![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Нормальное сенсомоторное развитие: ранние стадии
В книге постоянно подчеркивается, как важно для детей с церебральным параличом развивать контроль за положением головы, сохранять симметричность и стабильность тела, как важны для них сигналы, которые поступают от различных органов чувств. Я думаю, что нам будет полезно кратко ознакомиться с сенсомоторным развитием ребенка с нормальным постуральным мышечным тонусом и постуральными рефлексами. Мы будем рассматривать стадии развития, которые примерно соответствуют возрасту 4 и 6 месяцев, и выясним, как ребенок лежит на спине и животе, сидит. Помните, что «норма» – это условное понятие, развитие каждого ребенка индивидуально и не вписывается в узкие рамки. Подробности, касающиеся сенсомоторного развития ребенка, вы найдете в Приложении II. Сенсомоторное развитие ребенка в 4 месяца (контроль за положением головы и ориентация тела по средней линии) Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль) Симметричность– ребенок держит голову, туловище и таз по одной линии.
Стабильность позы– вес тела распределен равномерно, то есть приходится на голову, туловище и таз (рис. 5.19–5.21).
![]() Перенос веса тела– ребенок переносит вес на одну сторону туловища, освобождая руки и ноги для свободных движений. Движения рук более совершенны, чем движения ног. Управление мышцами Когда ребенок начинает лучше контролировать мышцы-сгибатели – это начало обретения мышечного равновесия, то есть когда действие сильных мышц-разгибателей, направленное против действия силы тяжести, компенсируется сгибателями. В положении лежа на животе ребенок учится разгибать туловище, преодолевая силу тяжести (рис. 5.22). Сигналы от органов чувств Ребенок держит голову по средней линии,опуская подбородок – зрительное и слуховое восприятие улучшается, что важно для коммуникации и социального взаимодействия. Ребенок соединяет рукипо средней линии – это готовит его к дальнейшему восприятию зрительных и тактильных ощущений и другой информации для того, чтобы оценивать положение рук в пространстве. Ребенок может двигать руками изолированноот движений туловища; кроме этого, он научился сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, что позволяет ему лучше осознать собственное тело и начать исследование мира. Крупная моторика Мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и давления. Ребенок сидит Мышечное равновесие между сгибателями и разгибателями наблюдается пока только в мышцах шеи и верхней части спины. Площадь опоры большая; малыш сидит, опираясь на руки (рис. 5.23).
Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль) Симметричность– ребенок способен выровнять положение тела, восстановить симметричность позы. Хороший контроль за положением головы во всех позах. Стабильность позы– лежа на спине или на животе, ребенок равномерно распределяет вес тела, опираясь на голову, плечевой и тазовый пояс или только на туловище. Ребенок хорошо контролирует положение плечевого пояса, он может опираться на прямые руки и разгибать туловище. Хорошая способность стабилизировать положение таза и поясничного отдела позвоночника, движения в области таза свободны (рис. 5.24–5.27) Перенос веса тела– ребенок способен переносить вес тела вперед, назад и с одной стороны на другую. Управление мышцами Сбалансированное действие сгибателей и разгибателей, когда ребенок лежит на спине или на животе. Сигналы от органов чувств В положениях на спине и на животе ребенок начинает использовать накопленный в первые месяцы жизни опыт восприятия (интегрирует сигналы от нескольких органов чувств) для целенаправленных движений. Крупная моторика В положении лежа на животепреобладает разгибание. Ребенок отталкивается прямыми руками, но когда он переносит вес на одну руку, то сгибает ее, обеспечивая устойчивость позы. Лежа на спинеребенок сохраняет равновесие – начинают работать реакции равновесия. Ребенок переворачивается со спины на живот и обратно.
В положении сидяребенок наклоняется вперед, чтобы схватить игрушку и манипулировать ею, поворачивается (ротация туловища). Но пока еще он падает назад или на бок, если центр тяжести смещается за площадь опоры.
Чтобы отдохнуть, ребенок время от времени кладет руки на колени или прямо перед собой, опираясь на них, – передняя защитная реакция.
![]() |