![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Сущность процесса печати на фотобумагу
Для получения позитива высокого качества необходимо понять сущность процесса печати с сенситометрической точки зрения. С предыдущих разделов видно, что характеристические кривые фотобумаги и негативного фотоматериала состоят из одинаковых участков, но эти участки имеют различную длину и кривизну. С увеличением времени проявления негативного фотоматериала растут плотности всех участков и увеличивается наклон растет коэффициент контрастности. То же явление подается и на начальной стадии проявлении фотобумаги. В начале проявления при времени коэффициент контрастности увеличивается. При времени проявления кривая приобретает устойчивую форму, т. е. ее наклон перестает изменяться, она только перемещается влево параллельно самой себе. Значит, при времени проявления, большем, растут оптические плотности, а контраст не изменяется. Это явление можно наблюдать на практике при проявлении фотоотпечатков. После появления первых следов изображения большие плотности быстро нарастают, а затем к концу проявления их изменение становится почти незаметным для глаза. Это значит, что характеристическая кривая приобрела устойчивую форму. Если остановить процесс проявления раньше, то не получатся достаточные плотности и контраст изображения, т. е. фотобумага будет недопроявлена. При печати различные участки фотобумаги получают не одинаковые экспозиции, так как свет источника ослабляется различными участками негатива в зависимости от их плотности по-разному. Необходимо выдержку при печати подбирать так, чтобы интервал плотностей негатива уложился на участке характеристической кривой, соответствующей полезному интервалу экспозиции фотобумаги. Промежуточные по плотности участки негатива дают промежуточные почернения на фотобумаге, лежащие между точками В этом случае позитив будет иметь и достаточно светлые, и плотные участки с хорошей проработкой деталей. Если выдержку при печати уменьшить, то все плотности негатива получатся на позитиве меньшими почернениями, чем в первом случае. На характеристической кривой фотобумаги плотности всех участков переместятся вниз. Минимальной плотности негатива будет соответствовать небольшая плотность в позитиве (0,8), а две больших плотности негатива вовсе не получатся на позитиве, так как через них пройдет настолько малое количество света, что никаких изменений в светочувствительном слое фотобумаги не произойдет. После проявления на этих участках не будет никаких почернений. При недодержке нет достаточно плотных мест на позитиве и происходит потеря деталей в светлых участках.
Сенситометрия фотобумаг Особенности сенситометрии фотобумаг по сравнению с сенситометрией кинофотоматериалов на прозрачной основе. Сенситометрия чёрно-белых фотобумаг. Методика Гилёва. Классификация фотобумаг по результатам сенситометрических испытаний СЕНСИТОМЕТРИЯ ФОТОБУМАГ — сенситометрическое испытание фотобумаг производится аналогично испытанию материалов на прозрачных подложках. Характерной особенностью метода является то, что с увеличением времени проявления характеристическая кривая принимает постоянную устойчивую, стабильную форму, но передвигаемся при этом влево, что означает увеличение светочувствительности. Ввиду того, что при построении изображения на бумаге используется почти вся характеристическая кривая, определение коэффициента контрастности для фотобумаги непрактично. Вместо него определяется средний градиент по формуле: g=?DgLg, где ?dg — полезный интервал плотностей; Lg — полезный интервал экспозиции. Светочувствительность бумаги определяется как величина, обратно пропорциональная экспозиции, соответствующей средней точке полезного участка характеристической кривой. Практический способ испытания фотобумаг, разработанный в ГОИ С. С. Гилевым, основан на получении на испытуемой бумаге контактного отпечатка со специального теста ГОИ для испытания бумаг. Тест содержит три негатива одного и того же сюжета, различающихся по контрасту интервалу плотностей. В зависимости оттого, какой отпечаток из трех получается наилучшим, бумагу относят к сорту нормальной, контрастной или особо