Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Активизация речевой и познавательной деятельности



— Различение предметов по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений. Выбор знакомого предмета среди других, подбор парного предмета к образцу, выбор предмета по заданному признаку.

— Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.

— Воспроизведение комбинаций из линий и фигур (по образцу, по памяти, по инструкции).

— Выделение части целого, узнавание предмета по его части, составление предмета из частей.

— Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом; к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами).

— Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию:

— с повторяющимися гласными, согласными, слогами (я -я — я — вот моя семья; ж — ж — ж — вот летит стриж; ах-ах-ах — бабах; Как на горке — снег, снег, — И под горкой — снег, снег, — И под елкой — снег — снег.—А под елкой спит медведь.—Тише, тише. Не шуметь! (Слова, выделенные курсивом читает педагог))


 

— трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш — вас; лак — лук);

— двусложных, различающихся одним слогом (ноша — каша; ваза — роза).

 

— Слушание, запоминание и произнесение чистогово-рок, потешек (Сливы у Нины, вишни у Димы. Сел и все съел. Береги нос в сильный мороз.).

— Пение слоговых цепочек, слов, близких по звучанию, на знакомые мотивы детских и народных песен.

— Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).

— Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.

— Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д.

— Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.

— Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.

— Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.

— Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.

— Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с использованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и др.

Подготовка к чтению

— Игры и упражнения со звуками окружающей действи
тельности: различение неречевых звуков, имитация,
соотнесение звука с его источником, характеристика
звука по силе звучания (громкий, тихий).


 




Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Родная речь


 


— Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей).

— Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова».

— Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием.

— Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

— Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком это предложение? Что делает ...?)

— Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3).

— Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

Развитие графических умений

— Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).

— Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий.

— Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

— Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.

 

— Рисование вертикальных линий разной длины.

— Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»;


«Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.).

— Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке».

— Рисование вертикальных линий от начальной точки.

— Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше).

— Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

 

• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»);

• одинаковой длины («Расческа»);

• длиннее или короче образца.

 

— Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).

— Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

— Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

— Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»).

— Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»)

— Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

— Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.

 

— Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти.

— Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры.



Глава 2. Примерные программы обучения детей..._________________

Основной этап

Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителеи-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:

— Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

— расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

Первая ступень

— Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных — называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, П, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ1.

— Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв.

1 Порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектоло-гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника. В программе предложена примерная последовательность изучения букв.


Родная речь

— Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера.

— «Печатание»изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.

— Запись своего имени, фамилии.

Вторая ступень

— Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос).

— Образование и чтение закрытых и открытых двухбук-венных слогов; чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.

— Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно.

— Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).

— «Печатание»слов из изученных слоговых структур или букв1: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.

— Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.

— Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и

1 Для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится произношением, или изученные глобально на 1 ступени.



Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Музыкально-ритмические занятия


 



письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов.

— Запись своего имени, фамилии, адреса.

Третья ступень

— Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ.

— Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

— Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).

— Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

— Списывание предложений после чтения и анализа содержания.

— Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.



Просмотров 1245

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!