Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска



Принцип историзма

Историзм — философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси вре­мени в виде целостного неразрывного единства таких со­стояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие ос­новные требования: а) изучение настоящего, современно­го состояния предмета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения после­днего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций даль­нейшего развития предмета.

Историзм требует изучать не только историю данного предмета, но и историю понятий, выражающих его изме­нение, развитие.

1 Мигдал А. Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 31.


VII

В современный период исторический подход получил довольно широкое распространение в научном познании. Притом не только в науках о живой природе и обществе, но и в так называемых неисторических науках, исследующих объекты неживой природы (механика, физика, химия и др.). Этому способствовали такие важные научные открытия, как установление фактов эволюции химических элементов, вве­дение понятия космологической эволюции и т. п.

Вот почему историзм — важнейшая сторона, аспект лю­бой науки, а не только тех, которые считаются исторически­ми. Подчеркивая это обстоятельство, известный физик В. Вайскопф отмечал, что «...фундаментальные проблемы фи­зики оказываются связанными с космосом в целом, с про­блемами вселенной, пространства и времени. Это приводит нас к наиболее интересной особенности современной науки — к ее историческому аспекту — данное положение придает фундаментальным исследованиям особое значение»1.

Хотя действительное историческое развитие идет в об­щем и целом от прошлого к настоящему и далее к будущему, теоретическое рассмотрение реальной истории, «размышле­ние над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противо­положный их действительному развитию. Оно начинается post festum (задним числом), т. е. исходит из готовых ре­зультатов процесса развития»2. А последние выступают пе­ред исследователем прежде всего в форме настоящего, кото­рое вбирает в себя прошлое в «сжатом виде» и является по­этому исходным пунктом исторического рассмотрения.

При изучении настоящего бытия данной развивающей­ся целостности познающий субъект должен:

1. Исходить из того, что она есть итог, результат про­шлого, которое присутствует в ней в «снятом» виде (а не исчезает бесследно), и одновременно — исходный пункт

1 Вайскопф В. Связь между физикой и другими науками // Успехи физических наук. 1968. Т. 95. Вып. 2. С. 316.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 85.

2*


Диалектический и метафизический методы мышления..._____

развития в направлении будущего, зародыши которого в ней формируются.

2. Подойти к настоящему творчески, конструктивно-критически как к закономерному звену самой истории ис­следуемой целостности.

3. Брать настоящее (если, конечно, это возможно) в состоянии его «полной зрелости и классической формы», так как специфические особенности развивающегося пред­мета выступают здесь в наиболее «чистом» виде.

4. Доводить анализ настоящего до выявления его имма­нентных противоречий, прослеживать их развитие, выявлять возможные пути их своевременного разрешения, ибо без этого нельзя понять тенденции развития данного явления.

5. Опираясь на настоящее, составить предварительное представление (пусть и схематичное) о рассматриваемой системе, о ее важнейших свойствах, элементах, функциях и т. п. Изучая настоящее бытие системы, познающему субъекту следует избегать, в частности, таких методологи­ческих ошибок:

1. Изображать настоящее как «венец развития», подхо­дить к нему некритически, как к раз навсегда данному го­товому результату, жесткой структуре, застывшей целост­ности.

2. Игнорировать, а тем более затушевывать, скрывать противоречия, присущие настоящему и выводящие данную целостную систему к ее будущему («некритический пози­тивизм», апологетика).

3. Переносить знания о настоящем механически, без всяких поправок на прошлое, осуществлять его произволь­ную модернизацию (презентизм) или на будущее (фаталь­но предопределенная экстраполяция), смазывая тем самым различия между этими качественно разными полосами раз­вития целостной системы. Нельзя также допускать искус­ственной архаизации настоящего. Чрезмерная «правка» прошлого (вплоть до его отождествления с настоящим), как и рассмотрение его в «первоначальной заданности» не способствуют его адекватному объективному познанию.


________________________________Глава VII

4. Не в меру сближать или наоборот чересчур раздвигать прошлое, настоящее и будущее конкретной целостности.

5. Стремиться познать прошлое, а затем и будущее дан­ной системы без «вируса современности», т. е. без опреде­ленных знаний о ее настоящем.

