![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Элементы текста управленческого документа
Тексты документов пишут на русском языке при направлении их в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на предприятия, в организации и их объединения, не находящиеся в ведении данного субъекта Российской Федерации или расположенные на территории других субъектов Российской Федерации. Тексты документов могут оформляться в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде их комбинации. При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете» или «были», «находились» и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны согласовываться с наименованиями признаков. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблица печатается более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы, и на следующих страницах печатаются только номера этих граф. Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной)—решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать только заключительную часть (например, приказы — распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления — просьбу без пояснения; справки, докладные записки — оценку фактов, выводы). В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации, автора документа, дату документа, его регистрационный номер, заголовок к тексту. Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., то его следует разбивать на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами. В распорядительных документах (приказах, распоряжениях и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, текст должен излагаться от первого лица единственного числа («приказываю», «предлагаю», «прошу»). В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа («постановляет», «решил»). В совместных распорядительных документах текст излагают от первого лица множественного числа («приказываю», «решили»). Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили»). В документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений (положение, инструкция), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (акт, справка), используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа («отдел осуществляет функции», «в состав объединения входят», «комиссия установила»). В письмах используют следующие формы изложения: • от первого лица множественного числа («просим направить», «направляем на рассмотрение»); • от третьего лица единственного числа («министерство не возражает», «ВНИИДАД считает возможным»). Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела. При формировании документов в дела используются следующие признаки заведения дел: 1) номинальный, 2) предметно-вопросный, 3) авторский, 4) корреспондентский, 5) географический, 6) хронологический. Номинальный признак- основание - название разновидности документов (например, приказы, протоколы и т.п.). Предметно-вопросный признак- основание - содержание документов (например, сводки, докладные записки по вопросу прогулов). Авторский признак - группировка в дела документов одного автора. Корреспондентский признак - в заголовке дела указывается корреспондент, с которым ведется переписка. Географический признак позволяет объединить в одном деле документы нескольких корреспондентов, с которыми ведется переписка. Хронологический признак - группировка в дела документов одного периода. Формирование дел осуществляется в соответствии с заголовками дел по заранее составленной номенклатуре предприятия или по классификационным признакам. При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования: 1) в дело помещаются документы, работа по которым проведена; 2) документы, подшитые в дело, являются подлинниками или заверенными копиями; 3) документы разных сроков хранения формируются в разные дела; 4) документы, касающиеся одного вопроса, помещаются в одно дело; 5) в дело включается один экземпляр документа; 6) документ должен быть правильно оформлен; 7) в дело формируются документы одного года; 8) документы внутри дела располагаются в хронологической или нумерационной последовательности.
![]() |