контрастной. Тест содержит также ступенчатый клин и светофильтры. По отпечатку клина определяют величину Lg. Величина ?Dg близка к величине Dmax бумаги. Светофильтры служат для проверки на светочувствительность во избежание вуалирования бумаги при ее обработке. Интервал полезных экспозиций у фотобумаг гораздо меньше, чем у негативных фотоматериалов, поэтому желательно, чтобы различие в экспозиции соседних полей сенситограммы было бы меньше, чем при испытаниях негативных слоев. Обычно используются сенситометры, У которых разность логарифмов экспозиции равна 0,15 или 0,10, но для специальных целей имеются приборы с константой 0,05 и 0,025. Значительные отклонения фотобумаг от закона взаимозаместимости делают более желательным применение приборов со шкалой интенсивности. В настоящее время в качестве неофициального стандарта источника света при испытаниях позитивных фотоматериалов принята вольфрамовая лампа накаливания с цветовой температурой 2854° К. Эта температура ниже цветовой температуры многих ламп, используемых для проекционной печати, но для фотобумаг, чувствительных к сине-голубой области спектра, эта разница несущественна. В то же время лампы с такой цветовой температурой имеют более постоянные характеристики. Обработка должна следовать непосредственно за экспонированием, так как у фотобумаг скрытое изображение вскоре после экспозиции заметно ослабевает. Обработка фотобумаг предъявляет менее строгие требования, чем обработка негативных материалов. Эмульсионный слой фотобумаг тоньше, кроме того, фотобумага, в отличие от большинства негативных материалов, почти всегда проявляется приблизительно до конца. Для приближения к практике следует использовать проявитель, рекомендованный для данной фотобумаги, время и условия проявления также должны возможно ближе соответствовать этим рекомендациям. Для контрольной и сравнительной сенситометрии принят американский стандарт. Стандартом обусловлены: 1 стандартный метолгид-рохиноновый проявитель; 2 температура 20° С; 3 покачивание кюветы для перемешивания раствора; 4 время проявления 1,5 мин; 5 использование кислой фиксажной ванны и кислого останавливающего раствора перед фиксированием, чтобы предотвратить дальнейшее проявление изображения; 6 пятиминутная промывка и 7 сушка при температуре воздуха не выше 40° С. Черно-белые фотобумаги по ряду сенситометрических свойств значительно отличаются от фотографических материалов на прозрачной подложке. Они имеют малую светочувствительность, небольшой интервал полезных экспозиций и невысокие значения максимальной плотности. Кинетика проявления фотобумаг отличается от кинетики проявления фотопленок или фотопластинок. Фотобумаги должны проявляться быстро, чтобы массовая печать занимала мало времени. Проявляют фотобумаги до максимальной контрастности, поэтому очень трудно регулировать величину контраста продолжительностью проявления. Чтобы получить позитивное изображение с необходимым контрастом, применяют фотобумаги с различной степенью контрастности. Следовательно, основные сенситометрические характеристики фотобумаг — контрастность и светочувствительность — определяют иначе, чем характеристики фотоматериалов на прозрачной подложке. Испытание фотобумаг проводится при помощи специального тест-объекта ПС-24, входящего в комплект сенситометра ФСР-41. Тест-объект представляет собой стеклянную пластинку, на которую нанесены следующие составляющие: три негатива одного сюжета, но разной степени контрастности: И, К и ОК. Наибольщий контраст имеет негатив Н, минимальный — ОК. Эти негативы предназначены для определения контраста фотобумаги. С негатива И наилучшие отпечатки получают на мягких и нормальных фотобумагах, с негатива К — на контрастных, с негатива ОК — на особоконтрастных; ступенчатый оптический клин для получения сенситограммы, по которой может быть построена характеристическая кривая или визуально определены светочувствительность и полезный интервал экспозиций. В качестве модулятора применяется ступенчатый оптический клин с постоянной Кс, равной 0,100+0,005. Допускается применение ступенчатого клина с постоянной 7^0 = = 0,150+0,003. Оптические плотности почернений на сенситограммах измеряют на