Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Диалектика как система элементов и их регулятивный характер



В предыдущей главе говорилось о роли философии, философской методологии как таковой в научном исследо­вании. Конкретизируем сказанное применительно к двум самым фундаментальным философским методам — диалек­тическому и метафизическому.

Диалектика (греч. — вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сло­жились три основные формы диалектики: а) античная, ко­торая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Пла­тон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отра­жают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны.


Диалектический и метафизический методы мышления..._____

Какую бы историческую форму диалектика ни прини­мала, в центре ее внимания всегда была проблема разви­тия. В материалистической диалектике развитие — фило­софская категория, выражающая процесс движения, изме­нения органических целостных систем — материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чер­тами данного процесса являются: возникновение качествен­но нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и рег­ресса, противоречивость, спиралевидность формы (циклич­ность), развертывание во времени.

Развитие — универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником раз­вития являются внутренние противоречия, то данный про­цесс по существу является саморазвитием (самодвижени­ем). Современная наука (в частности, синергетика) под­тверждает глубинную необратимость развития, его много­вариантность и альтернативность, а также то, что «носите­лем» развития являются сложные, открытые, самооргани­зующиеся органические системы.

Категории диалектики —- это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и суще­ственные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Философские категории — это итог, результат исторического развития последнего на основе чувственно-материальной деятельности людей, об­щественной практики. Основные категории материалис­тической диалектики: материя, сознание, развитие, дви­жение, время, пространство, качество и количество, npq-тиворечие, причина и следствие, необходимость и случа^-ность, содержание и форма и другие являются предельно общими и поэтому применимы ко всем без исключения явлениям действительности.

Связь и взаимодействие определенных философских ка­тегорий выступают как законы диалектики, главным из ко-


______________________________Глава VII

торых является закон единства и борьбы противоположнос­тей, вскрывающий самое основное в развитии — его ис­точник, каким является противоречие (единство противо­положностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрыв­но связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, теория — практика, мате­риальное — идеальное и др.). Кратко суть рассматриваемо­го закона может быть выражена формулой: разделение еди­ного на противоположности, их борьба и разрешение в но­вом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многооб­разных противоречий, среди которых определяющую роль ифают внутренние противоречия данного предмета или про­цесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, ка­ким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок. Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимо­перехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, про­странственных размеров и др.) в определенный момент вре­мени необходимо приводит к коренным качественным пре­образованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь ока­зывает обратное воздействие на характер и темпы количе­ственных изменений (например, превращение одних хими­ческих элементов в другие в зависимости от изменения ве­личины заряда ядра атома и т. п.).


Диалектический и метафизический методы мышления...______

Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей кате­горией закона является категория «отрицание», выражаю­щая: а) процесс уничтожения предмета в результате дей­ствия преимущественно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существования данного предмета как целост­ной системы, конец его развития (внешнее, «зряшнее» от­рицание, деструкция); б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержа­ния отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в конечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания — закон, выражающий по­ступательный, преемственный, циклический характер раз­вития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Форма циклического развития — «триада»: исход­ный пункт — его отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория и т. п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие данного закона обнару­живается не в каждый данный момент, а лишь в целост­ном, относительно завершенном процессе развития. Дан­ный закон нельзя представлять как жесткую схему, пригод­ную на все случаи жизни, тем более «втискивать» в эту схе­му всю действительность в ее полноте и живой, многогран­ный процесс познания.

Важную роль в диалектике играет понятие принципа, который также считается ее элементом. Принцип (лат. — основа, первоначало) — фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характе­ристики реальной действительности и являющееся одно­временно способом (методом) ее познания. Принцип вы-


_______________________________Глава VII

ражается посредством тех или иных понятий и законов (раз­ной степени общности), взятых в их субординированной связи и представляющих собой систему определенных ме­тодологических требований, регулирующих познавательную и практическую деятельность людей. В качестве всеобщих, универсальных руководящих идей выступают коренные принципы диалектико-материалистического метода, кото­рые формулируются на основе соответствующих законов и категорий диалектики (см. об этом далее). Говоря о регуля­тивном характере элементов диалектики как теории и мето­да, необходимо отметить следующее.

