Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Изменение народно-хозяйственных пропорций



На развитие промышленности, как и на развитие сельского хозяйства, оказало влияние различное видение экономического развития страны Маленковым и Хрущевым — основными идеологами реформирования страны. В августе 1953 г. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых заключалась в смягчении социальной напряженности в обществе за счет переноса центра тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности (группы "Б") и сельского хозяйства. Цель изменения народно-хозяйственных пропорций состояла в значительном улучшении снабжения населения товарами первой необходимости в ближайшие 2—3 года. С такой политикой поначалу все были согласны, поскольку доля группы "А" в общем объеме промышленного производства в 1953 г. составляла 70% и в развитии народного хозяйства имелся существенный перекос. По плану 1953 г. рост производства товаров для народа должен был обогнать выпуск средств производства на 2%. В целом развитие группы "Б" в первой половине 1950-х годов отличала положительная динамика. К примеру, продукция пищевой промышленности выросла в 1,6 раза. Люди практически сразу же почувствовали существенное улучшение уровня и качества жизни.

Однако при снятии Маленкова с должности именно его экономические идеи, в которых виделось отступление от "праведной" линии и даже "правый уклон" были поставлены ему в вину. В печати началась кампания против "отдельных экономистов", которые проявляли опасную недооценку развития тяжелой промышленности. Итог этой кампании был подведен в докладе Хрущева на ХХ съезде. "Противопоставление легкой промышленности развитию тяжелой индустрии" прекратилось, доля группы "Б" начала год от года сокращаться. Перекос народно-хозяйственных пропорций достиг опасных пределов в начале 1960-х годов, когда производство средств производства подошло к 75%.

Появление новых отраслей

Хрущев ориентировался в своей промышленной стратегии на два основных фактора: научно-технический прогресс и административные реорганизации. Развитие научно-технического прогресса в Советском Союзе приобретает военно-промышленную направленность, поскольку опирается на существенный задел, созданный в предшествующие годы. Его технологической основой стал сверхвысокий уровень развития физики, которая в эти годы занимает лидирующее положение в мире, а также других точных наук. В 1954 г. в подмосковном Обнинске дала первый ток атомная электростанция, что означало появление новой отрасли промышленности — ядерной энергетики. Вслед за первой атомные станции стали строиться по всей стране. В 1950-е годы были построены Сибирская, Ново-Воронежская, Белоярская АЭС.В 1959 г. был спущен на воду атомный ледокол "Ленин", предназначенный для провода караванов судов по Великому Северному морскому пути и водам Арктики. В эти же годы Военно-Морской флот получил на вооружение первые атомные подводные лодки.

Успешно развивалась и электроэнергетика, превратившая "покорение водной стихии" в символ времени. В грандиозное пропагандистское шоу было превращено перекрытие Волги 30 октября 1955 г. при строительстве Куйбышевской ГЭС.В эти же годы были введены в действие такие гиганты, как Сталинградская и Каховская электростанции. Спроектированные еще по "сталинскому плану преобразования природы" ударными темпами вводились в строй гигантские электростанции, которые должны были составить базу энергетических систем в отдельных районах страны, а позже войти в единую энергетическую систему СССР.Ввод этих станций в действие дал быстрый результат: производство энергии достигло в 1955 г. 170 млрд кВт. · ч, превысив уровень 1950 г. на 87% при плане 80%. Такой "энергетический бум" позволил радикально повысить энерговооруженность труда во всех отраслях, что на практике означало сокращение доли ручного труда. В первую очередь это коснулось добывающей промышленности, где внедрялись прогрессивные методы бурения нефти и газа, а также отсталую в области механизации угольную отрасль. Там энергетические мощности, прежде всего применение угольных комбайнов, увеличились более чем в 2 раза. Никто не задумывался тогда над тяжелыми экологическими последствиями строительства ГЭС и АЭС.Бездумное затопление огромных территорий и легковесное отношение к "мирному атому" отозвалось трагедией позже.

Успехи в математике оказывали непосредственное влияние на развитие вычислительной техники и баллистики. Это позволило в начале 1950-х годов кардинально решить проблемы производства ракетоносителей и существенно повысить дальность полетов. Параллельно в космической отрасли создавалась инфраструктура, обеспечивающая предстартовую подготовку: были построены космодромы Капустин Яр, Плесецк и Тюратам (Байконур). Эпохальными событиями, выходящими далеко за рамки чисто научных достижений, стал запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли и 12 апреля 1961 г. космического корабля с человеком на борту. Первым космонавтом стал Ю.А.Гагарин.

Транспорт

Неравномерность "приоритетной" стратегии была особенно заметна в развитии транспорта. Одновременно с космической индустрией развивается авиация, возникает гражданский воздушный флот. В эти годы ГВФ пополняется такими самолетами, как Ил-12, Ан-2, Як-12, вертолетом Ми-4. В 1956 г. гражданские летчики приступили к эксплуатации реактивного самолета ТУ-104, долгие годы потом служившего отечественной авиации. Это позволило "Аэрофлоту" открыть регулярное воздушное сообщение со всеми столицами социалистических стран, а также с Австрией, Афганистаном и Финляндией.

В 1954 г. в Москве была введена в действие кольцевая линия метрополитена, началось строительство метро в Ленинграде. Энергетический потенциал страны позволил, наконец, заменить паровозы на тепловозы и электровозы, особенно на грузонапряженных участках. В начале 1950-х годов была построена Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, улучшившая транспортное сообщение Кузбасса с Уралом. Дешевые энергия, топливо и рабочая сила вели к экстенсивной эксплуатации железных дорог. Регулярно отправляя комплектующие из Белоруссии в Свердловск, где их можно было делать на месте, чиновники особо не задумывались над экономическими последствиями своих "географических открытий".

Несмотря на то что грузооборот автомобильного транспорта вырос в 2 раза, дорожная сеть производила удручающее впечатление. В убогом состоянии находились даже центральные автомагистрали, не говоря уже о местных дорогах, которые не имели даже твердого покрытия.



Просмотров 711

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!