середине их полей в отраженном свете. Минимальный размер измеряемой площади 4 мм^. Измерения делают на нескольких образцах. Окончательным результатом считают среднее арифметическое из полученных данных. Оптические плотности измеряют на денситометрах ЦД-7 с приставкой, фотометрах ФМ, RD-519-Макбет и др. Сенситометрические показатели фотобумаги могут быть определены как с построением характеристических кривых, так и без них. Характеристические кривые строят на сенситометрическом бланке по ГОСТ 10691.0—73 или на миллиметровой бумаге. Число светочувствительности фотобумаги находят по формуле 5=100/Клу7;, где 100 —постоянный условный коэффициент; Я1 и Яг — экспозиции для ступеней клина, под которыми на сенситограмме получены крайние различимые изображения ступеней. Число светочувствительности должно определяться как среднее арифметическое значение не менее чем двух параллельных испытаний. Допустимые расхождения между этими испытаниями не должны превышать 10%. Полученные результаты округляют следующим образом: Значения светочувствительности Округление, до S, ед. гост 1,0-2,0 0,1 2,1—5,0 0,2 5.2—10,0 0,5 10,5-20 1,0
Полезный интервал Полезный интервал экспозиций по крайним изображениям ступеней клина измеряют в связи с тем, что при получении позитивного изображения на фотобумаге используется практически вся характеристическая кривая, включая нелинейные участки. Как и для фотоматериалов на гибкой подложке, определяют максимальную оптическую плотность Дмакс и оптическую плотность вуали Do. Отличительной особенностью сенситометрии фотографических бумаг является измерение фотографической гибкости, под которой понимается отношение величин светочувствительности при проявлении в течение 6 и 2 мин, выраженной в процентах: Сенситометрические испытания цветных фотоматериалов заключаются в получении сенситограмм для каждого из эмульсионных слоев и построении характеристических кривых. Сенситометрические показатели определяют для каждого из слоев, а также для всего фотоматериала в целом. При испытаниях определяют светочувствительность So, коэффициент контрастности у, фотографическую широту L, плотность вуали Do, баланс по чувствительности Бв и баланс по контрастности Б^. В качестве сенситометра используют прибор ЦС-2М, измерение плотностей почернений проводят при помоши описанных выше денситометров ЦДФЭУ, ДП-1 и др. Экспонированные и проявленные сенситограммы измеряют последовательно через три цветных светофильтра, установленных в ходе лучей от источника света денситометра. Плотность желтого цветоделенного изображения определяют за синим, пурпурного— за зеленым, голубого — за красным светофильтром. Суммарную плотность цветного негативного изображения, образованного во всех трех слоях фотоматериала, оценивают в величинах копировальной плотности D^.n. За единицу D^.n принимают величину оптической плотности на одном из слоев цветного позитива, дающего такой же эффект, как нейтрально-серое серебряное изображение с плотностью 1,0. Плотности материалов, изображения которых предназначаются для визуальной оценки, определяют в единицах визуальных эквивалентно-серых плотностей (Овэсп)” плотности материалов, предназначаемых для копирования,—в единицах копировальных цветоделенных плотностей. За единицу ВЭСП принимается поверхностная концентрация данного красителя, при которой он в сочетании с определенными концентрациями двух других красителей дает визуально-серое поле с визуальной плотностью, равной единице. Значения критерия светочувствительности и постоянного коэффициента для каждого вида испытываемого материала соответственно равны: 0,2 и 1,6 —для негативных кинопленок; 0,15 и 2 — для негативных фотопленок общего назначения; 0,9 и 10 — для контратипных и позитивных кинопленок, технических позитивных пленок, а также обращаемых кинопленок для телевидения (для съемки и контратипирования), любительской кинематографии, профессиональной и любительской фотографии; 0,85 и 20 —для технических негативных пленок. При определении светочувствительности рекомендуемую степень проявленности негативных и позитивных кинопленок оценивают средним градиентом, остальных материалов — коэффициентом контрастности.
![]() |