Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Маркшейдерские работы при проходке траншей



 

Проходка траншей в карьерах предназначена для вскрытия карьерных полей с целью обеспечения доступа от поверхности земли (капитальные траншеи) или от какой-либо разрабатываемой части карьера к вновь создаваемым рабочим горизонтам (разрезные траншеи). Непосредственной задачей при проходке траншей является установление грузотранспортной связи между горизонтами разработки (добычи) и пунктами приема горной массы (отвалы, склады) на поверхности или в карьере. Параметры траншеи (ширина дна, уклон, углы поворота, углы откоса) рассчитываются в зависимости от вида карьерного добычного оборудования, транспорта и инженерно-геологических условий.

На проходку траншеи составляется технический проект. К проекту прилагается:

генеральный план карьера;

план траншеи с указанием числовых значений координат X, Y, Z начала (устья) траншеи;

положение оси траншеи, углы поворота, радиусы кривых;

высотные отметки дна траншеи.

Маркшейдерские работы при проходке траншеи состоят в следующем:

обеспечение района проходки траншеи пунктами съемочного обоснования;

перенесение с проекта в натуру устья траншеи, оси траншеи и ее параметров;

систематическое наблюдение за проходкой траншеи, включая маркшейдерскую съемку фактических параметров траншеи, контроль ее направления и уклона;

подсчет объема вынутой горной массы;

разбивка транспортных путей.

В зависимости от рельефа земной поверхности, инженерно-геологических условий участка карьера в районе прокладки траншеи, имеющегося добычного оборудования и средств транспорта применяют различные способы проходки траншей. Во всех случаях маркшейдер на местности, в соответствии с проектом, разбивает и закрепляет специальными пунктами ось траншеи, ширину дна, верхние бровки и задает уклон дна траншеи.

При разбивке трассы траншеи маркшейдер показывает на проектных планах, составленных в масштабе 1:500 – 1:1000, координаты точек примыкания, дирекционные углы первоначальных направлений, расстояния между вершинами углов поворота оси траншеи с углами поворота и радиусами кривых.

На поперечных разрезах указывается очередность проходки заходок, углы откосов, положение транспортных средств. На продольных разрезах (профилях), построенных по оси траншеи, указываются фактические и проектные высотные отметки, проектные уклоны.

Наиболее распространенные способы проведения траншей следующие:

сплошным забоем при проходке по склону (рис. 6.8, а), поперек склона или на равнинных участках с погрузкой горной массы в думпкары (рис. 6.8, б), с отвалом непосредственно на борта траншеи драглайном (рис. 6.8, в) или с погрузкой на авто- и железнодорожный транспорт внутри траншеи;

ступенчатым забоем – заходками (рис. 6.9).

 

 
 

Рис. 6.8. Схемы проведения траншей сплошным забоем:

а – по склону; б, в – поперек склона или на равнинных участках с погрузкой в думпкары или с отвалом на борта траншей

 

Рис. 6.9. Схема проведения траншей ступенчатыми забоями – заходками

 

Разбивочные работы при проведении траншеи выполняются следующим образом. При проходке по склону (см. рис. 6.8, а), производится разбивка оси траншеи временными пикетами А, Б, В и т. д. через 20 – 50 м. Для этого по известным координатам точки Р2 съемочного обоснования, измеренному углу b и расстоянию определяют в натуре начальную точку А (устье) траншеи. По дну траншеи напротив каждого пикета закрепляются граничные точки Rа, Rб, Rв и т. д. Высотные отметки граничных точек и пикетов определяются нивелированием. В этом случае отсчет по передней рейке вi определяется по заданному в проекте уклону i и расстоянию между пикетами li:

вi = аi - li × i,

где аi – отсчет по задней рейке.

Нивелирование пикетов начинается от пункта примыкания Р2.

После определения положения пикетов производится спрямление трассы траншеи. В точках поворота трассы разбиваются кривые. Спрямленная ось трассы, дно и верхняя бровка траншеи закрепляются кольями и вехами.

При проведении траншеи поперек склона или на равнинных участках местности разбивка трассы проводится аналогичным способом (см. рис. 6.8, б, в). Ось траншеи закрепляется пикетами V, VI и т. д. на расстоянии 20 – 50 м по прямым участкам трассы и 5 – 10 м по криволинейным. Верхние бровки траншеи закрепляются граничными точками (вехами) 4-4', 5-5', 6-6' и т. д. На дне траншеи закрепляются грунтовые реперы Р1, Р2, Р3 и т. д. на расстоянии 20 – 30 м. Торцы реперов должны соответствовать проектным отметкам (уклону) дна траншеи. Уклон дна траншеи задается Т-образными визирами, высота которых делается равной высоте гусениц экскаватора.

Одновременно с разбивкой трассы траншеи ведется разбивка осей транспортных путей породного отвала. На всех заданных точках вблизи забоя траншеи выставляются направляющие вехи.

При проведении траншей большого сечения (ступенчатыми забоями – заходками) (см. рис. 6.9) разбивается и закрепляется основная ось траншеи и ее верхние и нижние бровки по методике, описанной выше. Оси заходок разбиваются и закрепляются по мере необходимости.

При проведении траншей взрывным способом с последующей экскавацией (рис. 6.10) относительно пикетов 3, 4, 5 и т. д., обозначающих ось траншеи, по мере проходки закрепляется серия скважин. Количество скважин и их параметры рассчитываются специальным проектом.

 

 

Рис. 6.10. Схема проведения траншеи взрывным способом

 

После взрыва производится маркшейдерская съемка. По плану и разрезам, составленным по результатам съемки, определяется объем взорванной горной массы. После этого приступают к экскавации и оформлению траншеи. Маркшейдерские работы в этом случае выполняются в том же объеме и порядке, как было описано выше.

 



Просмотров 2254

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!