![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности подхода ЮНЕСКО к охране нематериального культурного наследия. Нематериальное культурное наследие России
Нематериальное культурное наследие, согласно Международной конвенции, это обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Другими словами, это разнообразные проявления народной традиционной культуры (фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции и т.д.). Особенностью нематериального культурного наследия является, что его невозможно подсчитать и определить степень его сохранности. Статья 13 – Другие меры по охране. Для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, каждое государство-участник прилагает усилия с целью: (а) принятия общей политики, направленной на повышение роли нематериального культурного наследия в обществе и включение охраны этого наследия в программы планирования; (b) определения или создания одного или нескольких компетентных органов по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории; (c) содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности; (d) принятия соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на: (i) содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения; (ii) обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию присоблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия; (iii) создание учреждений, занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним. Статья 14 – Образование, повышение осведомленности общественности и укрепление потенциала. Каждое государство-участник, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, прилагает усилия, направленные на: (a) обеспечение признания, уважения и повышения роли нематериального культурного наследия в обществе, в частности посредством: (i) программ в области образования, повышения осведомленности и информирования общественности, в частности молодежи; (ii) конкретных программ в области образования и подготовки кадров, предназначенных для соответствующих сообществ и групп; (iii) мероприятий по укреплению потенциала в области охраны нематериального культурного наследия, связанных, в частности, с вопросами управления и научных исследований; (iv) неформальных способов передачи знаний; (b) информирование общественности об опасностях, угрожающих такому наследию, а также о мероприятиях, осуществляемых во исполнение настоящей Конвенции; (c) содействие образованию по вопросам охраны природных пространств и памятных мест, существование которых необходимо для выражения нематериального культурного наследия. Статья 18 – Программы, проекты и мероприятия по охране нематериального культурного наследия. 1. На основе предложений, представляемых государствами-участниками, и в соответствии с разработанными Комитетом критериями, утвержденными Генеральной ассамблеей, Комитет проводит периодический отбор и содействует осуществлению национальных, субрегиональных или региональных программ, проектов и мероприятий по охране наследия, которые, по его мнению, наилучшим образом отражают принципы и цели настоящей Конвенции, с учетом особых потребностей развивающихся стран. 2. С этой целью он получает, рассматривает и утверждает заявки на оказание международной помощи, сформулированные государствами-участниками для подготовки таких предложений. 3. Комитет сопровождает осуществление указанных программ, проектов и мероприятий распространением передовой практики в формах, которые будут им определены. Особое внимание уделяется сохранению нематериального наследия с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, популяризации и передаче этого наследия молодым поколениям, проведению исследований, инвентаризации и созданию баз данных о разнообразных формах нематериального культурного наследия в странах кластера. Сохранение исторического наследия России, а значит и самой России, как страны, народа, культуры – это сохранение памяти, многовековых традиций, некогда бытовавших и широко распространенных в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Культурное пространство и устное творчество семейских (2001, 2008) — староверы Забайкалья. Семейские общины были образованы группами так называемых «староверов» (конфессия, возникшая в XVIIв. в результате раскола Русской православной церкви). Культурное пространство Семейские, расположенное к востоку от озера Байкал, сохраняет элементы существовавшей до XVIIв. культуры российского общества. В общине, состоящей из 200.000 человек, говорят на южнорусском диалекте, включающем заимствования из белорусского, украинского и бурятского языков. Семейские все еще проводят древние обряды, их образ жизни подчинен культу семьи (само название Семейские свидетельствует об этом) и строгим моральным принципам. Они также отличаются своей традиционной одеждой, ремеслами, жилищем, изобразительным искусством, крашениями, едой и музыкой. Также достоин внимания их многоголосый хор, исполняющий традиционные песни во время семейных и народных праздников. Эти песни известны как «протяжное» пение и восходят к русской средневековой литургической музыке. Население староверов, являющихся хранителями традиции, неуклонно сокращается. Однако различные инициативы, как, например, создание культурного центра «Семейские» в деревне Тарбагатай, демонстрируют желание сохранить это наследие. Реликтовый характер сохраненных традиций сегодня не мешает показывать их самобытность и красоту, делясь этим духовным и эстетическим опытом, утраченным у других групп российского населения. Якутский героический эпос «Олонхо» (2005, 2008). Олонхо относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов. Сегодня эпос все еще занимает центральное место в системе якутского фольклора. Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. Помимо актерского и певческого мастерства сказители обладают даром импровизации и ораторским искусством. Главное содержание олонхо составляют легенды о древних воинах, божествах, духах и животных, но также и современные сюжеты, такие как распад кочевого общества. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо является свидетельством образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях. В начале 20-го века Якутская эпическая традиция попала под угрозу политических и технологических изменений. Олонхо был запрещен в советские и постперестроечные годы. Поэтическая традиция была утрачена в результате быстрой урбанизации, упадка якутской культуры, и старения старшего поколения олонхосутов. Сегодня, эпическая традиция все еще находится под угрозой из-за языковых изменений, социальных и исторических факторов, развития письма, печати, радио и телевидения.
Если надо, вот ссыль: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002238/223870M.pdf
![]() |