![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Активизация речевой и познавательной деятельности
— Различение предметов по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений. Выбор знакомого предмета среди других, подбор парного предмета к образцу, выбор предмета по заданному признаку. — Соотнесение предмета с его плоскостным изображением. — Воспроизведение комбинаций из линий и фигур (по образцу, по памяти, по инструкции). — Выделение части целого, узнавание предмета по его части, составление предмета из частей. — Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом; к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами). — Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию: — с повторяющимися гласными, согласными, слогами (я -я — я — вот моя семья; ж — ж — ж — вот летит стриж; ах-ах-ах — бабах; Как на горке — снег, снег, — И под горкой — снег, снег, — И под елкой — снег — снег.—А под елкой спит медведь.—Тише, тише. Не шуметь! (Слова, выделенные курсивом читает педагог))
— трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш — вас; лак — лук); — двусложных, различающихся одним слогом (ноша — каша; ваза — роза).
— Слушание, запоминание и произнесение чистогово-рок, потешек (Сливы у Нины, вишни у Димы. Сел и все съел. Береги нос в сильный мороз.). — Пение слоговых цепочек, слов, близких по звучанию, на знакомые мотивы детских и народных песен. — Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?). — Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу. — Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д. — Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении. — Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др. — Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку. — Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию. — Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с использованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и др. Подготовка к чтению — Игры и упражнения со звуками окружающей действи
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Родная речь
— Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей). — Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова». — Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием. — Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт. — Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком это предложение? Что делает ...?) — Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3). — Определение первого звука в слове (в сильной позиции). Развитие графических умений — Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса). — Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий. — Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). — Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.
— Рисование вертикальных линий разной длины. — Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.). — Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке». — Рисование вертикальных линий от начальной точки. — Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше). — Рисование горизонтальных линий по начальной точке:
• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»); • одинаковой длины («Расческа»); • длиннее или короче образца.
— Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»). — Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). — Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»). — Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»). — Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка») — Дорисовывание предметов знакомыми линиями. — Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.
— Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти. — Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры. Глава 2. Примерные программы обучения детей..._________________ Основной этап Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителеи-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие: — Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений; — расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации. Первая ступень — Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных — называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, П, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ1. — Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв. 1 Порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектоло-гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Родная речь — Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера. — «Печатание»изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов. — Запись своего имени, фамилии. Вторая ступень — Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос). — Образование и чтение закрытых и открытых двухбук-венных слогов; чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов. — Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы. — Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно. — Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку). — «Печатание»слов из изученных слоговых структур или букв1: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами. — Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля. — Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и 1 Для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится произношением, или изученные глобально на 1 ступени. Глава 2. Примерные программы обучения детей... Музыкально-ритмические занятия
письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов. — Запись своего имени, фамилии, адреса. Третья ступень — Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ. — Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов. — Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой. — Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку). — Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении. — Списывание предложений после чтения и анализа содержания. — Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.
![]() |