Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Государственные гербы Беларуси



Герб Белорусской ССР базируется на гербе Советского Союза. Был принят 30 марта 1927 года на заседании Совнаркома БССР. 11 апреля 1927 года рисунок государственного герба БССР и его описание были приняты VIII съездом Советов БССР и внесены в Конституцию. Последняя редакция герба была утверждена в 1981 году. Государственный герб Белорусской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение в лучах восходящего солнца серпа и молота, окружённых венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетённых клевером, и справа — из ржаных колосьев, переплетённых льном; внизу между обеими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и ниже — «БССР». В верхней части герба — пятиконечная звезда[1].

Герб Беларуси 1991—1995Пого́ня (белор. Паго́ня, польск. Pogoń, Погонь, лит. Vytís, Витис) — герб Великого княжества Литовского с конца XIV века[1], а также герб династии Гедиминовичей. Государственный герб Литвы (1918—1940; с 1990), Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь в 1991—1995 гг. Используется в различных геральдических символах в Белоруссии, Литве, Польше, России и на Украине.

Герб представляет собой червлёный щит с всадником на серебряном коне. В правой руке рыцарь держит поднятый меч, а в левой — лазоревый щит с золотым шестиконечным крестом[2]. На некоторых изображениях с левой стороны у всадника ножны, из-под седла свисает трёхконечная попона.

Герб Республики Беларусь (Белору́ссии, Белару́си) (белор. Герб Беларусі) — официальный государственный символ (эмблема) Республики Беларусь. Принят 7 июня 1995 года по результатам референдума. Он заменил герб «Погоня», использовавшийся с 1991 года. За образец был принят герб Белорусской ССР.

На основании референдума Президент Республики Беларусь издал указы «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь» и «Об утверждении положения о Государственном флаге Республики Беларусь».Содержание

Описание Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь» (Закон Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь», 5 июля 2004 г. № 301-З).

56.Предмет и задачи сфрагистики 57.Возникновение печатей. Сфрагистика (от греч. σφραγις – печать), или сигиллография (от лат. sigillum – печать) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, а также пломбы, цилиндры, буллы, геммы, скарабеи, керамические и гончарные клейма, знаки – штампы, кустодии и т.д. Сфрагистика изучает как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на твердых предметах, так и их оттиски, т.е. отпечатки. Основная функция печатей – удостоверение предметов и документов.

Начало ей положил Михаил Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название «сфрагистика».

Задачи сфрагистики: удостоверение подлинности документа, определения датировки и подлинности документа, защита документа от тайного несанкционированного вскрытия: запечатывание делало невозможным прочитать текст, не нанеся печати или крепящему ее шнуру видимых повреждений, усвоение основного понятийного аппарата, связанного с практиками создания, использования и изучения печатей, выработка навыков грамотного чтения и описания памятников, их классификации в соответствии с общими принципами современной сигиллографии, извлечения и интерпретации социально значимой информации сфрагистических источников.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований на Ближнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений.

57.Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др.). Использовались твердые цветные камни, в форме цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки, которыми прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка.

В древней Месопотамии особенно широко использовались печати цилиндрической формы, которые, вращаясь, оставляли оттиск на глиняной табличке. В Египте широкое хождение получили овальные печати, имеющие форму жука-скарабея. Эта форма печатей распространилась и в Израиле. На территории древней Палестины был найден ряд печатей, имеющих прямое отношение к библейской истории. Среди них печать с изображением крылатого сфинкса и надписью «Исбл» или «Ишбл» (читается либо как Иезавель, либо как Ишбаал), печати Шемы, царедворца Иеровоама II (8 в. до н.э.) с изображением льва, печать царедворца Язании с изображением петуха, личная печать Годолии, друга пророка Иеремии, и др. Существуют палестинские печати с указаниями городов и мастерских. На раннехристианских печатях встречаются символическое изображения Доброго Пастыря, а на гностических – различные эмблемы сект (змеи, чудовища и т.д.) Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей.

От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обычно употребляли печати-перстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII в. Печать долгое время заменяла собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью.

Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее.

В средние века в государствах Западной Европы, Византии и на Руси были распространены так называемые печати вислые, которые оттискивались специальными матрицами на золоте, серебре, свинце, воске, сургуче и т. д. и закреплялись на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14—15 вв. вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до XX в. сохранялись вислые печати.

До VIII в. употребляли большей частью односторонние печати, но с Х в. их стали вытеснять двойные, висячие на шнурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге. Печати были свинцовые (печати буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался шнурок и потом выбивалось изображение), золотые (в редких случаях), серебряный, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной cфрагистике название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на шнурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и званию владельцев. После того, как владелец печати умирал или терял право юрисдикции, печать-матрица на Руси, вероятно, уничтожалась – по крайней мере, до XVI в. Практически не обнаружено печатей-матриц более раннего периода, хотя печати-оттиски найдены в изобилии. Обнаружение одной из печатей-матриц в могильнике лишь подтверждает эту гипотезу. В ее пользу говорит и практика наследования матриц – использования одной из матриц старой печати в печати преемника юрисдикции: пара матриц на буллотириях тем самым прекращала свое существование в качестве пары – печать, тождественную прежней, оттиснуть было уже невозможно.

