![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности занятий физкультурой и спортом в период экзаменационной сессии
Систематически заниматься в период экзаменов физической культурой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экзамена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнениям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Результаты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших занятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись ежедневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия: 5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение изменений свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравнению со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались существенно выше в конце сессии показатели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%. Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности студентов. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела нормализованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воздухе, учебного труда. В результате показатели умственной и физической работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались, выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось полным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выраженное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оздоровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Результативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в группах первокурсников. Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические упражнения. Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности. Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этой у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты. Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами. Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости. Психическая саморегуляция (см. гл. 3). Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно. 47. Чем вызвана необходимость самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом? см. вопрос 48 48. Каковы цели и задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями? Приобщение студенческой молодежи у физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить намеченные дела. Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функцию и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также, организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином, «двигательная активность» У большинства людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Специалист, завершивший обучение по дисциплине «физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом в физическом самосовершенствовании. 49. Из каких частей состоит тренировочное занятие, и каково их содержание? Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей. Из четырех частей строится занятие преимущественно со студентами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной частей. Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одно под названием вводно-подготовительная часть, или разминка. Вводная часть сводится к организации занятия (построение), созданию у занимающихся рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение задач данного занятия (принцип сознательности и активности) Разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности. В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения физической активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние. 50. Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом? методы РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ Психика или сознание — свойства мозга, в основе которых лежа г высокоорганизованные нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга. Все психические процессы имеют рефлекторную природу они возникают как ответ на те или иные раздражения внешней или внутренней среды. Различают психические процессы: а) связанные с познавательной деятельностыо (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и т. д.), б) выражающие отношение человека к окружающим явлениям (различные виды эмоций), в) связанные с волевыми действиями (желания, стремления, полевые усилия и т. д. ) У человека, в отличие oт животных, типологические свойства высшей нервной деятельности рассматриваются с учетом специфических механизмов его мозга — второй сигнальной системы, т.е. словесной сигнализации У человека и животных имеется и общая система сигнализации, при которой организм воспринимает окружающее по предметам и явлениям, непосредственно воздействующим на органы чувств. Она обозначается как первая сигнальная система Исходя из общих законов работы двух сигнальных систем, были установлены типологические различия у людей (И П Павлов) для одних людей характерно преобладание эмоционально-образного мышления, для других — отвлеченного мышления, а для третьих — сочетание этих двух видов характера мышления. Физиологической основой проявления одной из трех разновидностей характера мышления служит преобладание восприятия через первую или вторую сигнальную систему Так, в первом случае (эмоционально-образный характер мышления) преобладает восприятие через первую сигнальную систему — это представители «художественного типа» нервной деятельности. Во втором случае (отвлеченный характер мышления) преобладает восприятие через вторую сигнальную систему — это представители «мыслительного типа» нервной деятельности. В третьем случае восприятие окружающей действительности осуществляется посредством сбалансированных сигнальных систем — это представители «среднего типа» нервной деятельности Чрезвычайная тренировка одной из сигнальных систем вследствие особых условий жизни может стать помехой для развития другой сигнальной системы в силу отрицательной индукции на нее, т.