характеристики определяют при динамических испытаниях материалов?

6. Какие напряжения вызывают деформацию образца при растяжении?

7. Какие процессы происходят при нагреве холодно- деформированного металла?

8. От чего зависит размер зерна рекристаллизованного металла?

9. Объяснить понятие наклеп металла.

10.Чему равна температура рекристаллизации технически чистых металлов?

11.Какой обработкой (горячей или холодной) является деформирование железа при 500°С ?

12.В каких участках детали обычно начинается усталостная трещина?

13.Какие координаты применяются для построения кривых выносливости?

14.Как влияют концентраторы напряжений на усталостную прочность металлов?

 

 

Учебно-исследовательская работа №6

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

НА МИКРОСТРУКТУРУ И СВОЙСТВА СТАЛИ 45

 

Методические указания к выполнению работы

 

Перед выполнением работы следует ознакомится с основами термической обработки, с диаграммой изотермического распада аустенита и основными способами термической обработки/3, c. 87-95 /, а также ознакомится с описанием структур, полученных при термической обработке стали / 3, c. 97-103 /.

 

Цель работы:

 

Изучить влияние содержания углерода на твёрдость при закалке стали, влияние скорости охлаждения нагретой стали и температуры отпуска на твердость стали 45, а также приобрести практические навыки при проведении операции термической обработки. Кроме того, изучить типичные микроструктуры углеродистой стали в неравновесном состоянии и установить связь между структурой и свойствами при термической обработке стали

 

Задания и указания по его выполнению.

 

1. Ознакомится с устройством нагревательных печей и приборами для измерения и регулирования температуры.

2. Определить режим термической обработки для операции обжига, нормализации и закалке стали 45. При определении режима следует использовать данные таблицы 6.1 и справочник «Марочник сталей и сплавов».

3. Каждое звено студент получает образцы из стали 45, загружает их в заранее разогретую печь и по окончании выдержки охлаждает в воде. На закаленных и нормализованных образцах проводят измерение твердости на твердомере Роквелла.

4. На контрольных образцах из стали 45 определяют твердость стали после отжига.

5. Зарисовать диаграмму изотермического распада аустенита для стали 45 / 1, c.280, рис. 203 / и нанести на нее кривые охлаждения для отжига, нормализации и закалки с указанием полученной твердости.

6. Вычертить «стальной» угол диаграмма железо-цементит и нанести температурные интервалы нагрева стали для отжига, нормализации и закалке стали.

7. На диаграмме изотермического превращения аустенита для стали 45 указать скорости охлаждения и наименование получаемых структур.

8. Изучить и зарисовать микроструктуры термически обработанной стали 45 по шести вариантам с указанием структурных составляющих и твердости.

9. Составить отчет.

Протокол 6.1

Режим термической обработки и результаты измерений

твердости стали 45.

Вид термической обработки Режим термической обработки Твердость
Температура нагрева,0 C Время нагрева и выдержки, мин. Охлаждающие средства HRB HRC HB
ОТЖИГ            
НОРМАЛИЗАЦИЯ            
ЗАКАЛКА            

 

10. Студентам выдаются образцы из стали 45, закаленные и отпущенные при температуре 200, 400 и 600 0С. Данные измерений твердости заносятся в протокол 6.2.

Протокол 6.2

Влияние отпуска на свойства стали

  Марка стали Твердость до закалки Твердость после закалки Твердость после отпуска
2000С 4000С 6000С
HRB HB HRC HB HRC HB HRC HB HRC HB
                     

 

11. Проанализировать изменение твердости стали при отпуске.

12. Затем студентам выдаются закаленные образцы из стали 20, У8, У12, на которых также измеряется твёрдость. Данные заносятся в протокол 6.3.

Протокол 6.3

Влияние углерода на твердость закаленной стали

Марка стали Содержание углерода, % Твердость
HRB HRC HB
       
       
У8        
У12        

 

13. Составить отчет о проделанной работе и сделать выводы о влиянии скорости охлаждения, температуры отпуска и содержании углерода на механические свойства стали.

 

Оборудование и материалы.

 

Электрические печи для термической обработки, закалочный бак с водой и маслом, заточной станок, коллекция образцов, приборы для измерения твердости, металлографические микроскопы, коллекция микрошлифов и стали 45 после отжига, нормализация, закалке, отпуска.

 

Техника безопасности.