Деятельность людей в той или иной мере всегда норма­тивна, регулируется некоторой системой предписаний, пра­вил. Регулирование — упорядочение, налаживание, при­ведение чего-либо, в том числе деятельности в любой ее форме, в соответствие с установленными нормами. Каж­дая норма («руководящее начало») есть не что иное, как общепризнанное в определенной социальной среде прави­ло, совокупность требований, регулирующих поведение лю­дей и все иные формы и виды человеческой деятельности. Нормы — это правила действия, предписывающие субъек­ту, как именно он должен действовать, что конкретно де­лать в познавательной и практической сфере, чтобы добиться желаемых результатов.

Выступая важным фактором регулирования и организа­ции деятельности людей в той или иной сфере, нормы мо­гут что-то «предписывать» только потому, что представля­ют собой особые формы отражения реальной действитель­ности. В процессе познания и практики «...имеет место не только операция преобразования знания о действительнос­ти в нормативное знание, но и немедленная реализация этого нормативного знания в объективно совершающейся деятельности»1. Деятельность людей обычно регулируется

1 Коршунов А* М., Мантатов В, В. Диалектика социального познания. М., 1988. С. 225.


Диалектический и метафизический методы мышления...______

не какими-то отдельными нормами, а их системой, сово­купностью правил различной нормативной силы. Подлин­но универсальными, гибкими и подвижными всеобщими нормами, которые регулируют отношение субъекта как к объекту, так и к знаниям о нем, являются методологичес­кие установки высшей степени общности — принципы ди­алектики, которые (взятые в их системе) внутренне орга­низуют и регулируют процесс научного познания. В со­временных условиях, когда необычайно возрастает роль науки и ее методологических проблем, очень важно пред­ставить диалектику именно в качестве методологического императива — всеобщих требований, универсальных норм.

Главная трудность здесь как раз и заключается в том, чтобы на основе онтологического содержания законов и категорий диалектики сформулировать в систематической форме нормативные методологические требования (прави­ла, предписания, приемы и т. п.), которые субъект должен хорошо знать и умело, сознательно применять. Взятые в субординированной связи и единстве всех своих функций, эти требования и выступают в качестве принципов, образу­ют наиболее общую программу деятельности, которая спе­цифически реализуется в каждой науке, конкретной по­знавательной ситуации.

Указанные требования — не произвольные конструкции, не абстрактно-универсальные умозрительные схемы и тем более не субъективистские «рецепты» на все случаи жизни. Они являются «квинтэссенцией», обобщением истории познания и практики в ее позитивном и негативном аспек­тах, а потому и выступают в качестве самых общих ориен­тиров научного исследования. В этой связи наш выдаю­щийся ученый, академик, Нобелевский лауреат Н. Н. Се­менов писал: «Конечно, материалистическая диалектика — вовсе не сборник правил: примени, их непосредственно к частной задаче и получишь правильный ответ. Нет, это общая направленность и культура мысли, которые помога­ют каждому более целеустремленно ставить вопросы и раз-


___________________________Глава VII

решать загадки природы»1. Именно «культура мысли», а не невежество в этой сфере.

Всеобщие принципы диалектического метода, выражая в своем содержании действительное развитие, могут помочь в упорядочении материала, но не могут служить рецептом или схемой, по которой раз и навсегда должно идти иссле­дование, а тем более «перекраиваться факты». Принципы диалектики — не «готовые догмы», отлитые в некоем кано­ническом тексте, который надо лишь прилежно заучить и механически применять. Они намечают именно отправные пункты для дальнейшей деятельности и поэтому их нельзя чисто внешне «приложить» к предмету. Они указывают только основные вехи на пути научного исследования, спо­собствуют выбору наиболее целесообразных форм и опти­мальных приемов достижения поставленных целей.