е. проявления торможения менее тренируемой сигнальной системы. Из этого следует, что спортсмену как человеку, у которого происходит интенсивная тренировка первой сигнальной системы, нужно помнить о необходимости постоянного поддержания высокого уровня деятельности второй сигнальной системы. Целенаправленная высококоординированная мышечная деятельность спортсмена должна быть постоянно под контролем сознания, должна осуществляться осмысленно (формирование и совершенствование двигательного навыка и длительное поддержание тренированности). Нельзя считать, что спортивная нагрузка — это нагрузка только физическая Больше того, чем более глубокая и разносторонняя умственная работ совершается в процессе овладения сложным двигательным навыком, тем более тонкие и сложные регуляторные механизмы вовлекаются в формирование динамического стереотипа двигательного акта Отсюда следует, что правильно организованный тренировочный процесс — это путь к совершенствованию регуляторных механизмов центральной нервной системы и, следовательно, к тренировке свойств нервных процессов. Ощущение — отражение в сознании человека свойств внешних предметов и внутренних состояний организма — возникает при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, протекающие в анализаторах Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, осязательные (тактильные). Ощущения, отражающие различные состояния внутренних органов мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия, органические и болевые. В частности, большую роль в спортивной деятельности играют мышечно-двигательные ощущения, имеющие сложный характер, т.к. вызываются одновременным раздражением различных рецепторов. Раздражение рецепторных окончаний в мышцах дает ощущение мышечного тонуса при выполнении движений. Ощущение мышечного напряжения и усилия связано с раздражением нервных окончаний в сухожилиях, а ощущение направления, формы и быстроты движений связано с раздражением рецепторов суставных поверхностей. Отражение в сознании предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы называется восприятием. Восприятие всегда имеет целостный характер — явления отражаются в совокупности их свойств и качеств. Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы. Для таких процессов характерна одновременная и согласованная деятельность нескольких анализаторов. В процессе тренировки необходимо упорно работать над формированием правильных и прочных представлений о выполняемых движениях, т.к. мышечно-двигательные представления часто вызывают начальные импульсы к совершению связанных с этими представлениями движений. Такие побуждения к совершению движений (идеомоторные акты), связанные с отчетливым и правильным представлением, например, вольного гимнастического упражнения (интенсивности, амплитуды, пластичности и др.), являются необходимой основой его правильного и успешного выполнения. А если при выполнении упражнения на снаряде у спортсмена возникает представление о том, что он теряет равновесие и вот-вот упадет, это вызовет невольное зачаточное движение падения в определенную сторону. Тренируясь в совершенном выполнении тех или других физических упражнений, готовясь к успешной борьбе в спортивном соревновании, спортсмен руководствуется не только восприятием или представлением движений, но и мышлением, которое направлено на познание анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в основе данного упражнения, на понимание складывающейся в борьбе ситуации, на разгадывание тактических замыслов противника, на разработку собственного тактического плана действий и т. п. Человек, познавая мир, запоминает свои ощущения, восприятия, мысли. Физиологической основой памяти являются «следы» в коре головного мозга ранее протекавших там нервных процессов. Эти «следы» следует понимать как закрепление образовавшихся в процессе прежнего опыта временных связей между определенными нервными центрами (ассоциации). Благодаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие выполнение какого-либо одного элемента упражнения, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего элемента и т. д. В результате спортсмен может последовательно и без ошибок выполнить все упражнение в целом. Но для этого необходимо предварительно проделать большую работу по запоминанию данного материала. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет двигательная память, обеспечивающая точное представление о положении тела в различные моменты выполнения физического упражнения, представление о форме, управлении, амплитуде и скорости совершаемых движений. При направленном и сосредоточенном (внимательном) действии движения выполняются аккуратно и четко. В состоянии крайнего утомления спортсмен не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполнении двигательной деятельности, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением усталости. Чтобы воспитать у себя устойчивость внимания, необходимую в спорте для сохранения ее интенсивности на высоком уровне, например в течение всего времени игры в футбол, надо в процессе тренировки приучать себя к несколько более длительной спортивной работе, чем это происходит на соревновании. Сосредоточенность и внимание можно развивать, приучая себя в процессе тренировочных занятий к внимательному выполнению упражнений, несмотря на отвлекающее влияние различных помех (шум, присутствие зрителей и др.). Способность сосредоточенного внимания развивается в процессе занятий такими видами спорта, как стрельба, тяжелая атлетика, гребля и др. Распределенное внимание воспитывается во время занятий игровыми видами спорта, боксом, фехтованием и т. п. Все физические упражнения связаны с эмоциями, т.е. с различными степенями возбуждения и успокоения, напряжения и разрядки, удовольствия и неудовольствия. