![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ 70
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Курс лекций
Витебск УО «ВГУ им. П. М. Машерова» 2009
УДК 167(075.8)+168(075.8) ББК 87.24я73 Д30
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». Протокол № 4 от 24.02.2009 г.
Автор: доцент кафедры философии УО «ВГУ им. П. М. Машерова», кандидат философских наук А. Б. Демидов
Рецензенты: доктор философских наук, профессор М. А. Слемнев: доктор философских наук, профессор Т. М. Тузова
Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций / А. Б. Демидов. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 102 с. Кратко и доступно изложены ключевые вопросы программы-минимума кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки». Учебное издание адресуется аспирантам, соискателям и магистратам.
ISBN 978-985-517-073-1
УДК 167(075.8)+168(075.8) ББК 87.24я73
ISBN 978-985-517-073-1 © Демидов А. Б. 2009 © УО «ВГУ им. П. М Машерова», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ: Пути в науку 5 I. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8 § 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания 8 § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки 9 § 3. Проблемное поле философии науки 10 § 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания 12 § 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности 14 II. НАУКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 16 § 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития 16 § 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки 18 § 8. Становление первых научных программ в античной культуре 19 § 9. Зарождение опытных наук 26 § 10. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени 32 § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности 33 § 12. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе 36 § 13. Феномен паранауки 38 § 14. Эзотеризм и девиантная наука 40 III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 43 § 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие 43 § 16. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска 44 § 17. Динамика научного познания 46 § 18. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания 47 § 19. Природа научной революции. Типы научных революций 49 IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 51 § 20. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания 51 § 21. Методы эмпирического исследования 54
§ 22. Методы теоретического исследования 55 § 23. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии 57 V. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 59 § 24. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания 59 § 25. Категории диалектики, их методологическое значение 60 VI. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ 63 § 26. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии 63 § 27. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм. Возможности и границы науки 65 § 28. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого 68 VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ 70 § 29. Специфика естественнонаучного познания 70 § 30. Философские аспекты теории относительности, квантовой механики и космологии 72 § 31. Техника как объект философской рефлексии. Эволюция понятия техники. Человек и техносфера 75 § 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте 78 VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ 80 § 33. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания 80 § 34. Исследовательские программы в обществознании 82 § 35. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда 84 IX. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ 87 § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна 87 § 37. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка 89 § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества 92
![]() |