Следующий шаг в познании истории саморазвивающейся органической целостности — рассмотрение прошлого, где, в свою очередь, выделяется два основных этапа — выявле­ние генезиса (возникновения) этой целостности и этапов ее развития.

При рассмотрении генезиса предмета познающему субъек­ту необходимо:

1. Понять, что изучение его возникновения и последу­ющих фаз совершенствования и развития предмета не мо­жет даже начаться без понимания того, что это за предмет, каковы его качественная специфика, существенная опре­деленность.

2. Проанализировать предпосылки данного предмета, их виды и многообразие, механизм взаимодействия в процес­се его возникновения, роль каждого из них. Предпосылки — это совокупность элементов, процессов, явлений и т. п., которые создаются до и независимо от него, возникающего на их основе в качестве своеобразного продукта их взаимо­действия. Одни из них затем ассимилируются и становятся сторонами, моментами данного целого, результатами его бытия, конкретно-воспроизводимыми необходимыми фор­мами его жизнедеятельности. Другие способствуют (пре­пятствуют) его возникновению, не входя непосредственно в его состав, содержание. Различие между данными груп­пами предпосылок относительно.

3. Руководствуясь определенными объективными кри­териями, определить начало предмета как целостной систе­мы, т. е. тот отправной пункт, с которого развертывается его действительная история — как со стороны качества, так и со стороны количества (абсолютный и относительный его возраст). Наиболее общими критериями начала предмета


Диалектический и метафизический методы мышления...______

(применяемыми в их единстве) являются: возникновение данной целостности как качественно своеобразной внут­ренне самостоятельной системы «снятых» и с данного мо­мента непрерывно воспроизводимых ее необходимых пред­посылок, которые стали ее элементами (объединенные в целое главным элементом); ее систематическое, достаточ­но прочное, устойчивое и широкое распространение; про­явление в определенной мере своей сущности в процессе самоформирования на основе своего собственного внутрен­него источника (прежде всего — основного противоречия).

4. Исследовать тот специфический этап истории уже возникшего предмета, когда происходит «становление сис­темы целостностью». Это становление есть переход от не­зрелого, слитного, сплошного целого, не расчлененного внутри себя на составные части, к органическому целому, развернувшему все свои свойства и моменты, многообра­зие и специфику содержания. Происходит сложный и кон­кретный переход от старого к новому, рост и укрепление нового, которое здесь является ведущей противоположнос­тью и обеспечивает дифференциацию всей целостности.

5. Постоянно иметь в виду, что создание предпосылок данной системы (в рамках предыдущей), ее начало, станов­ление и дальнейшее развитие невозможно понять без рас­смотрения развертывания, обострения и разрешения опре­деленных противоречий (основного — в первую очередь), которые лежат в основе всех этих процессов.

Изучая генезис предмета, познающий субъект должен избегать, в частности, таких методологических ошибок:

1. Пытаться выяснить возникновение предмета, не выя­вив (хотя бы в самых общих чертах) предварительно его специфические особенности, основные качественные ха-1 рактеристики и не ответив на вопрос: «что это за предмет?»

2. Смешивать предпосылки разных видов, не различать специфику каждого из них и их роль в генезисе предмета, не учитывать степень зрелости предпосылок и особенности механизма возникновения каждой конкретной целостности.


______________________________Глава VII

3. Смешивать предпосылки и законы первоначального генезиса какой-либо конкретной системы, когда ее нигде еще не было, с предпосылками и законами повторного ге­незиса аналогичной системы.

4. Выдавать отдельные элементы, «кусочки», компонен­ты данной системы за всю систему в целом, историю и законы предпосылок отождествлять с историей и законами самой развивающейся системы как качественно нового об­разования.

5. Недооценивать или совсем отвергать предпосылки предмета, полагая, что могут быть такие явления, которые возникают без предпосылок, из «ничего».

6. Механически распространять закономерности станов­ления данной целостности на всю ее историю, на все пос­ледующие этапы ее развития.

7. Действительную историю данного предмета расши­рять за счет его предыстории и включать в историю предме­та этап создания его предпосылок.

