![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правила блазонирования гербов
Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen - трубить, объявлять через герольда) - толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, то есть, с одной стороны, их прочтение, расшифровка их значения, а с другой - их правильное описание, выдержанное в определенной строгой последовательности и с применением международно признанной геральдической терминологии. Идеальным следует считать, если текст конституции страны содержит блазонное описание ее герба и флага, то есть такое, какое принято в геральдической международной науке. При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном их расположении перечисление начинают сверху вниз. После этого следует указание на. изображения, помещенные на флаге: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов. Порядок блазонирования гербов принят следующий.Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в не монархических государствах: 1. Щит. 2. Венок или заменяющее его обрамление щита. 3. Навершие щита (или герба). 4. Щитодержатели. 5. Девиз. 6. Особые украшения.Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях: 1. Щит. 2. Корона. 3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурлет. 4. Щитодержатели. 5. Мантия или сень. 6. Девиз. 7. Особые украшения. Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно - рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь в виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т.п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми.
Геральдические цвета. С самого начала становления геральдики, исток которой теряется во тьме веков и частоколах теорий, гербовые фигуры и сам герб непременно окрашены определенными цветами. "Черно-белый вариант изображения герба" - нонсенс, порожденный в советские времена дилетантами- герботворцами. Неизбежность окрашенности герба вытекает уже из наличия цвета у гебового щита (либо по материалу, из которого сделан щит, либо по его окраске, золочению, обивке etc.). Поэтому простой щит уже сам по себе, без каких-либо фигур на нем, может выступать отличительным знаком или гербом. Так, например: золотой щит служит гербом немецкого родаБоссенштейн; серебряный - польского рда Биельских; зеленый - испанского рода Прадо ; черный - французского родаGounay ; синий - французского же рода de Barge. Помимо того, что цвет в гербе несет самостоятельную символическую нагрузку, он также позволяет:Разнообразить число вариантов особо излюбленных в геральдике фигур (львы, орлы и иже с ними) - т. е. количественно увеличить арсенал гербовых изображений. Привнести оттенки смысла в трактовку гербовых изображений, качественно расширив спектр как гербовых фигур, так и символизируемых понятий. Повышает аттрактивность герба как презентационной эмблемы. Удачный выбор цветов для окраски гербовых фигур позволяет добится его легкой читаемости, запоминаемости и узнаваемости. Важна удобочитаемость гербов на дальнем расстоянии и при большом уменьшении, как то бывает на печатях и/или бланках.В геральдике строго зафиксировано число допустимых к применению цветов, что продиктовано практическими соображениями:Коммуникативно-презентационная функция герба, как воинской эмблемы, подводит к необходимости придания гербам окраски яркой и контрастной. Полутона и оттенки - достояние живописного, а не геральдического художества.Нередко гербы рисуются в полевых условиях, когда ассортимент доступных красок весьма ограничен. Часто к начертанию гербов причастны люди с различным цветовосприятием, а то и вовсе без оного.Кроме того, система с малым числом элементов легче поддается стандартизации.Таким образом, все многообразие красок и оттенков сводится в геральдике к семи основным геральдическим цветам. В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; и пять финифтей (эмалей, тинктур): червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Несколько особняком стоят два меха: горностаевый и беличий. В конкретных гербовых изображениях металлы, финифти и меха передаются либо соответствующими материалами, либо близкими по цвету красками. При этом возможны значительные различия как по стилистике, так и по колористике отдельных изображений. В описании же (блазоне) герба цвет всегда обозначается строго определенным термином, вне зависимости от его оттенка и наименования краски, которой металл или финифть переданы на рисунке. При блазонировании весьма желательно правильно сочетать термины металл, цвет и финифть с соответствующими им определениями и терминами.В наших палестинах на волнах моды и "самобытного" герботворчества появилось довольно большое число "терминов", "улучшающих" описание гербовых цветов. Позволю себе посомневаться в разумности таких инноваций и, возможно, их авторов. Далее мы будем придерживаться добрых старых поименований гербовных тинктур.
![]() |