Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика методических компонентов образовательных программ начальной школы



15. Личностный подход в начальном образовании: стратегия и пути реализации.

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?». Известно, что в настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Спасение молодёжи от нравственного и духовного оскудения требует перехода к гуманистическим системам воспитания, в основе которых лежит личностный подход к каждому ученику.

Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей. Планируя работу с классом, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание, способствующее формированию свободного человека, осознающего своё достоинство и уважающего достоинства и свободу других людей. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель.

Педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить отношения на основах дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной выстраивать свою жизнь, достойную Человека, – вот главная задача учителя.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Человек развивается, формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми. В ходе общения с ними он приобщается к знаниям о жизни, для него опыт предыдущих поколений становится фундаментом собственного опыта. Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе считаю важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности.

Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе я считаю создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт в школу.

Большую помощь в определении воспитательных задач оказывает диагностирование, которое направлено на изучение и распознавание состояния объекта воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.

Чтобы не ущемить интересы детей и лучше их узнать, я решила провести диагностику «Сфера интересов». Эта методика направлена на изучение интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству. Обработав данные, было выявлено, что дети выделяют в первую очередь по значимости развлечение, коллектив. Они находятся на достаточном уровне. На среднем уровне оказались интерес к трудоёмким, активным видам деятельности, общение, творческая деятельность. Все остальные сферы интересов (широта интересов, организуемый взрослыми труд, самовоспитание) находятся на низком уровне. Проведение этой диагностики позволило определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.

В процессе работы я использую все виды внеурочной деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая, что позволяет младшему школьнику духовно расти и доставляет ему удовлетворение.

Направление «Отечество» предполагает расширение у ребят круга знаний по истории России, её традиций, культуре, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну. По данному направлению проводятся классные часы по патриотическому воспитанию: «Страна, где я живу», цикл бесед «Символы государства, области, района», « Ещё раз о правах и обязанностях», «Что значит быть гражданином», «Их имена забыть нельзя», посвящённый героям-землякам. Был проведён цикл бесед «Выдающиеся имена».

Ребята собирают и оформляют материал «Летопись школьной жизни», в своих выступлениях обращают внимание на культурные ценности своего народа. Познавательная деятельность осуществляется в направлении «Хочу всё знать». Она направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. В классе стали традиционными такие мероприятия, как «Умники и умницы», презентации «Неизведанные уголки Земли», «История книгопечатания на Руси», игра «Экологическое ассорти».

В реализации направления «Доброе сердце» предусматривается усвоение социальных ценностей личности. По этому направлению проводятся беседы, диспуты по социально-нравственной тематике: «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Если друг оказался вдруг… ». Ребята активно принимают участие в работе как классного самоуправления, так и общешкольного, приобретая таким образом социальный опыт. Они самостоятельно выпускают «молнии», рассказывающие о жизни в классе, участвуют в акциях благотворительности.

Одной из главных задач воспитательной деятельности считаю гуманизацию воспитательного процесса, выражающуюся в создании условий для развития личности. Эта работа реализуется в направлении «Я среди людей». Дети сами планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Для этого использую анкетирование, диагностику. Это необходимо для того, чтобы чётко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе. Например, использую методику «Дерево желаний». Учащимся раздают листочки бумаги, на которых изображено дерево. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы: в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать; в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь; какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. На основе этих работ учащихся можно провести интересный классный час под названием «Мои «хочу», «могу» и «надо». В этом году распределение поручений провели в форме выборов. Кандидаты на тот или иной «пост» выдвигали свою программу действий и защищали её, а потом ребята голосовали.

Совместное планирование воспитательной работы я считаю полезным, потому что оно позволяет сделать этот процесс занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей, это первый шаг к тесному сотрудничеству. Направление «В здоровом теле – здоровый дух» предполагает развитие физически здорового человека, лишённого вредных привычек и уважительно относящегося к людям, ведущим здоровый образ жизни. Вот уже три года по инициативе ребят проходит школьный турнир по футболу, они принимают участие в легкоатлетических кроссах как на школьном уровне, так и на районном. Были организованы встречи с фельдшером, проведен цикл бесед о вредных привычках.

Реализация направления «Забота» предполагает воспитание уважительного отношения к старшему поколению, привлечение к активной общественной работе на благо родного края, школы.

Огромное значение в воспитательной работе имеет связь с семьёй. По этому направлению работа строится по принципу сотрудничества. Родители должны понять, что классный руководитель любит его ребёнка и желает только добра. Стало традиционным проведение общешкольного праздника ко Дню матери, проведение выставки фотографий, рисунков «Моя семья — мой талисман». Особое место отводится в нашем классе досуговой деятельности, которая представляет собой содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, «Поле чудес», летний поход, где в неформальной обстановке подводим итоги года, строим планы на будущее. Я считаю, что такие мероприятия позволяют классному руководителю лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика.

В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:

- принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;

- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;

- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;

- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Если почаще вспоминать эти правила, то школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого ученика.

16. Сущность образовательной системы «Школа 2100».

Главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Школа 2100 — общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании” и других законодательных актах.

Научный и педагогический коллектив Образовательной системы «Школа 2100», говоря о своей основной миссии, формулирует её для себя следующим образом:

• Во-первых, посредством создания продуктивной образовательной системы содействовать обеспечению эффективного будущего потенциала нашей страны — личностного, научного и производственного.

• Во-вторых, помочь сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё достойное место в обществе.

Три кардинальные и принципиальные позиции программы «Школа 2100».

1. Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

2. Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но по мнению ее разработчиков важнее не само знание, а умение им пользоваться.

В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации.

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.



Просмотров 5698

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!