 

Студент обязан знать особенности работы на термических печах, а также должен соблюдать правила техники безопасности при работе на заточном станке и правила работы на металлографических микроскопах.

 

Содержание отчета.

1. Цель работы.

2. Методика исследования.

3. Перечень основного оборудования.

4. Определение основных операций термической обработки (отжига, нормализации, закалке, отпуска) с указанием их назначения.

5. Протоколы испытаний.

6. Диаграмма изотермического распада аустенита стали 45.

7. Выводы о влиянии термической обработки на механические свойства углеродистой стали.

Справочные материалы

Таблица 6.1

Ориентировочное время нагрева детали в электрической печи

Температура нагрева 0С Время нагрева в секундах на 1 мм диаметра или толщины изделия
Круглого Квадратного Прямоугольного
45-50 40-45 25-30 55-60 50-55 30-40 70-75 65-70 50-60

 

Контрольные вопросы к работе №6.

 

1. Температура нагрева заэвтектоидной стали 7500С, охлаждение в воде. Какой это вид термообработки?

2. При какой температуре начинается интенсивный рост ауститного зерна наследственно аустенитной стали?

3. В чем различие между перлитом, трооститом и сорбитом?

4. Какова оптимальная закалка стали с 0,5% С?

5. Какова температура закалки стали с 1,2 % С?

6. Какая структура образуется при охлаждении стали со скоростью выше τср?

7. Какая термическая обработка является оптимальной для получения высокой твердости стали с 1,1% С?

8. Какая термическая обработка является оптимальной для получения высокой прочности и надежности детали и стали 45?

9. Какая структура образуется при закалке стали 45с температурой нагрева 7400С?

10. Какие охладители обычно применяются при закалке деталей из углеродистых сталей?

11. Какова температура нагрева для закалки стали с 1,0 % С?

12. В чем заключается цель закалки инструментальной стали?

13. Что называется мартенситом?

14. Какая операция термообработки является заключительной после закалки детали?

15. Какая из сталей (сталь 30, сталь 60) после закалки будет твердой?

16. Какова основная цель проведения отпуска стали?

17. Какова температура отпуска для высокоуглеродистых сталей, используемых для изготовления инструментов?

18. В чем заключается сущность термической обработки, именуемых улучшений?

19. Как изменяются механические свойства с повышением температуры отпуска стали?

20. Укажите температуру отпуска и структуру для конструкционных среднеуглеродистых сталей?

21. Какова структура среднеуглеродистой стали после закалки и низкого отпуска?

22. Из чего состоит структура углеродистой стали после отпуска, проведенного при 4500С?

23. Как называется технологическая операция, которая состоит из закалки и последующего высокого отпуска?

24. Для каких сталей применяется улучшение и покрова структуры улучшенной стали?

 

Учебно-исследовательская работа №.7.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ СТАЛИ

МЕТОДАМИ ЦЕМЕНТАЦИИ И ЗАКАЛКИ ТВЧ

 

Методические указания к выполнению работы.

 

Перед выполнением работы следует ознакомиться с методами химико-термической обработки и поверхностной закалки стали / 3, с . 113-123 / .

 

Цель работы.

Изучить микроструктуру и свойства при химико-термической обработке и поверхностной закалке сталей. Научиться правильно выбирать группу сталей и режим их упрочняющей обработки.

 

Задание и указание по его выполнению.

А. Химико-термическая обработка.

 

1. Составить режим цементации применительно к углеродистой стали 20 для конкретных размеров изделия и глубины цементованного слоя.

2. Измерить твердость образцов до цементации, после цементации – на поверхности в сердцевине.

3. На контрольных образцах изучить и зарисовать микроструктуру стали, в цементном слое у поверхности, в переходном слое и в сердцевине. Измерить полную толщину цементованного слоя.

 

Протокол 7 . 1

Режим цементации и результаты исследования.

 

Режим цементации Твердость Микроструктура Толщина слоя , мм
  Температура ,   Время, ч до цементации после цементации
  НRВ   НВ сердцевины поверхности Сердцевины Поверхности
НRВ НВ НRВ НВ      
                     

 

4. Составить режим термической обработки цементованной стали 20 .

5. На образцах, подвергнутых термической обработке, измерить твердость цементованного слоя и твердость сердцевины. Сравнить данные, полученные

до и после термической обработки. Изучить и зарисовать микроструктуру цементованного слоя и сердцевины.

