![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели и задачи учебного предмета
Муниципальное бюджетное образовательное Учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 им. М. П. Мусоргского г. Твери» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область «Музыкальное исполнительство» (ПО.01.) Учебная программа «Ансамбль» «Фортепиано» (ПО.01.УП.02) (В.05.УП.05) «Народные инструменты» (ПО.01.УП.02) «Струнные инструменты» (ПО.01.УП.02), «Хоровое пение» (В.02.УП.02) «Духовые и ударные инструменты» (ПО.01.УП.02) для учащихся 1-5(6), 1–8(9) классов Музыкальных отделений Детских школ искусств Тверь. 2012 г.
Разработчики: Блинова Р. Н. Осипова А. А.,
Рецензенты
Введение
Учебная программа «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (2012 г.) и является частью предметной области «Инструментальное исполнительство». Данная программа предназначена для занятий с детьми, обучающимися в 1-5(6), 1-8(9) классах ДШИ. Ансамбль, как обязательный учебный предмет, должен проводиться на отделениях: «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Хоровое пение» и «Духовые и ударные инструменты». На отделении «Хоровое пение» занятия ансамблем проводятся только в рамках вариативной части. Пояснительная записка Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства. Коллективное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность,ответственность,дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. На уроках ансамбля ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с занятиями по другим учебным предметам способствует расширению их музыкального кругозора. Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся. Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе специальности. Учебная программа по ансамблю, ориентирована на выявление одаренных детей, которые в процессе обучения могут проявить способности, позволяющие им продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне. В то же время, работа по этой программе не требует «специальных условий для особых детей», а предполагает массовое обучение юных пианистов мастерству ансамблевой игры. Возраст учащихся, для которых предназначена программа – от шести лет, шести месяцев до 18 лет. Количество участников ансамбля может варьироваться — от 2 до 15 человек. Цели и задачи учебного предмета Основная направленность программы «Ансамбль» - воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся. Цель программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства. В классе ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров. Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности. Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка. При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.
![]() |