8. Отвергать тот факт, что в основе генезиса предмета (а затем и последующей его эволюции) лежат развитие, обострение и разрешение противоречий (прежде всего ос­новного противоречия).

9. Признавать развитие противоречий системы, но не их разрешение или понимать последнее неверно (см. об этом ниже).

При анализе этапов развития предмета познающему субъекту следует:

1. Изучив по возможности все качественно-своеобраз­ные этапы развития данной целостности, выделить среди них главные, необходимые, исследовать связь и различия между ними. Каждую из этих ступеней также следует рас­сматривать как определенную целостную систему, имею­щую специфическую структуру, свои «составляющие», эле­менты, связи и т. п., свои — но уже другого порядка — этапы развития и т. п.

2. В основание периодизации собственной истории предмета положить один или несколько признаков, когда


Диалектический и метафизический методы мышления...______

этот предмет рассматривается на уровне явления (формаль­ная периодизация) и ее основное противоречие, когда си­стема изучается на уровне сущности (диалектическая пери­одизация). При переходе от первого — эмпирического уров­ня ко второму — теоретическому формальная периодиза­ция не отбрасывается полностью, а сохраняется в «снятом» виде, подчиняется диалектической периодизации, исходя из которой предмет необходимо изобразить как «соверша­ющее процесс противоречие». Главные формы, ступени развертывания этого противоречия (прежде всего основно­го) и будут главными этапами саморазвития данной целос­тности, необходимыми фазами ее истории.

3. Установить общие закономерности, которые действу­ют на всех этапах истории данного предмета, т. е. свой­ственны всей его истории в целом.

4. Найти специфические особенности каждой из ступе­ней развития данного явления и главное внимание сосре­доточить на их изучении, так как именно они определяют сущность, природу данной ступени.

5. Вскрыть внутреннее единство общего (свойственно­го всем ступеням истории предмета) и единичного (свой­ственного одной из его ступеней), выявить их глубокую имманентную диалектику, найти всю цепь посредствую­щих звеньев, через которые осуществляется взаимопере­ход общего и единичного и разрешается противоречие между ними.

6. Воспроизвести историю данной целостности в логи­ке понятий, ориентируясь не на внешний, поверхностный, а на внутренний, сущностный порядок ее самоформирова­ния в историческом развитии, выявить сущность за види­мостью, необходимое за массой случайностей.

Изучая этапы развития конкретного предмета, позна­ющий субъект должен избегать ряда методологических ошибок:

1. «Застревать» на уровне формальной (по отдельным признакам) периодизации, не подниматься до обнаруже-


______________________________ Глава VII

ния основного противоречия предмета как основания его диалектической периодизации.

2. Полностью отвергать или, наоборот, слишком пре­увеличивать, абсолютизировать значение формальной пе­риодизации.

3. Смешивать главные, необходимые периоды истории предмета со второстепенными, случайными или последние выдавать за первые.

4. Закономерности высших (конкретных) ступеней раз­вития данного целого сводить к закономерностям низших (абстрактных) его ступеней.

5. Принципы низших фаз развития переносить механи­чески на высшие, применять их непосредственно для объяс­нения высших ступеней, игнорируя собственные законы последних.

6. Закономерности какой-либо одной ступени развития явления переносить на всю его историю или другие ступе­ни, игнорируя то общее, что свойственно всем периодам его истории.

7. Закономерности, присущие всей истории данной це­лостности, т. е. всем ступеням ее развития, распростра­нять на какую-либо одну из ее ступеней и, ограничиваясь только ими, отбрасывать специфические закономерности последней.

8. Не видеть целого ряда промежуточных звеньев, кото­рые связывают общее и единичное в историческом разви­тии данной целостности, растворять общие законы в спе­цифических или, наоборот, «разводить» их, считая, что они действуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга, — абсолютизировать (или, наоборот, игнориро­вать) либо те, либо другие закономерности.

9. Выражая этапы развития данной целостности в поня­тиях, механически копировать историю логикой, бездум­но, некритически, слепо «тащиться» (думая, что это и есть «конкретный» историзм) за поверхностно наблюдаемой, кажущейся последовательностью исторического саморазви­тия изучаемой целостности.

