Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие оффшорной зоны в системе экономической теории



 

Одной из болезней современного мира, которая стала особенно остро в период мирового структурного экономического кризиса, является отток доходов юридических в оффшорный сектор мировой экономики. Данная проблема особенно актуальна, поскольку она приобретает в мировом масштабе достаточно угрожающие размеры. Так, согласно данным TaxJusticeNetworkи Международного валютного фонда, на март 2013 года размер капиталов, находящихся в офшорах по всему миру составляет около 18 трлн. долларов США, тогда как в 2008 г. этот показатель составлял 11,5 долларов США. Эти темпы прироста показывают насколько несовершенна налоговая система практически всех стран.

Согласно информации, приведенной Н. Шеховцовым, впервые термин офшор в его экономическом смысле было употреблен в одном из американских изданий при анализе компании, которой удалось уменьшить размер уплаченных налогов за счет изменения места регистрации компании.

На сегодня существует несколько определений данного термина, которые определенным образом отличаются друг от друга.

По мнению Ворониной, данное явление характеризуется как деятельность компании, зарегистрированной в зонах, где налоговая ставка ниже чем в стране ведения деятельности, что позволяет таким компаниям достичь значительных сокращений административных налоговых выплат в обмен на обязательство вести свою деятельность за пределами офшорной юрисдикции.

Уманцев Ю.А. , в свою очередь, считает, что понятие офшорная зона характеризует страну или отдельные территории страны, где на государственном уровне для компаний, которые соответствуют установленным требованиям, предоставляются значительные льготы по налогообложению, частично или полностью сняты таможенные и торговые ограничения, снижены или отсутствуют требования к бухгалтерскому учету и аудиту .

Согласно определения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), понятие офшорная зона может характеризоваться как офшорный финансовый центр или, как « налоговая гавань».

Налоговая гавань - страна или территория, где определенные налоги взимаются по заниженным ставкам или вообще отсутствуют.

Оффшорный финансовый центр, как правило, является небольшой территорией с льготным режимом налогообложения, специализирующейся на предоставлении определенного круга корпоративных и коммерческих услуг нерезидентам в виде оффшорных структур.

Как видно, разница между определениями практически отсутствует, однако перечень стран, которые включаются к той или иной категории существенно отличается. В первую очередь, это связано с методологией и индикаторами, по которым ту или иную страну относят к определенной категории.[3, с. 47-49]

Так, к «налоговым гаваням » относят страны, которые соответствуют все следующим параметрам:

- номинальные налоги или их отсутствие. Данный параметр предусматривает, что на территории страны, которая потенциально относится к оффшорным зонам, законодательно закреплена налоговая система, которая предусматривает или полное отсутствие налоговых сборов, как для резидентов, так и нерезидентов, или значительные налоговые уступки компаниям, которые удовлетворяют ряд специально определенных требований, к которым, как правило, относят запрет на получение каких-либо доходов от резидентов страны регистрации компании и владение любой собственностью на территории указанной страны (офшорной зоны);

- отсутствие эффективного обмена информацией. Данный пункт предусматривает, что на территории страны, которая потенциально может быть отнесена к категории «офшорнойзоны», действуют законодательные положения о конфиденциальности банковской информации. Также, к данному пункту относится законодательно установленное право использованияноминальных собственников и акционеров, или национальные особенности ведения реестра компаний, которые не позволяют установить истинного владельца компании;

- отсутствие прозрачности. Данный пункт предусматривает отсутствие значительной части регуляторного аппарата при законодательной и исполнительной власти, который в международной практике призван проводить мероприятия по проверке деятельности компаний, вектор хозяйствования которых направлен на международную деятельность. Также сюда относится отсутствие законодательных механизмов регулирования международной деятельности контрагентов, которые зарегистрированы на территории данных стран;

- отсутствие определенных существенных сфер деятельности. Данный пункт, в первую очередь, предусматривает значительное преобладание доли ВВП, полученной от финансового сектора экономики над долей ВВП, полученной в результате деятельности хозяйственного комплекса. Это связано, в первую очередь, с небольшим территориальным размером стран и неблагоприятными климатическими условиями для ведения полноценной хозяйственной деятельности.

Относительно четвертого признака, то он является достаточно условным, и, начиная с 2002 г., не играет важной роли при отнесении страны к «налоговым гаваням». В общем, после разработки данных индикаторов, как потенциальные «налоговые гавани» были определены 47 стран, которым было предложено усовершенствовать собственное законодательство в контексте согласования с общепринятыми правилами и нормами. На сегодня в данный список входит 15 стран, которые формально согласились на сотрудничество, однако большинство требований все еще не выполнили.

Данная классификация и перечень стран, сформированный на ее базе, на сегодняшний день неэффективны, поскольку они позволяют признавать государство офшорной зоной только в том случае, когда указанные признаки распространяются на территорию всей страны. Это приводит к тому, что если страна имеет в своем составе территориальную единицу, где действуют налоговые льготы, то данная страна, и, как следствие, территория с льготным налогообложением, не могут быть отнесены к перечню офшорных территорий.