Сфрагистика стала формироваться в XVIII в. как отдел дипломатики, её цели ограничивались датированием документа и установлением его подлинности (с помощью печатей на нём). С конца XIX в., когда в научный обиход были введены многочисленный печати, обнаруженные в результате раскопок и утратившие связь с документом (древнеегипетские, древневавилонские, древнеиндийские, парфянские, древнерусские и др.), начался новый этап в развитии сфрагистики как дисциплины, изучающей историю формирования и развития древних государственных институтов. На основании хронологической классификации совокупности печатей, четко выявляются изменения государственного аппарата. Это новое понимание С. нашло отражение в трудах учёных Г. Шлюмберже (Франция), Н.П. Лихачева и др.

Материалы сфрагистики – важные источники изучения прикладного искусства, геральдики (многие изображения, употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы.

Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы), нумизматики (на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты), эпиграфики, ономастики, выяснения состава древних архивов.

 

58.Виды печатей. Понятие о пломбе Все сфрагистические памятники различны по внешнему виду, и по функциональному назначению. Они делятся на печати-матрицы и пломбы. Центральным понятием сфрагистики является «печать», понимаемая двояко. Во-первых, это штамп или матрица, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), с помощью которой сделан оттиск; во-вторых, собственно сам оттиск на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и других материалах.

Для каждой исторической эпохи характерен тот или иной вид печати. К примеру, на Древнем Востоке применялась следующая техника. На цилиндрическую поверхность наносилась «зеркальная» надпись, которая оставляла соответствующий оттиск при прокатывании цилиндра по мягкой глиняной табличке. В античный период были распространены перстни--печати (печать-щиток), с помощью которых скреплялись документы.

В средние века в государствах Западной Европы, Византии, на Руси в зависимости от способа наложения были распространены разные типы печатей--оттисков, которые объединялись в две основные группы. К первой группе относятся печати вислые, ко второй – прикладные.

Вислые (подвесные) печати были двусторонними (имели изображения и надписи на обеих сторонах), оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовулы), серебре (аргировулы), свинце (моливдовулы), воске, сургуче и т. д. Такие печати привешивались у нижнего обреза пергамента или листа бумаги прокалывали отверстие для каждой печати, шнур пропускали сквозь отверстие или завязывали узлом, а на свободных его концах помещали заготовку для печати. Заготовка с пропущенными сквозь нее шнуром помещалась между двумя матрицами и стискивалась. В итоге этой операции образовывалась двусторонняя подвесная печать-оттиск. Вислые печати прикреплялись к документам на шнуре с помощью специальных щипцов – буллотирии (инструменты, имевшие вид клещей, в рабочих поверхностях которых (губы) крепились пластины-матрицы).

Вислые печати – как односторонние (в этом случае они помещались в специальном ковчеге – маленькой открытой коробочке, заполненной материалом печати, по которому производился оттиск). Оттискивались односторонние печати – самыми различными по форме и способу изготовления штампами, наиболее распространенные из которых – перстни-печатки, но встречаются и печати с рукоятями (порой в виде шахматных фигурок), и пластины с ушками для подвешивания.

По материалу вислые печати делятся на металлические (буллы) и восковые (воско-мастичные). Металлические оттискивались на золоте, на серебре и на свинце. В русской сфрагистике хрисовулы известны начиная только с эпохи Московского царства, обнаружен лишь один хрисовул домонгольского периода. Зато известны так называемые русские хрисовулы (позолоченные аргировулы), которые, впрочем, тоже довольно редки. Ими скреплялись документы особой важности. Подавляющее же количество булл русского средневековья – моливдовулы. Кроме металлов, вислые печати оттискивались также на воске и восковой мастике (для предохранения от разрушения их часто помещали в специальные контейнеры – кустодии).

Приблизительно с 14-15 вв. вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Вислые сохранились в делопроизводстве Ватикана до XX в.

Прикладные печати оттискивались на самом документе или предмете. Для этого применялись различные по способу изготовления и форме штампы. Матрицу штампа вырезали в твердом материале: камне, металле, дереве, кости. В новое время для этих целей стали применять каучук, резину. Прикладные печати изготовляются восковыми, воско-мастичными, дегтярными, сургучными, копчеными (оттиск на бумаге сажей), мастичными. Вопрос о регламентации цвета вощаной мастики, так же, как и вопрос о регламентации металла булл, ясен не окончательно. Применялись красновосковые, черновосковые и желтовосковые печати. Первые употреблялись преимущественно в делопроизводстве московской великокняжеской канцелярии, вторые – в московской митрополичьей, но строго порядка в этом не наблюдается.

Особым типом памятников сфрагистики являются пломбы или буллы, оттиснутые буллотириями, размер матриц которых не превышал 10-12 мм (у печатей – не менее 15 мм), на заготовках, масса которых не превышала 3-4 г. (у печатей – не менее 8 г.). Древнерусские пломбы почти исключительно свинцовые. Их функции пока не достаточно изучены. Часть их, возможно, запечатывала тюки с товаром, подтверждая их неприкосновенность. Вероятно их использование в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. Но некоторые пломбы крепились на письменные документы, и роль их пока не установлена.

 



Просмотров 1051

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!