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением. В спокойном состоянии человек не может бежать быстро. Напротив, спокойная ходьба, требующая плавности и ритмичности, вызывает эмоциональное состояние успокоения. Активные (стенические) эмоции повышают работоспособность организма; наблюдаются при правильной тренировке, особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем, стремление к победе, к преодолению препятствий, «спортивную злость». Пассивные (астенические) эмоции чаще всего возникают при перетренированности, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться и пр. Полевые действия в спорте органически связаны с мышечной деятельностью, требующей физической силы, выносливости, быстроты, ловкости в движениях. В большинстве видов спорта полевые усилия спортсмена направлены на максимальные, а не на сниженные нервно-мышечные напряжения. Волевые усилия и спорте, как правило, отличаются очень большой скоростью реакций и сопутствующих психических процессов (восприятия, мышления, сообразительности и т. д.) Успешность многих видов спортивной деятельности во многом зависит от точности восприятия различных условий среды, в которых эти действия выполняются. Эти специальные восприятия в практике спорта называют: «чувство воды» — у пловцов, «чувство дистанции» — у боксеров, «чувство времени» — у бегунов, «чувство мяча» — у футболистов и др. Например, «чувство воды» — это весьма тонкое восприятие сопротивления воды при совершении движений в ней. Сопротивление воды воспринимается пловцом с помощью ощущений, полученных при выполнении гребковых движений. Это не только мускульно-двигательные ощущения пловца, но и ощущения давления поды и соприкосновения с ней. Эти и другие специализированные восприятия — показатели совершенства овладения техникой избранного вида спорта — спортсмен может развить в себе, если будет анализировать сложную структуру восприятия, выделять в них наиболее существенные элементы и постарается в процессе тренировки делать их более совершенными, точными, «обостренными». Известно, что в различных видах спорта требуются различные уровни мобилизации. Даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации. Исследования, в которых эффективность деятельности сопоставлялась с различными уровнями активации спортсменов на протяжении дня, показали, в частности, что для любых физических усилий существует оптимальный уровень возбуждений. Если этот уровень превышает оптимальный, то результаты спортивной деятельности ухудшаются. Перевозбуждение может ухудшить выполнение недостаточно освоенных движений или заданий, требующих точности. В показателях активации (психологических, мышечных, физиологических) существуют выраженные индивидуальные различия. Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения. Методы регулирования психоэмоционального состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести: 1) введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость; 2) включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев; 3) музыкальное сопровождение упражнений во время разминки или танцевальных движений; 4) метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий; 5) приглашение болельщиков на соревнования; 6) хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отвечающее санитарным нормам состояние мест занятий; 7) сознательный подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности; 8) поощрение за правильно, четко выполненное задание. К методам, нормализирующим психоэмоциональное состояние, следует отнести: 1) повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость; 2) включение ритмических и координированных движений в занятия; 3) переключение на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные качества; 4) общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения; 5) релаксационная тренировка; 6) аутогенная тренировка; 7) «активный отдых», «производственная гимнастика», «физкультурная пауза». Релаксационная тренировка (по Э. Якобсону). Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей и особенно мышц головы и шеи. Сначала студенту предлагают, например, максимально напрячь мышцы, затем после расслабления снова напрячь мышцы в полсилы, затем в четверть силы от максимального усилия и так до тех пор, пока человек не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В процессе занятий предлагают также напрячь с различной силой мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-либо части тела. Гипотеза методики расслабления Якобсона основана на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над скелетными мышцами, одновременно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние. Аутогенная тренировки И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышечной и автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку предлагают расслабиться различными способами и представить мысленно потепление его отдельных частей 'юла (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мысленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие нуги саморегуляции психических состояний через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т. п. Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объективной регистрацией изменений психофизиологических процессов, происходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему. Установлено, что значительные изменения могут происходить и в величине электрических потенциалов головного мозга. Цель работы — ознакомиться с простейшими методами регулирования психоэмоционального состояния при занятиях физическими упражнениями и спортом. В результате усвоения данной темы студенты должны: знать методы, повышающие и нормализующие психоэмоциональное состояние человека, занимающегося физическими упражнениями; уметь применять освоенные методики регулирования психоэмоционального состояния организма в практике занятий физическими упражнениями и спортом. Ход работы. После предварительного изучения рекомендуемой литературы, объяснения и показа приемов, способов выполнения физических упражнений и двигательных действий для достижения результатов изучаемых методов студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематическое задание под наблюдением преподавателя. 