8. Зак. 52 .;225


Диалектический и метафизический методы мышления...______

10. Смешивать периоды разных уровней и порядков, в частности, закономерности становления (переходного пе­риода) механически распространять на весь предмет в це­лом, на всю его историю.

Предвидение будущего — третье звено в цепи логичес­кой операции, два предшествующих звена которой состав­ляют анализ настоящего и исследование прошлого. При рассмотрении будущего познающему субъекту надо:

1. Понять, что оно есть необходимый результат прошлого и настоящего и его можно более или менее надежно пред­видеть только'тогда, когда глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояние предмета, так и закономерности его изменения.

2. Проанализировать по возможности все имеющиеся тенденции, пути дальнейшего развития предмета, разоб­раться в их субординации, выделить среди них основную тенденцию и способствовать ее реализации, создав для это­го все необходимые условия.

3. При выявлении тенденций развития конкретного це­лого (или его этапа) брать данное целое (или его этап) в неразрывном единстве с их собственными, внутренне при­сущими им противоречиями. Выделить среди них главное, основное, проследить развертывание и разрешение его и всех других противоречий, ибо только так возникает новая, более высокая форма развития.

4. В самом общем виде, в соответствии с выявленными законами развития мысленно сконструировать контур, ма­кет, образ будущего данной системы по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам, «росткам»), ко­торые существуют в настоящем. А для этого нужно уметь найти и выделить из огромного числа других единичностей те «ростки», которые станут впоследствии компонентами будущей конкретно-исторической целостности.

5. Исходить из того, что при превращении в процессе развития бытия в форме настоящего в бытие в форме буду­щего те элементы, которые в первой системе взаимодей-


_________________________________Глава VII

ствия были единичными, подчиненными, но соответство­вали общей основной тенденций развития, во второй сис­теме становятся всеобщими, необходимыми, определяю­щими «лицо» данной системы.

6. При экстраполяции на будущее процессов настояще­го и прошлого (на основе познанных законов данных про­цессов) учитывать допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее указанные законы, возмож­ности изменения этих пределов и выбора определенных тен­денций из их спектра и т. д.

7. Способствовать прогнозной разработке альтернатив­ных вариантов развития данной целостности и выявлению наиболее оптимальных из них, обосновывать бесперспек­тивность остальных.

Исследуя тенденции развития предмета как целостной системы, его будущее, познающий субъект должен избе­гать, в частности, таких методологических ошибок:

1. Стремиться выявить тенденции развития этого цело­го, его будущее без знания его предшествующей истории (прошлого и настоящего) и законов изменения.

2. Пытаться обнаружить тенденции развития предмета без выявления и анализа всех тех противоречий, которые выводят его в будущее, или тем более скрыть, затушевать, «ликвидировать» объективно существующие в данном пред­мете противоречия при помощи определенных приемов.

3. Рассуждениями о будущем предмета подменять ана­лиз его современного состояния, «увиливать» от исследова­ния его настоящего бытия (где только и могут создаваться предпосылки будущего), прежде всего противоречий и за­кономерностей развития.

4. Игнорировать запрещающий аспект законов науки и пытаться вывести то, что ни при каких условиях в рам­ках будущего состояния данной целостности появиться не может.

5. Характеризовать будущее конкретного предмета (осо­бенно отдаленное) не в самых общих его чертах, а во всех его мельчайших деталях и второстепенных подробностях,


Диалектический и метафизический методы мышления... ______

не понимая неизбежной ограниченности, пределов любого предвидения, за которыми оно становится утопией, превра­щается в пустую, беспочвенную фантазию и прожектерство.

6. Чрезмерно погружаться в прошлое, застревать на от­
даленных от современной практики, «живой жизни» абст­
ракциях в ущерб анализу животрепещущих проблем насто­
ящего, уходить от поисков путей и форм его закономерного
перерастания в будущее. •:>'

7. Подгонять реальную действительность под предвзя­тые, надуманные схемы и формулы ее будущего развития, и этот умозрительно сконструированный заманчивый об­раз навязывать жизни, игнорируя тот факт, что будущее вырастает из реальных противоречий настоящего.

