![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 6 Приемы помощи ребенку с церебральным параличом
♦ «Ключевые точки» Специальные приемы Правильное и неправильное обращение Как говорилось в главе 5, у детей с церебральным параличом из-за неправильных образцов позы и движений и нарушения координации выбор и свобода произвольных действий, которые они могут совершать, ограниченны. Вследствие неправильного постурального мышечного тонусаребенок начинает движение из асимметричного и нестабильного положения тела,он не может выровнятьположение головы, шеи и туловища, и в результате вес тела распределяется неравномерно. В зависимости от характера и выраженности нарушений постурального мышечного тонуса, автоматические постуральные рефлексы,такие как рефлексы сохранения равновесия, отсутствуют, развиваются медленнее или извращены. Поэтому цель помощи в данном случае – препятствовать неправильным движениям и в то же времяспособствовать установлению нормального постурального тонуса, проявлениюнормальных постуральных рефлексов и развитию целенаправленных произвольных движений, а в конечном счете – научить ребенка действовать активно и самостоятельно. Воздействие на мышечный тонус и движения осуществляется через так называемые ключевые точки. Они в основном расположены ближе к центру тела (проксимально) и именно в тех частях тела, откуда начинается движение, и нормальное, и неправильное. Это голова, шея и позвоночник, а также и другие части тела, например плечевой или тазовый пояс. Как правило, воздействие идет именно через эти «ключевые точки», однако способы воздействия и собственно используемые приемы различны. Наш выбор способа воздействия на «ключевые точки» обусловлен результатами оценки постурального тонуса, позы и образцов движения и функциональных возможностей ребенка в соответствии с его возрастом. Если в основе нарушений лежит повышенный мышечный тонус (спастичность), то мы будем подавлятьнеправильные двигательные реакции и движения из «ключевых точек», таким образом помогая ребенку приспособиться к изменениям позы и одновременноосвобождая дорогу нормальным постуральным рефлексам и более правильным образцам движения. При низком постуральном тонусе или меняющемся мышечном тонусе и непроизвольных движениях следует надавливать на соответствующие «ключевые точки», для того чтобы создать для ребенка точку фиксации (стабильности), дать ему ощущение устойчивости, которое поможет сопротивляться действию силы тяжести и сохранять позу, двигаться более организованно, размеренно и направленно. Специальные приемы При занятиях с ребенком (особенно с маленьким) с церебральным параличом очень важно правильно воздействовать на него руками. Используемые приемы должны быть эффективными и в то же время экономичными, то есть не чрезмерными по силе воздействия, ваши руки должны очень чутко ощущать малейшие изменения мышечного тонуса ребенка. Чтобы понять, какими будут ваши ощущения в зависимости от ответной реакции малыша, проведите опыт. Возьмем, к примеру, пассивное движение рукой: в одном случае она не будет сопротивляться перемещениям, а в другом будет. Попросите кого-нибудь из друзей помочь вам. Возьмите руку этого человека и поводите ею в разных направлениях, а потом отпустите. Рука будет легкой,и вы не почувствуете сопротивления.Когда вы отпустите руку, она, прежде чем упасть, на момент застынет. Это происходит из-за того, что даже пассивные движения руки сопровождаются активным участием со стороны вашего друга; человек контролирует положение руки, быстро и автоматически приспосабливает свою позу к движениям. Теперь то же самое сделайте с рукой ребенка, у которого мышечный тонус повышен. Рука кажется тяжелой,давит на вашу руку и сопротивляетсядвижению. Как только вы отпустите руку, она сразу упадет. При меняющемся тонусе и непроизвольных движениях сопротивление пассивным движениям будет иным. Вы почувствуете его только в началедвижения, а потом рука «поддастся». Когда вы ее отпустите, она «взлетит», прежде чем упасть. По сопротивлению пассивным и активным движениям можно судить о степени повышения мышечного тонуса. Например, усаживая ребенка, вы выводите вперед его руки. Вы ощущаете сопротивление, и по его силе можете понять, насколько трудно малышу выводить руки вперед и в его ли силах сделать это самому, другими словами, на какое участие с его стороны вы можете рассчитывать и в какой мере он способен выполнить это движение самостоятельно. Вы должны как можно раньше начать уменьшать ваше участие в движениях ребенка.Помните, что когда вы держите и носите его, вы выполняете и его движения. Ваша цель – поощрять активные самостоятельные движения, а они появятся, только когда вы вовремя уберете свои руки и позволите ребенку двигаться самому. Как быстро надо развивать движения и когда предоставлять ребенку самостоятельность, подскажет физический терапевт или другой специалист, который занимается с вашим малышом. Для того чтобы научиться каким-то новым приемам и почувствовать себя уверенным при их использовании, потребуется время. Я настоятельно советую вам на каждом терапевтическом занятии какое-то время самостоятельно заниматься с малышом (под руководством специалиста). Научиться правильно действовать, когда вы только наблюдаете, невозможно. Некоторые дети в присутствии родителей не могут сосредоточиться, а если родителей нет в комнате, лучше концентрируют внимание. Даже если это так, вам все равно необходимо хотя бы часть занятия проводить вместе с ребенком.
На рис. 6.1–6.19 показаны некоторые специальные приемы помощи ребенку с церебральным параличом, а также неправильные способы обращения с таким ребенком.
![]() |