 

Протокол 7.2

Результаты исследования термической обработанной стали 20

Режим термической обработки Твердость Микроструктура
Температура Время нагрева и выдержки, мм Охлаждающая среда   Сердцевины Поверхности сердцевины поверхности
НRВ НВ НRВ НВ
                 

 

Б. Закалка при нагреве ТВЧ

 

1.Изучить схему лампового генератора .

2. Измерить исходную твердость образцов из стали 45 .

3. Измерить поверхнустную твердость закаленных образцов .

4.На образцах из коллекции изучить и зарисовать структуру поверхностного закаленного слоя и сердцевины .

5. По разделам А и Б составить отчет.

 

Протокол 7.3

Результаты исследования поверхностной закалки

 

Марка стали Твердость Микроструктура поверхностного слоя
до закалки после закалки    
HRC HB        
HRC HB HRC HB    
Сталь 45                

 

Оборудование и материалы.

Коллекция образцов для измерения твёрдости и изучения микроструктуры, твердомеры ТК-2, металлографические микроскопы, объект-микрометр, окуляр-микрометр.

 

Техника безопасности.

 

Студенты обязаны соблюдать правила техники безопасности как и при выполнении работ № 6.

 

Содержание отчёта.

1. Цель работы.

2. Перечень основного оборудования.

3. Протоколы испытаний.

4. Зарисовки микроструктур стали 20 и стали 45 в исходном состоянии и после упрочнения.

5. Выводы о влиянии поверхностного упрочнения на структуру и свойства стали.

 

Контрольные вопросы к работе №7.

 

1. Какой термической обработке подвергаются детали после цементации?

2. Опишите структуру цементованного слоя.

3. Какой процесс может заменить цементацию и какие стали в этом случае следует использовать?

4. Какие свойства повышают азотирование?

5. Какая термообработка требуется после азотирования?

6. Какими способами можно повысить усталостную прочность деталей машин?

7. Объяснить необходимость применения температуры цементации на уровне 930 (градусов)?

8. Рассказать о способах цементации.

9. Рассказать о свойствах цементованного слоя.

10. Каким методом нагрева обычно пользуются при поверхностной закалке деталей?

11. Какие факторы влияют на толщину закалённого слоя при нагреве ТВЧ?

12. Какая термическая обработка требуется после поверхностной закалки?

13. Какая термическая обработка должна предшествовать закалке с нагревом ТВЧ для деталей , работающих в тяжёлых условиях нагружения?

14. Сопоставьте преимущества и недостатки закалки ТВЧ и цементации.

 

 

Учебно-исследовательская работа № 8

 

ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ

ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ

 

Методические указания к выполнению работы

 

Перед выполнением работы следует ознакомиться с материалами о влиянии легирующих элементов на структуру и свойства конструкционных и инструментальных сталей(2, с. 123-139; 177-182, 3, с. 108-113; 124-150).

 

Цель работы:

Изучить особенности микростроения и свойства легированных конструкционных и инструментальных сталей после отжига, нормализации и типовой упрочняющей термической обработки.

 

А. Конструкционные стали.

 

Задание.

1. Выписать химический состав конкретной марки стали.

2. Определить принадлежность стали к структурному классу.

3. 3. Определить назначение стали.

4. 4. Разработать типовой режим термической обработки для данной марки стали.

5. 5. Провести измерение твердости различных марок стали, термически обработанных по разным вариантам, изучить и зарисовать микроструктуру образцов.

 

Протокол 7.1

Структура и свойства конструкционных сталей

 

Марка стали Группа стали по назначению Вид термической обработки Твердость Примеры (наименование деталей)
HRB HRC
20Х       Отжиг Нормализация Закалка Закалка + низкий отпуск      
40XH     Отжиг Нормализация Закалка Закалка + высокий отпуск      
65Г     Отжиг Нормализация Закалка Закалка + средний отпуск      
30 ХГСА   Отжиг Нормализация Закалка Закалка + высокий отпуск      

 

6. Сделать выводы о структуре и свойствах конструкционных сталей.

 

Б. Инструментальные стали.

 

1. Выписать из марочника / 5 / химический состав конкретной марки стали.

2. Определить принадлежность стали к структурному классу и область ее применения.

3. Разработать типовой режим термической обработки для данной марки стали.

4. Измерить твердость образцов, изучить и зарисовать микроструктуру.