51. Какова методика психической настройки на тренировочное занятие, на отдельное упражнение? Начинать и заканчивать занятия следует психической настройкой. Перед занятием она должна быть направлена на сосредоточение внимания студентов на словах преподавателя, на формирование у них четкого представления плана занятия, на активизацию их психофизических возможностей и повышение желания заниматься. Последнее особенно необходимо в тех случаях, когда занятия проходят на свежем воздухе в плохую погоду. Настройка должна носить ритуальный характер и выполняться в одной и той же последовательности. Студенты встают в стойку релаксации: ноги ставятся чуть шире плеч, руки и голова свободно опущены, глаза закрыты, все мышцы расслаблены. Далее преподаватель сосредотачивает внимание студентов на своих словах и старается ввести их в состояние релаксации (расслабления и успокоения). Делать это нужно с помощью следующих словесных формул: 1. Все внимание только на моих словах... 2. Руки расслабляются... 3. Все больше и больше расслабляются руки... 4. Расслабленные руки... 5. Руки начинают теплеть... 6. Все больше и больше теплеют руки... 7. Плечи теплые..., предплечья теплые..., кисти теплые, кончики пальцев теплые... 8. Все внимание только на моих словах. Далее преподаватель четко и коротко в императивном тоне излагает основные моменты плана, занятия. Например: «сначала бег в равномерном темпе 6 кругов, затем общеразвивающие упражнения и развитие силовых качеств, в заключение—игра в баскетбол». После этого следует заключительная часть настройки, задача которой—мобилизовать психофизические возможности студентов и повысить желание заниматься. Для этого им предлагается сильно выдохнуть, открыть глаза и одновременно с медленным вдохом через нос согнуть руки в локтях, напрягая мышцы плечевого пояса и туловища (как бы демонстрируя свои бицепсы), и почувствовать их сильными и упругими. При этом с помощью следующих формул внушается, что тело наливается силой и энергией: 1. Все тело наливается силой и энергией! 2. Энергия переполняет вас! Это упражнение выполняется 1-3 раза до четкого ощущения силы и энергии в мышцах. После чего студенты по команде: «Вы на лыжах» встают в стойку лыжника на слегка согнутые ноги и, представляя себя бегущими по лыжне, выполняют попеременные движения руками, как бы отталкиваясь лыжными палками. При этом в такт с этими движениями делаются пружинящие движения на ногах не сходя с места. Предлагается представить себя вбегающим на многолюдный, шумный и пестрый стадион, где предстоит финишировать. Преподаватель эмоционально сообщает, что до финиша остается 20-30 м, а впереди, в нескольких шагах. бежит ваш основной соперник, которого нужно обогнать во что бы то ни стало. Студенты ускоряют движения, учащают с радостной улыбкой и ликованием. Всего лишь около минуты длится данное упражнение, но и его почти всегда достаточно, чтобы студенты возбудились и им захотелось заниматься. По их отзывам, после настройки организм как бы сам просит работы и жаждет движения. Поэтому они сразу же активно и эмоционально включаются в занятие. Эффект этого упражнения во многом зависит от яркости и четкости представлений и переживаний предлагаемой ситуации. Настройку можно усилить за счет упражнений, основанных на выполнении различных поз и движений с эмоциональным воспроизведением определенных звуков. Например, чтобы вызвать у студентов чувство азарта, воодушевления, желания заниматься, рекомендуем проделать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расставить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки— «крылья» назад—в стороны, растопырить пальцы—«когти», прогнуться и запрокинуть голову, исказить лицо (маска агрессии) и напрячь все мышцы. Далее преподаватель произносит следующие слова: «Сейчас я буду считать до 10 и под каждый счет вы должны делать амортизирующие движения на ногах, представляя в них сильную стальную пружину, готовую распрямиться и подбросить вас в воздух; при счете 10 нужно сильно выпрыгнуть вверх со взмахом рук и с боевым кличем «а-а». Это упражнение позволяет мгновенно входить в состояние азарта с желанием двигаться, а значит и заниматься. Вся психическая настройка занимает от 2-х до 3-х минут. По мере овладения настройкой может сокращаться число словесных формул и упражнений. Эффект настройки обусловлен тем, что при вхождении в состояние релаксации мозг человека становится повышенно внушаем и лучше усваивает поступающую информацию. Это позволяет сформировать у студентов четкую установку на занятие, а с помощью специальных приемов—значительно активизировать их и повысить желание тренироваться. В тех случаях, когда настройка проводится на воздухе в очень плохую погоду (дождь, холод, мороз), можно начинать ее сразу с короткого изложения плана занятия и тут же переходить к мобилизующей части, минуя введение в состояние релаксации. Настройку нужно проводить не только в начале, но и в конце занятия. В этом случае она направлена на быстрое восстановление занимающихся, на формирование у них чувства удовлетворенности проведенным занятием и хорошего настроения, на качественное выполнение предстоящей деятельности (учебных занятий, важнейших дел дня). Здесь используются в основном те же приемы, что и в настройке в начале занятия, но имеются и свои особенности. Так, для ускорения процессов восстановления у студентов, увеличивается продолжительность 1-й части настройки и соответственно—число словесных формул. После 4-й формулы «расслабленные, руки...» следуют формулы на формирование ощущения тяжести в руках: «Руки начинают тяжелеть..., все больше и больше тяжелеют руки, наливаются тяжестью..., тяжелые руки...» А затем вновь следуют уже известные формулы на формирование ощущения тепла в руках. С целью более глубокого введения занимающихся в состояние релаксации формулы нужно произносить медленно и повторять по 2 раза. После того как занимающиеся вошли в состояние релаксации, надо формировать у них чувство удовлетворенности проведенным занятием. Для этого предлагаются следующие примерные формулы: 1. Вы сейчас хорошо поработали! Пробежали 10 кругов! Нагрузили многие мышцы! 