Это — философский, диалектический принцип, имею­щий объективной основой реальные противоречия вещей, вытекающий из закона единства и борьбы противополож­ностей и сводящийся к следующим основным требованиям (предписаниям): а) выявление предметного противоречия как отношения определенных противоположностей; б) все­сторонний анализ одной из противоположных сторон дан­ного противоречия в «чистом» виде; в) исследование дру­гой противоположности в «чистом» виде и со всех сторон; г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противо­положностей в целом на основе знания каждой из них с выявлением ведущей в данных условиях противоположнос­ти; д) определение места данного противоречия в системе других противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития данного противоречия; и) анализ механизма раз­решения противоречия как процесса и результата его раз­вертывания и обострения.

Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так назы­ваемых «логических» противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли и запрещаемых законами формальной логики. Отмечая важную роль противоречия


_________________________________Глава VII

(тождества противоположностей) в развитии познания, Ге­гель справедливо подчеркивал, что «противоречие есть кри­терий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуж­дения»1. Оно является необходимым моментом развития науки и тем самым делает ее живой и развивающейся.

История науки многократно и убедительно подтвердила данное гегелевское положение. Так, один из создателей квантовой механики, В. Гейзенберг, в этой связи писал: «Полезно вспомнить о том, что даже в самой точной науке, в математике, не может быть устранено употребление по­нятий, содержащих внутренние противоречия. Например, хорошо известно, что понятие бесконечности ведет к про­тиворечиям, однако практически было бы невозможно по­строить без этого понятия важнейшие разделы математи­ки»2, — как впрочем и всех других наук.

Уже на первом этапе познания противоречий (а затем и на последующих) нужно иметь в виду, что если в теорети­ческих определениях предмета обнаруживается противоре­чие, оно может иметь двоякую природу. Это либо «словес­ное, выдуманное» противоречие, т. е. «противоречие не­правильного рассуждения», либо отражение «живых проти­воречий живой жизни».

Устраняя первые противоречия, «избавляясь» от них (в чем велика роль соответствующего закона формальной логики), надо основное внимание уделять исследованию вто­рых. Причем «раздвоение единого» должно идти сначала по линии обнаружения и описания отношения противопо­ложностей на эмпирическом уровне, на поверхности, в виде их внешнего соотношения с тем, чтобы выйти к их внут­реннему, сущностному соотношению.

В ходе развертывания любого противоречия меняется характер соотношения составляющих его противополож-

1 Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2т. М., 1970. Т. 1. С. 265.

2 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. С. 127,


Диалектический и метафизический методы мышления..._____

ностей. В самом общем виде здесь прослеживаются три
основных этапа: а) преобладание взаимополагания проти­
воположностей над их взаимоисключением, особенно в на­
чале данного этапа; б) перевес второго момента над пер­
вым вплоть до резкого обострения полюсов противоречия
(конфликт, кризис); в) разрешение данного противоре­
чия и возникновение нового — кульминационный пункт
всего процесса. ;

Так, например, развертывание противоречия между ста­рой теорией и новыми фактами академик Н. Н. Семенов описывает следующим образом: «Вначале само противоре­чие в недрах старой теории выглядит достаточно общо и туманно. Ясно, что новый экспериментальный факт, ког­да и поскольку он понимается и осознается, противоречит старой теории, старым представлениям вообще; но далеко не ясно, где острие противоречия, где сосредоточено то узловое старое понятие, которое должно быть изменено. Постепенно — в результате новых экспериментов и уточне­ния самих старых понятий (раньше в таком уточнении не было нужды) — противоречие обостряется и суживается: в конце концов становится отчетливо ясным, какое именно старое понятие должно быть в первую очередь изменено. Противоречие достигает остроты предельно жестко сфор­мулированной антиномии»1. Последняя рано или поздно разрешается: возникает новое понятие, которое, будучи обычно качественной переформулировкой исходного поня­тия, одновременно становится «зародышевой формой» но­вой теоретической концепции.