 

Протокол 7.2

Структура и свойства инструментальных сталей

 

Марка стали Вид термической обработки Твердость Примеры (наименование инструмента)
HRB HRC HB
ХВГ Отжиг Закалка Закалка + низкий отпуск        
Х12Ф   Отжиг Закалка Закалка + низкий отпуск        
Р6М5   Отжиг Закалка + высокий отпуск ( 3-х кратный)        
У8   Отжиг Закалка Закалка + низкий отпуск        
             

 

5. Вычертить график термической обработки быстрорежущей стали Р6М5.

6. Сделать выводы о структуре и свойствах инструментальных сталей.

 

Составление отчета.

 

Отчет составляется в соответствии с указанными пунктами задания с зарисовкой микроструктур, оформлением протоколов и выводами. При зарисовке микроструктур под каждым рисунком необходимо указать марку стали, микроструктуру и увеличение микроскопа.

 

Оборудование и материалы.

 

Образцы для измерения твердости из различных марок стали, коллекция микрошлифов, металлографические микроскопы, приборы для измерения твердости типа ТК, таблицы для перевода твердости.

 

Техника безопасности.

 

Студенты должны знать правила подготовки поверхности на заточном станке и приемы работы на твердомерах и металлографических микроскопах.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе №7.

1. Рассказать о требованиях к инструменту.

2. Какие имеются группы инструментальных сталей по теплоемкости?

3. Написать марку нетеплостойкой инструментальной легированнойстали.

4. Написать марку теплостойкости инструментальной стали.

5. Что понимают под теплостойкостью стали?

6. К какой группе по теплостойкости относятся низко легированные инструментальной стали?

7. Какие легирующие элементы повышают теплостойкость стали?

8. Указать марки быстрорежущих сталей нормальной теплостойкости.

9. Из чего состоит структура стали ХВГ после закалки и низкого отпуска?

10. Какие свойства инструментальной стали ухудшает остаточный аустенит в структуре стали?

11. К какому структурному классу относятся быстрорежущие стали?

12. Каков состав твердого слава марки TI5K6?

13. Каков состав твердого слава марки ВК6?

14. Назвать марку стали аустенитного класса.

15. В стали содержится 0,2% С, 1,2% С2, 3% Ni, 0,025% S. Написать марку этой стали.

16. К какой группе по теплостойкости относится YI0?

17. Сколько примерно углерода с тали марки I8X2H4BA?

18. Какова структура инструмента из стали Р6М5?

19. Расшифровать сталь марки I8ХГТ и назначить режим термической обработки.

20. Расшифровать сталь марки 9ХС и назначить режим термической обработки.

21. Рассказать о безвольфрамовых твердых сплавах.

22. Рассказать о материалах типа эльбор и сормайт.

 

 

Литература

 

 

1. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. — М.: Машиностроение, 1990. — 493 с.

2. Материаловедение и технология металлов: Под. Ред. Г. П. Фетисова.— М.: Высш. шк., 2001. —638 с.

3. Арзамасов Б.H., Макарова В.И. и др. Под общей ред. Б.H.Арзамасова. — Материаловедение. 2002 — 648 с.

4. Арзамасов Б.H., Сидорин И.И. и др. Под общей ред. Б.H.Арзамасова. — Материаловедение. 1986 — 384 с.

5. Гуляев А.П. Металловедение. — М.: Металлургия, 1986 — 544 с.

6. Геллер Ю.А., Рахштадт А.Г. Материаловедение (методы анализа, лабораторные работы и задачи). — М.: Металлургия, 1989. — 456

7. Худокормова Р.H., Пантелеенко Ф.И. Материаловедение. Лабораторный практикум./Под ред. Л.С.Ляховича. — Мн.: Выш.шк., 1988. — 224 с.

8. Ощепков Ю.П., Пантелеенко Ф.И. Методические указания к учебноисследовательским и лабораторным работам по курсу "Материаловедение" для студентов машиностроительных специальностей. — Hовополоцк, 1993. 48 с.

9. Ощепков Ю.П., Пантелеенко Ф.И. Методические указания для самостоятельной работы по выполнению домашнего задания по курсу "Материаловедение" для студентов специальностей 0501, 0516. - Hовополоцк, 1987. — 20 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграммы состояния двойных сплавов

 

 

 

 



Просмотров 982

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!