Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96



 

ПРЕДИСЛОВИЕ: ПУТИ В НАУКУ

 

Про человека, ставшего аспирантом, соискателем или магистрантом, можно сказать: он «пошел в науку». Пути в науку бывают извилистыми и причудливыми. Они полны не только радостями открытий, восклицаниями «эврика!», но и «драмами идей» и упорным трудом. Однажды, как гласит предание, древнегреческий геометр Евклид, спрошенный царем Птолемеем, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала», ответил, что в геометрии нет царских дорог 1. В том же духе высказывался К. Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» 2. А. Гегель к тому же заметил: «... На этот путь можно смотреть как на путь сомнения (Zweifel) или, точнее, как на путь отчаяния (Verzweiflung)...» 3

Наука движется вперед благодаря эстафете, передаче факела познания все новым и новым людям, выходящим на путь. Того, кто начал этот путь, греческая мифология представила в образе Прометея, провидца, защитника людей, которых он вывел из состояния дикости, вооружил знаниями и умениями, не убоявшись присужденных ему за это страданий. Благодаря эстафете познания человечество растет над собой. С подачи И. Ньютона широко известна мысль: «Если я и видел дальше, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов» 4. Впрочем, эта мысль «носилась в воздухе» задолго до Ньютона, ее высказывал средневековый мыслитель Бернард Шартрский: «Мы — словно карлики, сидящие на плечах гигантов. Мы видим больше вещей и вещи более удаленные по сравнению с тем, что видели древние, но не благодаря остроте нашего собственного зрения или нашему высокому росту, а потому, что древние поднимают нас до своей огромной высоты» 5.

О героике и романтике научных поисков говорил, обращаясь к молодежи, выдающийся математик и механик, президент АН СССР М. В. Келдыш: «Продвижение в науке невозможно без преодоления трудностей. Наука требует героизма. Но это как раз то, чего ищет молодость, то, в чем она видит счастье... Вот почему так естествен наплыв молодежи в науку» 6.

Трудно сказать, становится ли романтиков и подвижников науки больше, или их удельный вес уменьшается, разбавляется в нарастающей массе просто работников науки. Наука для многих стала профессией, и множество людей идут в научные и учебные заведения как на работу. Макс

————

1 См.: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука: математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. — М., 1959. — С. 126.

2 Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 25.

3 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. — СПб., 1992. — С. 44.

4 См.: Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, II: Накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. — 1993. — Вып. 3. — С. 272.

5 Цит. по: Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. — М, 2004. — С. 196.

6 Келдыш М. В. Начинающим путь в науке // Наука и жизнь. — 2001. — № 5. — С. 2–3.

 

Вебер в 1918 г. сказал в своем докладе: «Сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или статистических картотеках одним только холодным рассудком, а не всей «душой», — так же как «на фабрике». <... > Но ведь ничего не приходит в голову по желанию. Одним холодным расчетом ничего не достигнешь. <... > Внезапная догадка не заменяет труда. И, с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. <... > Но догадка появляется тогда, когда это угодно ей, а не когда это угодно нам. <... > Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать собственного важного открытия» 1.

Наука стала профессией благодаря ее превращению в непосредственную производительную силу общества, она стала социальным институтом, хотя все-таки не перестала быть романтическим приключением и личным подвигом для тех, у кого имеется к этому призвание. А потому есть и ученые по призванию, и ученые по профессии, как бывает брак по любви и брак по расчету, и брак по расчету нередко бывает более счастливым, чем брак по любви. Работники науки сегодня, пожалуй, не менее необходимы, чем ее творцы — подобно тому, как нужны не только генераторы энергии, но и ее передатчики и преобразователи во что-то полезное. Однако работники, функционеры науки, как бы ни были они необходимы, все-таки заменимы на своих постах, их роли могут исполнять и другие, подходящие по образованию и опыту. Должностные обязанности могут исполняться по приказам и требованиям, но не получаются по приказу новые научные идеи, открытия, изобретения. Они создаются спонтанно, по наитию в непрограммируемых творческих усилиях личности. Такие личности уникальны и незаменимы, и сделать себя таковыми могут только они сами, не по профессии и должности, а по призванию. От самого человека зависит, станет ли он личностью в науке и человечестве, или останется нужным, ценимым, уважаемым, но все же функционером.

Сегодня правительства многих наций, в том числе России и Беларуси, вполне отдают себе отчет в том, что только путем инновационного развития нация способна приобрести и сохранить свое достоинство среди других наций мира. Инновации могут состоять в заимствовании и внедрении передовых форм, средств и методов деятельности, уже где-то выработанных и хорошо себя зарекомендовавших. Такой способ развития называется «догоняющим», но тот, кто только догоняет, всегда отстает. Полноценные инновации должны создаваться самостоятельно, не в следовании за кем-то, а благодаря неожиданным идеям и находкам, которые позволяют уходить в отрыв, пока другие не освоят эту же новинку. Однако генерировать новаторские идеи и решения невозможно посредством только прилежного и добросовестного исполнения своих трудовых и служебных обязанностей. Генераторами инноваций становятся те, кто любит «жар холодных числ» (А. Блок,

—————

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. — М, 1991. — С. 131.

 

«Скифы»), в ком выпестованы дух подвижничества, романтика поиска и движения за горизонт. Таким образом, идея инновационного развития Отечества требует не только хорошо образованных и прилежных работников культуры, науки и производства, но и неуемных искателей, романтиков науки, героев и рисконавтов творчества.

Пути людей в науку и в науке разнообразны, и желательно при выборе путей иметь представления о них. Для тех, кто «пошел в науку», предназначен учебный курс «Философия и методология науки». Он должен помочь в выработке ясного понимания характера научной деятельности, ее целей и идеалов, задач и методов, истории науки и ее самосознания, ее вдохновений и драм, расчетов и просчетов, подвижничества и рутины.

Предлагаемое учебное издание ради удобства пользования им при подготовке к кандидатскому экзамену нацелено на краткость и ясность изложения; информативность, справочный стиль; охват важнейших вопросов программы; отчетливое выделение тем и ключевых понятий. Содержание и структура излагаемых здесь вопросов основываются на программе-минимуме «Философия и методология науки», утвержденной приказом ВАК Республики Беларусь от 30.12.2004.

Текст содержит 38 параграфов, распределенных по девяти разделам.

В первом разделе дается начальное общее понятие о науке и о философии науки, рассматривается специфика научного познания и роль науки в жизни общества и личности. Второй раздел посвящен истории науки, этапам формирования научной рациональности, особенностям современного состояния науки и соотношению науки с паранаукой, эзотерикой и девиантной наукой. В третьем разделе рассматривается структура научного познания, включающая эмпирический и теоретический уровни, а также динамика научного познания, формы развития науки и природа научной революции. В четвертом разделе отображены общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования, особенности языка науки. В пятом разделе охарактеризовано методологическое значение основных законов и категорий диалектики для научного познания. В шестом разделе представлены социокультурные аспекты науки, ценности и нормы научного сообщества. Седьмой и восьмой разделы посвящены философским проблемам и специфике основных ветвей науки — естествознания и техники, с одной стороны, и социально-гуманитарных наук, с другой стороны. В девятом, заключительном, разделе в центре внимания находятся актуальные темы современности и будущности: философия «эпохи постмодерна», футурология, глобализация, проблемы техногенной цивилизации и информационного общества.

 



Просмотров 649

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!