![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью
При поступлении в школу детей, ранее не находившихся в условиях систематического коррекционно-воспитательного Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ... воздействия, педагог сталкивается с проблемами поведения у части воспитанников. Для оценки динамики поведения ребенка используется следующая таблица, которая отражает работоспособность и характер активности ребенка в течение учебного дня и недели. Примерные показатели активности и работоспособности ребенка
Условные обозначения: V — действия по решению поставленной задачи; х — действия вне задания; • — аффективная реакция. Приемы педагогического сотрудничества Эффективность психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса поднимается на качественно более высокий уровень в результате взаимодействия с родителями учащихся. Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету. Психологическое сопровождение процесса обучения детей ..._______ Анкета для родителей Уважаемые родители! Ваш ребенок______________________________________ учится в _______ классе школы №____________ Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов: 1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 — второстепенно. 2. Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 — может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 — недоступно.
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем? Спасибо!
Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ... Оценки в графе «Важность» можно расценивать как наиболее желаемые умения, ожидаемые от ребенка в будущем. Оценки в графе «Доступность», особенно «уже умеет», отражают степень удовлетворенности родителей результатами обучения детей в школе. Кроме того, результаты анкетирования дают основание для определения этапов и конкретного содержания коррекционной работы с каждым ребенком в отдельности с учетом пожелания родителей относительно воспитания и обучения своих детей. Глава 2, Примерные программы обучения детей...- Элементарные математические представления
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пояснительная записка Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но все же математического, решения (приготовить угощения для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. п.). Ему необходимо понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество предметов в множестве. В процессе систематического обучения уже имеющиеся у детей знания, умения и навыки совершенствуются, приобретая новое качество. Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях. Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей. Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве). Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным. Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики. В связи с этим мы предлагаем следующее название всех разделов программы на всех этапах обучения — «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью. Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекцион- Глава 2 . Примерные программы обучения детей... Элементарные математические представления
ной задачи — социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка. Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми. Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы: — совместные действия детей и взрослого; — действия по подражанию действиям учителя;
— действия по образцу, по словесной инструкции; — приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; — элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; — воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; — предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; — соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; — подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений; — обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности. Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения ими математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях. Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Пропедевтический этап (нулевой класс) В течение всего пропедевтического периода обучения, который осуществляется в нулевом классе, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся на дочисловом уровне. Эти занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. Эти уроки-занятия направлены на: — выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся; — определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения; — формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений; — развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам; — формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого); — развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств); — формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений; — привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов. Содержание Количественные представления Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов). Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало). Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч — много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей). Выполнение различных действий: один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию. Выделение на основе тактильного обследования одного — много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек». Представления о форме Выделение формы (шар). Дифференциация шара от любого многоугольника. Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячи, клубки и т. п.). Представления о величине Выделение больших-маленьких предметов (большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб) в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности. Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие ворота; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прицепки к большому-маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины, вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.).
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
При формировании представлений о величине педагог обязательно предлагает детям как минимум два предмета с целью дать им об относительности величины на наглядном уровне. Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. Представления о пространстве Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.). Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.). Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции. В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями. Временные представления Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений: — осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу); — понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; — выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого; — осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции; — перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; — показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.); — перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; — узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима). Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
Первый год обучения В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на: — уточнение уровня сформированности элементарных ма — определение потенциальных возможностей развития эле — формирование у детей положительного эмоционально — развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам; — формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого); — развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств); — формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений. Содержание Количественные представления Объединение предметов в различные множества (на до-числовом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое. Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества. Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов). Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем). Выделение одного-множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Узнавание и выделение цифры 1. Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки (мягкая игровая проволока с ворсолановым покрытием и др.). Представление о форме Игры с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.). Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты). Соотнесение плоскостных и объемных фигур (игры «Где, чейдомик?», «Коробка форм» и т. п.). Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «досок Сегена», «вкладышей Монтессори» и т. п.).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ их. Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно со взрослым или с некоторой помощью взрослого). Представления о величине Определение величины большой-маленький, пользуясь приемами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной величины. Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. Представления о пространстве Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.). Показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера, по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.). Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
Педагог обращает внимание а обучение детей сопровождать речью или жестовыми указаниями свои действия. Временные представления Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времен года: лето и зиму. Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений: — осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу); — понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; — выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции; — понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине; — выделять один предмет из множества и собирать мно — узнавать цифру 1 и соотносить ее с количеством паль — писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, са — осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, — производить объединение фигур в группы по форме — соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений; — перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; — показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.); — перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; — узнавать и называть на основе наиболее характерных Второй год обучения В начале учебного года учитель проводит повторение того, что было изучено в предыдущие годы обучения. В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентации на единый сюжет. Кроме этого, занятия по развитию
Примерная программа по математике элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на: — уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных на первом году обучения (на пропедевтическом этапе обучения); — определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения; — формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений; — развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием; — закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, которые дает взрослый, по словесной инструкции педагога); — развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по развитию элементарных математических представлений; — развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления. Содержание
![]() |