Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации и гарантии местного самоуправления



Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий.

По предметному признаку полномочия органов местного самоуправления подразделяются по сферам деятельности – финансовой, экономической, социально-культурной и др.

1. В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение;

учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.

2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия органа местного самоуправления; устанавливают порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и др.

3. В области земельных отношений и охраны природной среды органы местного самоуправления определяют порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной им территории; определяют правила пользования природными ресурсами, выносят решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных строительных норм и др.

4. В области строительства жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают порядок продажи и передачи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, выдают разрешение на строительство всех объектов производственного назначения, приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и др.

5. В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.

6. В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета, распоряжается средствами фонда социальной защиты населения; принимает меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому и др.

7. В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагают административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и др.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

а) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

б) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

в) установление местных налогов и сборов;

г) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

д) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, несут ответственность за осуществление этих полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Конституционные гарантии, закрепленные в ст. 133 Конституции, Конституционное гарантирование местного самоуправления имеет комплексный характер .

Следует подчеркнуть, что эти гарантии носят общий характер, адресованы всем органам, должностным лицам и гражданам. Общее гарантирование обусловлено сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, социально-политического характера и напрямую не связано с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления. Это экономические, политические, социальные, духовно-культурные гарантии, которые в нормативной форме находят свое воплощение прежде всего в основах конституционного строя РФ, имея в виду не только признание самого по себе местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя России но и конституционно-гарантирующее значение практически всех основных его принципов и институтов для реализации местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. статья определяет основные элементы, своего рода системы институтов специального гарантирования местного самоуправления, адресованные всем возможным субъектам муниципально-правовых отношений: а) судебная защита местного самоуправления; б) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; в) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

На первом месте в системе специальных (юридических) гарантий местного самоуправления Конституция (ст. 133) закрепляет право местного самоуправления на судебную защиту. Содержание данного положения раскрывается в нормативном единстве с универсальной конституционной формулой о гарантировании каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46 Конституции).

Универсальный характер конституционного положения определяется уже тем обстоятельством, что субъектом права на судебную защиту признаются не отдельные граждане, а "местное самоуправление в Российской Федерации" в целом. Это означает, что данное право может получать реализацию по инициативе как первичных субъектов местного самоуправления (граждан, местных сообществ как разновидности объединений граждан), так и вторичных его субъектов - в лице прежде всего выборных и иных органов местного самоуправления.

К гарантиям местного самоуправления комментируемая статья относит также право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Этот институт необходимо отличать от передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 132 Конституции). В порядке ст. 133 Конституции местному самоуправлению должно быть компенсировано то уменьшение доходов или, напротив, увеличение расходов, которое не связано с делегированием полномочий, а обусловлено теми или иными решениями органов государственной власти, расширяющими объем финансовоемких обязательств муниципальных образований. Это конституционное требование, таким образом, призвано обеспечить необходимую для решения вопросов местного значения материально-финансовую основу местного само управления и такой уровень ее стабильности, который позволял бы осуществлять по крайней мере среднесрочное планирование социально-экономического развития муниципального образования. В одном из решений КС РФ прямо указывается на то, что компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти, гарантирует самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности

Местное самоуправление гарантируется запретом на ограничение его прав, установленных Конституцией и федеральными законами. Эта норма имеет универсальный, своего рода итоговый, характер. Она адресована неопределенному кругу субъектов, которые могли бы своими решениями или действиями ограничить права местного само управления. Это прежде всего органы государственной власти всех уровней и их должностные лица: ни указы Президента, ни постановления Правительства РФ, ни законы субъектов Федерации не могут сужать (ограничивать) права местного самоуправления.

Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и другими федеральными законами, запрещается. Это означает, что никто не может посягать ни на компетенцию местного самоуправления, ни на муниципальную собственность, ни на другие элементы, составляющие в своей совокупности местное самоуправление как форму народовластия, осуществляемую местным населением в пределах соответствующих видов поселений и других населенных территорий.

Важно подчеркнуть, что названный выше запрет на ограничение прав местного самоуправления обеспечивается и другими нормами этого закона.

К их числу относится обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти решения, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Названные акты могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванных решений, влечет ответственность в соответствии с законами.

Конституционная система гарантий местного самоуправления, установленная ст. 133 Конституции, имеет открытый характер. Гарантии местного самоуправления, предусмотренные непосредственно в Конституции, не только могут получать свое развитие, конкретизацию и детализироваться в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ с учетом конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, но и их перечень может расширяться за счет дополнения в текущем федеральном и региональном законодательстве новыми гарантиями; причем субъекты РФ вправе устанавливать повышенный объем гарантий местного самоуправления как по отношению к Конституции, так и по отношению к федеральным законам.

Так, например, Устав Красноярского края (читай бля, че нашла) содержит нормы-гарантии местного само управления, которые исключают принятие органами государственной власти края решений, которые создавали бы для отдельных муниципальных образований необоснованные социально-экономические или административно-политические льготы и привилегии. Одновременно Устав обязывает органы государственной власти края при принятии решений, непосредственно касающихся муниципальных образований, проводить консультации с соответствующими органами местного самоуправления и учитывать их предложения.

 



Просмотров 871

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!