2. Вы стали выносливее и сильнее (быстрее, координированное и т. п.). Получили мощный заряд бодрости и энергии, который вы будете ощущать сегодня и в последующие дни! У вас будет отличное настроение! 3. Поддерживайте это состояние ежедневными самостоятельными занятиями физкультурой и психорегуляцией. 4. Дайте себе установку на выполнение важнейших дел на сегодня. После этой формулы следует короткая пауза (20-30 с), в которой занимающиеся мысленно дают себе установку с учетом своих дел и желаний. Затем нужно вывести студентов из состояния релаксации, несколько активизировать их и сформировать хорошее настроение. Сначала говорится следующее: «У вас исчезает ощущение расслабления, уходит тяжесть... Вы становитесь бодрыми и активными». После чего предлагается выполнить уже известное упражнение с «наполнением энергией», которое повторяется дважды. Далее применяется следующее упражнение. Студентам предлагается вспомнить какое-нибудь яркое, радостное и счастливое мгновение своей жизни (например, восторг при первой встрече с морем, ликование во время праздничного шествия или салюта и т. п.) и улыбнуться. Затем по команде преподавателя нужно дружно вскинуть руки. высоко поднимая голову, и громко выкрикнуть звук «о-о» на самой высокой ноте, стараясь выразить в нем радость и ликование. Принятая поза и мимика должны напоминать человека в минуты восторга, ликования, счастья. Студенты обычно с удовольствием выполняют это упражнение и быстро входят в соответствующее состояние. После такой настройки они, как правило, уходят с занятий бодрыми, в хорошем настроении и с четкой нацеленностью на предстоящие дела. В процессе самих занятий по физическому воспитанию также нужно использовать различные средства психорегуляции и, прежде всего, идеомоторную тренировку. Последняя представляет собой не что иное, как мысленное воспроизведение различных движений. Она особенно необходима и эффективна при освоении какого-нибудь сложного двигательного навыка или когда он плохо получается. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем студент станет выполнять упражнения, преподаватель должен объяснить задание и проверить, правильно ли оно понято и переведено ли в сознании на язык моторики. Если студент понял указание, то он должен мысленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого движения в точные словесные формулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные слова, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения. Такая методика обучения активизирует мыслительную деятельность студентов и дает возможность значительно сократить количество практических повторений при разучивании движения. Пользуясь идеомоторной тренировкой, нужно помнить, что качественному исполнению разучиваемого движения способствует не простое воспроизведение узловых моментов техники, а воспроизведение характерных мышечно-двигательных представлений об ощущениях, сопровождающих эти моменты: степени мышечного напряжения, направлении, скорости и ускорении различных звеньев тела и др. Для лучшего "вслушивания» в двигателыю-мышечные ощущения, как новые, так и известные, полезно ограничивать число пробных реальных выполнений упражнения. Это создает дополнительные трудности, для преодоления которых необходима большая творческая активность. Систематическая стимуляция этой активности воспитывает у занимающихся умение вызывать соответствующие двигательные представления и готовить себя к каждой попытке выполнения задания. Важно, чтобы мысленное выполнение его выражалось всегда в своеобразном переживании активности с ощущением волевых и эмоциональных усилий. Мысленное выполнение задания нужно повторить 3-6 раз в зависимости от его сложности. Чем оно сложнее и чем труднее мысленно воспроизводится, тем меньше должно быть число повторений. После мысленного выполнения задания его следует повторить с имитационными движениями и лишь затем приступить к непосредственному исполнению. При этом необходимо обязательно прочувствовать основные фазы двигательных действий в ритме реального выполнения, а при разучивании — в замедленном темпе, иногда с остановкой, акцентируя внимание на главных моментах. Еще больший эффект получается тогда, когда идеомотор-ная тренировка проводится в состоянии релаксации. Данный метод связан с тем, что если идеомоторное представление о движении происходит на фоне неглубоко дремлющего мозга, то движение Становится более точным, чем после идеомоторной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому занимающийся с помощью психомышечной тренировки должен погрузить себя в состояние релаксации, в котором и будет проводить идеомоторную тренировку. В тех случаях, когда возникает необходимость выполнить важную установку преподавателя или автоматизировать какое-нибудь технико-тактическое действие в соревновательных условиях, особенно эффективным является один из вариантов гипноидеомоторной тренировки, разработанный В. П. Некрасовым (1981) и названный "репортаж». Суть данного приема заключается в том, что после "погружения» занимающегося в состояние релаксации преподаватель как бы ведет репортаж с места соревнований, описывая соответствующие ситуации и требуемое поведение спортсмена в них. Это позволяет более эффективно совершенствовать необходимые действия и закреплять нужные установки.
![]() |