Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметомееисследованияявляются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих культурных процессов и яв­лений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.

Культурология не только изучает предпосылки и факто­ры, под влиянием которых возникают, формируются и раз­виваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохране­нии и передаче культурных ценностей.

Культурология изу­чает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.

Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду 3 основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретически-самостную. Соответственно, в культу­рологии различают философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом некоторые культурологи нередко ошибочно противопоставляют все эти три об­ласти культурологического познания.

В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследо­вания культур много дали для их понимания, одновремен­но такие исследования обессмыслили культурологию. Он, фиксируя противоречие между философским и научно-теоретическим подходом к культуре, опирается на анализ истории становления культуроло­гической проблематики. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специ­фике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека.

В. Межуев утверждает, что философское пони­мание культуры представляет собой "понимание не любой культуры а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в исто­рии».

Поэтому, по В. Межуеву, "философия выясняет не тео­ретическое, а практическое отношение человека к культу­ре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае не "человек вообще", не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, сталее творцом и носителем".

Культуролог Э. А. Орлова противопоставляет теоретиче­ское (научное) познание культуры не только философско­му, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизиче­ский характер) и "недоступен эмпирической проверке", а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре "осуществляется методологический синтез сис­тематического описания явлений культуры с их объясне­нием. В науках о культуре основной целью становится по­нимание того, как происходит формирование и становле­ние явлений и событий культуры, что в культуре повторя­ется, а что остается уникальным и почему, в каком на­правлении и по каким причинам осуществляются культур­ные процессы".

При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисципли­ны антропология, социология, психология история педа­гогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культур­ные явления

В теоретическом слое много разных школ и даже инди­видуальных версий культуры. Есть "семиотические" вер­сии культуры (Ю. Лотмана), "литературоведческие" (М. Бахтин С. Аверинцев), "диалогические" (В. Библер), "исто­рические" (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К.Клакхон) "антропологические" (М. Мид) и т. д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается.

Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному вы­воду о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук.

Понятие "культура" подразумевает не теорию или мо­дель, позволяющую двигаться к "правильному" объясне­нию человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

Таким образом, понятие "культура" фиксирует точку зрения исследо­вателя на совместную жизнь людей, а не на некоторый ре­ально существующий "объект". Но с другой стороны суще­ствует античная культура, средневековая культура, рос­сийская культура, или такой объект, как "культура вообще", то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.
3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.
4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.
5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.
6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.
7. Биографическийметод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:

1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко - культурных процессов.
2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.



Просмотров 4742

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!