![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика коллективного творческого дела
Каждый этап коллективного творческого дела (КТД) имеет свои задачи и особенности, есть педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это — ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника; совместная деятельность учителей и учащихся; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия/неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят. Основные этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание. Ценностная диагностика позволяет воспитателю узнать и понять ценностный мир школьников. Возможны пять путей такой диагностики: в диадном, парном общении - диалоге педагога со школьником; через проблемное групповое общение; через анкеты, создаваемые воспитателем вместе со школьниками или через стандартные личностные тесты-опросники и через анализ сочинений, рисунков школьников, исполняемых песен, предпочитаемых мелодий, видео- и кинофильмов. Затем следует коллективное целеполагание — совместная, ребят и взрослых, воспитанников и воспитателей, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. Результатом совместного целеполагания может быть выбор общего дела и решение о проведении ряда дел с правом выбора у членов коллектива, в каких из них участвовать. Воспитателю необходим настрой на изменение предлагаемых им целей в случае непринятия этих целей воспитанниками. Коллективное планирование. Его результат общий коллективный, неиндивидуализированный план. Общая идея такова: от предложений каждого к плану действий коллектива, но в то же время вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование на основе проектов, предложений микрогрупп и индивидуальных проектов: подчеркнутое признание ценности, особенностей как принятых, так и не принятых идей; признание вклада в коллективное планирование авторов идей и ребят, выполняющих другие роли: критиков, организаторов, технических работников;возможность разработки альтернативных проектов, «работающих» на общую идею. Подготовка коллективного творческого делавключает акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела. Коллективное осмысление данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела; поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников. Проведение коллективного творческого дела.Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят; сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах. Коллективный анализ.Его цель — углубление взаимопонимания и понимания себя. Поэтому общий анализ того, как прошло дело, дополняется анализом отношений, переживаний, мыслей через конкретные вопросы, через право выбора — на какие вопросы отвечать, о чем размышлять. Включение в обсуждение пассивных, выявление всех точек зрения. Позиция педагога.Личностно-ориентированное коллективное творческое воспитание при определенной позиции педагога. Суть этой позиции - в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Это означает, во-первых, искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков, во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы, в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников. Диапазон «тактических» ролей педагога, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. - жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!); - генератор идей (но не навязывающий их насильно); - мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости); - координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел); - рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее); -«тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости); - наблюдатель (но делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач); - психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе); - посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).
![]() |