Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности занятий физкультурой и спортом в режиме учебного дня, учебной недели, учебного года



Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это общество должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспо­собности студентов.

Чтобы убедиться в правильности такого утверждения, был прове­ден годичный эксперимент, в котором проверялась целесообразность проведения учебных занятий в такие периоды учебы, когда снижается работоспособность и ухудшается самочувствие; в конце учебного дня (на последней паре занятий), в начале и в конце недели (понедельник, пятница). Полученные сведения сравнивались с данными студентов, где занятия проходили с обычным планированием. В результате экс­перимента установлено, что все изучавшиеся показатели: работоспо­собность и самооценка настроения, активность, самочувствие на от­дельных отрезках учебного года оказались существенно лучше в груп­пе с экспериментальным режимом занятий. Так, если к концу недели качественный показатель работоспособности снижался в среднем до 46% в группе с обычным планированием занятий, то в эксперимен­тальной лишь па 13,2%. К концу семестра соответственно на 42 и 15%;

и конце года на 52 и 12%. Аналогичный характер сдвигов наблюдался и в показателях самооценки.

По результатам исследований установлено, что для успешного вос­питания основных физических качеств студентов необходимо опи­раться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять, физические упражнения с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной вынос­ливости с интенсивностью по ЧСС 120—180 удар/мин; во второй по­ловине каждого семестра с преимущественной (до 70—75%) направ­ленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интен­сивностью по ЧСС 120—150 удар/мин. Первая часть в семестре совпа­дает с более высоким функциональным состоянием организма, вто­рая — с его относительным снижением. Занятия, построенные на ос­нове такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студен­тов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повыше­ние уровня физической подготовленности в учебном году:

При планировании и организации учебных и самостоятельных за­нятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы — нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС 110— 130 удар/мин и моторной плотностью до 65—80% или с ЧСС 1.30— 160 удар/мин при моторной плотности 50—65%. Такой режим занятий сокращает период врабатывания в учебном труде, стимулирует период высокой работоспособности. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (вторая учебная пара часов) спо­собствует ее сохранению до конца учебно-трудового дня, включая пе­риод самоподготовки. Использование занятий с двумя рассмотренны­ми режимами в период снижения работоспособности (третья—четвер­тая пары часов) обеспечивает короткий стимулирующий эффект пос­ледействия при ЧСС 110—130 удар/мин и более выраженный и дли­тельный при ЧСС 130—160 удар/мин. Занятия с ЧСС свыше 160 удар/мин и моторной плотностью 65—75% рекомендуется исполь­зовать лишь на последних часах учебного расписания. Для недостаточ­но тренированных студентов использование такого режима приводит к существенному снижению умственной работоспособности, и продол­жать продуктивную самоподготовку они могут лишь после 4—5 ч от­дыха. По этой причине применение такого режима занятий в дни на­пряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная рабо­та) нежелательно.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с ум­ственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наибо­лее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин с интервалами в 1—3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности и не­дельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимули­рующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце не­дели. .

Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, а также для сту­дентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы замятий должны быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень устойчивости умст­венной работоспособности к двигательном нагрузкам. Следует учиты­вать и процесс адаптации к физическим нагрузкам определенной ин­тенсивности и продолжительности, в ходе которой умственная работо­способность будет постепенно носить более устойчивый характер.

Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила ус­тановить «зону» оптимального взаимодействия между умственной н физической работоспособностью студентов. Ем соответствует исполь­зование занятий с режимом ЧСС 130—160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интел­лектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению развития двигательных способностей и мало значим для повышения эффектив­ности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекуль­турного и профессионального развития личности студента в вузе.

В практике 4^изического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день. Установлено, что проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятель­ности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки и сочетании с вечерними объемными занятиями позволя­ло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник — 100, вторник — 70—75, среда — 130—140, четверг — отдых, пятница — 130—140, суббота — 100—110, Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недель­ную периодику работоспособности, с другой — обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям. Для повышения спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до 18 ч на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной рабо­ты достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50—55%, во время зачетов до 65—70%, на протяжении семестра он со­ставляет 75-80%.

При систематических занятиях различными видами спорта воспи­тываются определенные психические качества, отражающие объек­тивные условия спортивной деятельности. На рис. 4.7 представлены типовые различия в проявлении психических и психомоторных ка­честв у баскетболистов и пловцов. Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях предъявля­ют более высокие требования к психике. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их мгновенной оцен­ки и организации соответствующих действий, осуществляемых в ус­ловиях дефицита времени.

Наиболее распространенной формой организации занятий со сту­дентами специального учебного отделения являются два занятия в не­делю по 90 мин. Однако исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Изучение эффективности трех режимов занятий:

Рис. 4.7. Типовые проявления психических и психомоторных качеств спортсменов (но отношению к среднему уровню) у баскетболистов — белые столбики и плов­цов — заштрихованные.

1 — тонкая сенсомоторная координация; 2 — время ответных реакций на сложные сигналы; 3 — распределяемость и нереключаемость внимания; 4 — овладение сенсомоторными навыками и их переделка; 5 — нерекодирование информации; 6 — надежность в исполнении сенсомоторных задач; 7 — психическая устойчивость и условиях стресса

I вариант — два занятия по 90 мин; II вариант — 4 занятия по 45 мин; III вариант — 6 занятий по 30 мин для студентов с однородной характеристикой заболеваний позволило установить следующее. За­нятия по I варианту в непосредственном и отдаленном периоде после­действия снижают умственную работоспособность, особенно такие функции внимания, как устойчивость, распределение и интенсив­ность. Это свидетельствует о наличии утомления у студентов, что под­тверждается их самооценкой. Второй вариант оказывал положитель­ное, хотя и незначительное по выраженности последействие. Наиболее выражен положительный эффект был при III варианте занятий. Его положительный эффект проявляется и в показателях функциональ­ной подготовленности. Вместе с тем выявилось, что по мере устойчи­вого повышения уровня функциональных возможностей студентов, возможен переход на II режим занятий. Чтобы повысить развивающие возможности учебных занятий, целесообразно (наряду с улучшением общефизического состояния и устранением функциональных откло­нений для изменения доминанты «неполноценности») уделять внима­ние развитию функций внимания, памяти, мышления, проявление ко­торых необходимо в учебном труде и активно развивать которые возможно в рамках физического воспитания. Решение этой проблемы связано с включением студентов в процесс самовоспитания, овладения приемами самопознания, а также самонаблюдения, самоанализа, само­оценки.

Итак, обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускорен­ному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сби­вающим факторам; средняя выраженность эмоционального фона; сни­жение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; раци­ональное использование бюджета свободного времени для личностно­го и профессионального развития.

 



Просмотров 1421

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!