![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Преемственность в воспитательной работе учащихся начального и среднего звена
Классный час как форма организации воспитательного процесса. Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.) Классный час – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующая формированию у них системы отношений к окружающему миру. Для каждого классного часа существует определенный день и определенное время. Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми. Классный час представляет собой форму воспитательной работы (неурочной) во внеурочное время. Выделяют функции классного часа: 1. Просветительская – она заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. 2. Ориентирующая – она заключается в формировании и учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности. 3. Направляющая – она помогает переводить разговор о жизни в целом в область реальной практики учащихся, нацеливая их деятельность на реальные практические дела. 4. Формирующая – она связана с формированием у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самому себя, вырабатывать умение вести диалог и аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, вырабатывает положительные и действенное общественное мнение. Важно использовать разнообразные формы при проведении классного часа: игра, викторина, чаепитие. Методика и организация классного часа предполагает его содержания, которое зависит от целей и задач, а так же возраста учащихся. Темы и содержание классных часов определяются после уровня изучения воспитанности школьников, их нравственных представлений, взглядов, интересов и желаний. Особый цикл составляют классные часы по нравственному воспитанию. Здесь чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте и скромности, и т.д. Эти беседы помогут усвоить общечеловеческие нормы морали, усвоить и осмыслить имеющийся собственный жизненный опыт. Важное значение имеют также диспуты, которые можно организовать в том случае, если у школьников уже есть некоторые знания и мнения по обсуждаемому вопросу. Диспут позволяет определить, насколько действенны и эффективны проводимые ранее классные часы Преемственность в воспитательной работе учащихся начального и среднего звена Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь: ·кабинетная система и много учителей предметников; ·увеличивается количество изучаемых предметов, появляются новые виды домашних заданий; ·приемы работы на уроке, отличные от начальной школы; ·сложность адаптации к учителям. Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Избежать некоторых проблем помогают: ·изучение классного коллектива 4-го класса будущим классным руководителем, ·посещение уроков в начальной школе будущих учителей-предметников, ·составление сенсорных карт восприятия окружающего мира учащихся и использование их при проведении уроков, ·выявление типов познавательной активности учащихся с целью активизации познавательной деятельности “слабых” учащихся, ·знание психологических особенностей подросткового возраста. Контроль по преемственности обучения в 5-ых классах проводится в нашей школе во второй половине октября. Цели контроля: ·итоги адаптации в среднем звене обучения; ·уровень базовых знаний 1 ступени обучения; ·стабильность результатов обучения; ·работа учителя по повышению уровня познавательной активности обучения. Документация, сопровождающая контроль: ·приказ о проведении контроля по преемственности в 5-х классах, ·рекомендации по проведению контроля, ·памятка классному руководителю 5-го класса, ·характеристика классного коллектива (в помощь учителю 5-го класса), ·рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками , ·аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа , ·типы познавательной активности: рекомендуемые методы, средства и формы обучения , ·памятка проверяющему , ·возрастная психология, социально-психологический статус учащегося 5-го класса , ·возрастные особенности учащихся, 5–11 классы , ·приказ по итогам контроля по преемственности в 5-х классах.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов. Цель данной Программы: Создание системы обеспечения преемственности в обучении и воспитании между начальной и средней школой. Задачи:
Этапы реализации программы: 1 этап 2011 - 2012 учебный год · Разработка Программы по преемственности · Коррекция и систематизация накопленного материала · Изучение программ по предметам в 4-5 классах, их корректировка · Накопление дидактического и диагностического материала · Подготовка и апробация диагностических контрольных работ для 4 классов, 5 классов · Создание и заполнение индивидуальной карты школьника 2 этап 2012 -2013 учебный год · Комплектование 5 класса по данным диагностики · Корректировка Программы ·Обобщение опыта по проблемам На входе работы данной Программы мы имеем ученика, который заканчивает курс начальной школы. Мы должны видеть уверенного, мотивированного к учебе пятиклассника, прекрасно себя чувствующего в среднем звене.
![]() |