По признакам, по которым страны приравнивают к офшорным финансовым центрам, то по методологии Международного валютного фонда и Форума финансовой стабильности, основными критериями являются:

- отсутствие или пониженная ставка налога на коммерческий и инвестиционный доход;

- отсутствие налога на содержание;

- упрощенный и гибкий режим регистрации и лицензирования деятельности компании;

- упрощенный и гибкий режим управления;

- гибкая система использования фондов и других специализированных корпоративных структур;

- необязательное физическое присутствие для финансовых учреждений и/или корпораций;

- необоснованно высокий уровень конфиденциальности информации о клиентах, который утвержден внутренним законодательством страны;

- недоступность аналогичных стимулов для жителей.[12, с. 108-112]

Как видно, данный перечень содержит гораздо больше признаков, которые более полно позволяют определить особенности финансового законодательства страны и дают могу принять обоснованное решение относительно определения страны как оффшорного финансового центра. Также данная классификация допускает, что оффшорным финансовым центром может быть не вся страна, а лишь определенная территория или город.

В 2011 году Форум финансовой стабильности уточнил приведенные признаки принадлежности страны к офшорному финансовому центра рядом принципов, которые сблизили их классификации, приведенной ОЭСР. Среди них следующие:

- полная ориентация на ведение деятельности нерезидентами (количество резидентов по сравнению с общим количеством зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности колебается в пределах 1-2 %);

- установление льготного режима документооборота (отчетность или вообще отсутствует или подается минимальная информация);

- использование нулевых и низко процентных налоговых схем.

На сегодня в данный список Международный валютный фонд относит 48 (Форум финансовой стабильности - 45) оффшорных финансовых центров,среди которых Андорра, Аруба, Белиз, Лихтенштейн, Малайзия, Монако и т.д.

Несмотря на процессы сближения, между данными классификация и перечнями стран на базе классификаций, существует значительное расхождение, которая объясняется, в первую очередь, целями, для достижения которых был разработаны определенные принципы определения офшорных территорий и юрисдикций.

Относительно перечня стран и территорий, которые относятся к оффшорных юрисдикций согласно российского законодательства, то можно выделить наличие двух перечней. Первый - предназначен для использования в рамках налоговой службы и служб по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем. Данный перечень приведен в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н. Для деятельности банковских учреждений создан второй перечень, который приведен в Приказе Центрального Банка России от 7 августа 2003. Данные перечни практически одинаковы и отличаются лишь наличием во втором более широкого круга стран, которые имеют признаки офшорности и требуют более досконального внимание при проведении финансовых операций.

Анализ научной литературы свидетельствует, что классификация оффшорных территорий является комплексным предметом и имеет много граней, каждая из которых освещает характерные особенности под определенным углом зрения.

Первой и наиболее распространенной является классификация по экономическим показателем, которая активно пропагандируется Организацией экономического сотрудничества и развития. По данной классификации страны подразделяются на следующие группы:

- страны с нулевой ставкой налогообложения ( Ангилья , Каймановы острова). В данных странах не облагается любая деятельность как резидентов, так и нерезидентов. Взимаются только ежегодные обязательные и лицензионные платежи.

- страны с территориальным принципом налогообложения (Острова Кука, Самоа). Характерной особенностью данных стран является то, что деятельность нерезидентовоблагается налогом по нулевой или заниженной ставке, в то время, как деятельность резидентов облагается по более высоким ставкам.

- страны с низкими налоговыми ставками (Швейцария). К данной группе относятся, в первую очередь, развитые страны, которые либо занижают ставку налоговых сборов для стимулирования инвестирования, или имеют институт банковской тайны, который препятствует обмену налоговой информацией.

- страны с высокими налоговыми ставками (США, Великобритания). К данной группе относятся страны, имеющие территории сльготным налогообложения является или предоставляют преимущества льготного налогообложения определенным типам компаний.

Следующей является классификация, которая была предложена Н. Шеховцовым. Согласно данной классификации оффшорные зоны делятся по географическому критерию обслуживания мировых финансовых центров. Выделяют следующие пункты:

- Карибский регион (обслуживание финансовых операций США);

- Европейский регион (обслуживание финансовых операций стран ЕС);

- Ближневосточный регион (обслуживание операций стран - экспортеров нефти, расположенных на Ближнем Востоке);

- Азиатско-Тихоокеанский регион (обслуживание финансовых операций Японии, Китая, Австралии);

- Африканско-Индоокеанский (обслуживание финансовых потоков стран юга Африки).

Существует также классификация оффшорных зон по критерию правовой системы. Выделяют следующие группы:

- оффшорные зоны с англосаксонской правовой системой;

- оффшорные зоны с романо-германской правовой системой;

- оффшорные зоны с американской правовой системой.

Это деление в основном условное, поскольку подавляющее число офшорных зон имеют англосаксонскую правовую систему. Главной причиной этого является то факт, что более половины современных оффшорных зон в прошлом были подчинёнными территориями Британской короны.

Также Центральным банком России приводится собственная классификация офшоров по уровню резервирования капиталов. Согласно этой классификации страны подразделяются на следующие группы:

- первая группа - резервирование капиталов не требуется;

- вторая группа - резервирование капиталов на уровне 25 %;

- третья группа - резервирование капиталов на уровне 50 %.

Данная классификация создана для внутреннего использования банковскойсистемой Российской Федерации, как действенный инструмент борьбы с использованием и прямых оффшорных операций.[7, с. 15-18]

 



Просмотров 759

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!