А. Эйнштейн говорил, что все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реаль­ностью и нашими попытками ее понять, т. е. в процессе разрешения противоречия между этими полюсами. Харак­теризуя данный процесс, академик П. Л. Капица отмечал, что «наиболее мощные толчки в развитии теории мы на-

1 Семенов Н. Н. Наука и общество. С. 256. 230


_______________________________Глава VII

блюдаем тогда, когда удается найти неожиданные экспери­ментальные факты, которые противоречат установившим­ся взглядам. Если такие противоречия удается довести до большей степени остроты, то теория должна измениться и, следовательно, развиться. Таким образом, основным дви­гателем развития физики, как и всякой другой науки, яв­ляется отыскание этих противоречий»1 — с тем, чтобы пос­ледние — через сложную систему посредствующих звеньев — разрешить, а не «ликвидировать» или примирить их.

Неверно полагать, что если в предмете противоречие есть, то в мысли его быть не должно, ибо в этом случае мы ниче­го не узнаем о диалектике вещей и источниках их развития. Конечно, формально-логическая непротиворечивость тео­рии есть важное свидетельство правильности ее положений. Однако теория в ее целостности является истинной только тогда, когда в системе своих утверждений отражает проти­воречия самой действительности, что удостоверяется в ко­нечном счете лишь практикой.

Данное обстоятельство убедительно подтверждается ис­торией науки. Так, попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микроми­ра, привели Н. Бора к формулированию принципа допол­нительности. Согласно этому принципу, для полного опи­сания квантово-механических явлений необходимо приме­нять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую инфор­мацию об этих явлениях^как о целостных образованиях.

Н. Бор полагал, что микрообъект — ни корпускула, ни волна, ни их эклектическая смесь («с одной стороны — с другой стороны»). В принципе дополнительности выра­жается сложнейшее внутреннее соотношение противопо­ложных проявлений микрочастицы (а не их примирение и «нейтрализация»). Он есть своеобразный способ отраже-

1 Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. С. 15—16.


Диалектический и метафизический методы мышления..._____'

ния реальных противоречий объекта в логике соответству­ющих понятий, доходящий до тождества (единства) про­тивоположностей. При создании Н. Бором принципа до­полнительности «...в центре его философской мысли всегда стояло стремление к идеальному пониманию мира, к един­ству, вмещающему в себя напряжение противоположнос­тей»1, к тому, чтобы выразить это единство концептуаль­ными средствами как можно полнее и глубже.

В. Гейзенберг обращает внимание на то, что при этом речь идет вовсе не о дуалистическом, но «о вполне едином» описании атомных явлений. Необходимо совмещать про­тивоположные утверждения, «не впадая в логическое про­тиворечие»2. Названная необходимость не «отменяет» того, что и в самой совершенно новой области знаний «един­ственным обязательным требованием является отсутствие логических противоречий...»3, как важного условия отраже­ния реальных противоречий объекта.

Следовательно, надо стремиться избегать «противоречий неправильного рассуждения», чтобы верно отразить проти­воречия реальной действительности. В последней логичес­кие противоречия отсутствуют, ибо они — результат нечет­кости, неряшливости, непоследовательности мышления, что является следствием нарушения важнейшего закона формаль­ной логики — закона исключения противоречий (закона не­противоречия). Это значит, что всякое рассуждение (тем более научное) должно быть последовательным, не допус­кать возможности «логических» противоречий, в чем указан­ный формально логический закон и должен помочь.

Таким образом, антиномия, т. е. противоречие в теоре­тических определениях, а не противоречие «терминологи­чески-семантического происхождения», «...разрешается не

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 287.

2 Там же. С. 193, 117.

3 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

С. 80.


____________________________ Глава VII

путем уточнения понятия, отражающего данную форму раз­вития, а путем дальнейшего исследования действительнос­ти, путем отыскания той другой, новой, высшей формы развития, в которой исходное противоречие находит свое фактическое разрешение»1. Тем самым происходит разви­тие, углубление знания, его конкретизация, все более пол­ное и адекватное отражение в теориях, концепциях и т. п. «живых противоречий живой жизни».

