Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха



Формы социальной защиты

Родителям детей с нарушениями слуха, сурдопедагогам надо знать различные нормативные документы по правовой защите лиц с нарушениями слуха. Незнание родителями прав детей с тяжелыми нарушениями слуха часто приводит к их беззащитности, неумению защитить права ребенка в различных ситуациях.

В Российской Федерации действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Постановления Правительства в области защиты прав детей связаны с принятием и выполнением Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и раз вития детей (1993). Меры по защите прав ребенка значительно расширены в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей и обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни детей, охрану их здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования, поддержку детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Права детей (в возрасте от двух месяцев до семи лет) на воспитание и обучение закрепляются, кроме названных выше документов, Законом РФ «Об образовании» (1996), Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 0 1.07.95 3 677) и рядом других нормативно-правовых документов.

На детей с нарушениями слуха распространяется также действие основных нормативных актов, направленных на социальную защиту лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Лица с тяжелыми нарушениями слуха (3—4-я степень тугоухости и глухота) признаются инвалидами, а дети с такими нарушениями слуха в возрасте до шестнадцати лет относятся к категории «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. К детям-инвалидам относятся «дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем» (7)1.

На детей-инвалидов распространяется система государственной социальной помощи. Система мер по социальной защите инвалидов отражена в Федеральном Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ. Социальная защита инвалидов в нем определяется как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» (статья 2).

Законом о социальной защите инвалидов предусматривается система медицинских, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устравение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9).

В законе «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывается понятие реабилитации, включающее в себя систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9).

В качестве одного из условий реабилитации лиц с нарушениями слуха, обеспечения их полноценной жизнедеятельности рассматривается воспитание и обучение. В системе непрерывного воспитания и образования выделяется дошкольное воспитание детей с нарушениями слуха, которое может осуществляться как в детских дошкольных учреждениях общего типа, так и в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Содержание ребят в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха бесплатно для родителей. Оно осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Соответствующие указания на этот счет имеются в законе «О социальной защите инвалидов» (статья 18) и в «Законе об образовании».

Государство обеспечивает инвалидам получение основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с инди видуальными возможностями (статья 19).

Дети-инвалиды имеют ряд льгот, важных для обеспечения их медицинской и социальной реабилитации. Квалифицированная медицинская помощь инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях (15). Дети с нарушениями слуха имеют право на бесплатное получение один раз в четыре года индивидуальных слуховых аппаратов.

Дети-инвалиды и дети, у которых один из родителей является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (5).

Инвалиды в возрасте от трех до шестнадцати лет и сопровождающие их лица (один из родителей, опекуны, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скид кой, а сопровождающее лицо, кроме того, — бесплатной путевкой (5). Дети-инвалиды имеют такие же скидки при следовании к месту лечения и обратно железнодорожным, воздушным и междугородным автомобильным транспортом (5).

Определенный ряд льгот имеют матери, воспитывающие детей инвалидов. По просьбе женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет, администрация обязана установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (8; 12). Женщины, имеющие детей-инвалидов в возрасте до шестнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки только с их согласия (9; 12).

Одному из родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляется один выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования (10, 12). Увольнение с работы женщин, имеющих детей-инвалидов до шестнадцати лет, по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (11, 12).

Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьми лет, имеют право на льготную пенсию по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее пятнадцати лет (13).

Помимо указанных льгот, действующих на территории Российской Федерации, существуют региональные льготы, действие которых регулируется на уровне субъектов Российской Федерации. Эти льготы предусмотрены и распространяются только на территории от дельных городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.) или регионов.



Просмотров 703

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!