Раскрытие методологического содержания положений диалектики на основе их онтологического содержания пред­полагает развертывание диалектических формул в качестве универсальных схем, правил деятельности субъекта, «дея-тельностных программ», где формулируется категориальный аппарат, разрабатываются определенные приемы, последо­вательность и порядок действий и т. п. Иными словами, все элементы диалектики (а не только те, которые именуются принципами в отличие от ее законов и категорий) должны быть представлены в виде регулятивов, норм, обладающих свойствами объективности, всеобщности и необходимости.

Должно быть понятно, что даже самое глубокое знание диалектики как системы универсальных регулятивов и са­мое искреннее желание руководствоваться ею как общефи­лософским методом не помогут делу, если при этом тща­тельнейшим образом не будет освоен огромнейший факти­ческий и теоретико-методологический материал данной области знания, в том числе и специфические приемы и способы его исследования.

Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1981. С. 280.


Диалектический и метафизический методы мышления..._____

Разработка диалектики как совокупности всеобщих нор­мативов, схем активной познавательной и практической деятельности включает в себя не только исследование того, как надо действовать, чтобы достигнуть успешных резуль­татов, но и анализ того, как не надо действовать, какие существуют пути, приемы, способы ухода от истины, веду­щие к заблуждению в теории и к ошибкам на практике. «Нормы науки формулируются не только в форме «пози­тивных» эталонов и предписаний... Роль норм-запретов в регулировании науки весьма существенна»1.

Данный вывод в полной мере относится к требованиям и принципам диалектики, которые одновременно выступа­ют как всеобщие позитивные нормы-предписания и всеоб­щие запрещающие нормативы. При построении диалекти­ческой программы действий нужно иметь в виду, что она одновременно является не только «положительной», но и «отрицательной» эвристикой. Это и означает, что регуля­тивные принципы и требования гносеологии и методоло­гии научного исследования выступают в двоякой форме — как рекомендации и как запреты. Например, требование объективного подхода к познаваемому объекту есть в то же время запрет «примысливания» субъекта к объективной ситуации (что, кстати, весьма трудно выполнимо).

Таким образом, диалектико-материалистическая мето­дология реально функционирует не в виде жесткой и одно­значной совокупности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих прин­ципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности. Дело в том, что «...мыш­ление по своему характеру есть нечто довольно однородное и универсальное; Влекомое глубочайшим внутренним све­том, оно не сводится к набору механически применяемых правил и не может быть разделено водонепроницаемыми

1 Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. С. 100.


__________________________Глава VII

переборками на такие отсеки, как мышление историчес­кое, философское, математическое и другое»1.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа дея­тельности, в развитии таких категориальных форм, кото­рые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Од­нако каждая такая форма не есть зеркальное отражение пос­ледней, и она не превращается автоматически в методоло­гический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеоб­разных предписаний, которые (в сочетании с регулятива­ми других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, 'служит основанием для последующего субъективного использования их в ка­честве средства познания и практического овладения дей­ствительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к уни­версальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интере­суют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие, «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулирован­ные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способ­ствовать адекватному постижению соответствующей пред­метной области и познанию истины. Вот почему все чаще приходится слышать от ученых призывы к созданию при­кладной философии — своеобразного моста между всеоб­щими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.

1 Вейль Г. Математическое мышление, М., 1989. С. 5.


Диалектический и метафизический методы мышления...______

Как пишет в этой связи академик А. Б. Мигдал, «законы диалектики можно превратить в нетривиальные высказыва­ния, только наполнив их конкретным содержанием. Это и должна делать прикладная философия для каждой науки в отдельности»1. Разработка диалектико-материалистического метода в этом аспекте, несомненно, будет способствовать как повышению качества методологических исследований в целом, так и его «экспансии» на новые предметные обла­сти, расширению спектра проблем, решаемых с его актив­ным «участием».

Проиллюстрируем сказанное на примере двух важней­ших принципов диалектического метода — принципов ис­торизма и противоречия.



Просмотров 834

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!