Основные искажения принципа противоречия (тожде­ства противоположностей), нарушения, отступления от него:

1. Противоречия «устраняются» из реальной действи­тельности на основании того, что будто бы нет ничего проти­воречивого. Однако устранить реальные противоречия не­возможно, так же, как нельзя «ликвидировать» материю, движение, время и т. п.

2. Если объективные противоречия и признаются, то тотчас «вытесняются» в субъективную рефлексию, объяв­ляются продуктом сознания и к тому же чем-то случай­ным, а значит, подлежащим «устранению». Последнее осу­ществляется при помощи фраз, чисто словесным путем.

3. Противоречия в теории, отражающие реальные про­тиворечия, «понижаются до путаницы», т. е. «сходу», без изучения их природы, без проверки на практике, объявля­ются «логическими» противоречиями — результатом неряш­ливости, непоследовательности мышления, субъективной погрешности.

4. Внутренние противоречия, противоречия в самой сущ­ности предметов, сводятся к внешнему противопоставле­нию полюсов в разных отношениях и (или) в разное время.

5. Сохраняются «хорошие» и отбрасываются «дурные» стороны противоречий, что означает по существу игнори­рование реальных противоречий как таковых, как «живого единства» соответствующих противоположностей.

1 Ильенков 3. В. Диалектическая логика. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1984. С. 269.


Диалектический и метафизический методы мышления...______

6. Признание объективного противоречия и даже взаи­моисключения, борьбы противоположностей не доводится до признания его разрешения.

7. На основании того, что противоположности могут при определенных условиях превращаться друг в друга, полнос­тью стираются разграничительные линии, игнорируются качественные различия между ними.

8. Единство противоположностей либо превращается в их непосредственное, абсолютное тождество, полностью исключающее различие, либо из этого единства «изгоняет­ся» тождество составляющих его противоположностей, ос­тавляется лишь «борьба» между ними.

9. Осуществляется субъективистское, произвольное «со­здание» противоречий, искусственно объединяются эклек­тически сконструированные «противоположности» в «един­ство», ничего общего не имеющее с реальным единством действительных противоположностей.

10. Противоречия предмета просто перечисляются одно рядом с другим, но не выявляется их субординация, не выделяется главное, определяющее все другие его противо­речия, оно «растворяется» в многообразии последних.

11. Не подчеркивается — в определенных условиях — ведущая, решающая противоположность в данном проти­воречии, в конкретном единстве противоположностей.

12. «Раздвоение единого» понимается буквально как «рас­кол», т. е. как механическое, «топорное» разделение цело­го на две изолированные друг от друга части, лишь внешне связанные между собой или же полностью равнодушные друг другу.

13. Разрешение противоречия хотя и признается, но понимается как поверхностная смена, произвольная пере­становка, простая перемена мест составляющих его проти­воположностей без изменения их качества («перевертыва­ние ситуации»), скачка, восхождения и возникновения но­вого целого как нового единства противоположностей.

14. Если разрешение противоречия и признается, то понимается как примирение составляющих его противо-


_________________________________Глава VII

положностей, как их «переход в нуль» (как их «нейтрализа­ция») опять-таки без перерыва постепенности, без возник­новения качественно новых форм развития с новыми про­тиворечиями.

15. Под разрешением противоречия понимается превра­щение всего, чего угодно во что угодно (и когда угодно), а не данного явления (при вполне конкретных условиях и в определенное время) в «свое другое», именно «в свое дру­гое», а не вообще в другое.

16. Разрешение противоречия, взаимопревращение про­тивоположностей трактуется как их прямой и непосредствен­ный (без целого ряда промежуточных звеньев) переход друг в друга, конкретные условия такого взаимоперехода игно­рируются.

17. На основании того, что в мире много противоречий и что они связаны друг с другом, игнорируются принципи­альные различия между качественно различными типами противоречий: основные ставятся на одну доску с неоснов­ными, внутренние подменяются внешними и т. п.

Диалектический метод не исчерпывается, разумеется, двумя рассмотренными принципами, а включает в себя так­же принципы объективности, всесторонности, конкретно­сти, восхождения от абстрактного к конкретному, детер­минизма, единства качественной и количественной опре-деленностей и ряд других1.



Просмотров 1961

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!