Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Товарное производство, условия его возникновения



Товарное производство является более сложной формой экономической жизни людей. Это производство продуктов не для собственного потребления, а для купли-продажи, обмена.

Для возникновения и существования товарного производства необходимы два условия:

1) общественное разделение труда, ибо если его нет, то нет и нужды в обмене;

2) экономическое обособление производителей друг от друга. Оно впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства.

 

 


Дальнейшее расширение обмена привело к зарождению посреднической деятельности (торговли) и выделению купечества.

Признаки проявления экономической обособленности товаропроизводителей:

■ формы и границы присвоения средств и результатов производства;

■ самостоятельное определение объемов производства, установление цен, распределение полученной прибыли и т.д.;

■ независимость в управлении производством и сбытом продукции;

■ самостоятельность в выборе поставщиков сырья, электроэнергии, комплектующих изделий, ответственность за выполнение контрактов, договоров;

■ самофинансирование, экономический риск, самоокупаемость и др.

Товарное производство — это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар.

Товарное производство бывает двух видов: простое и всеобщее (капиталистическое). Общность обоих видов товарного производства заключается в следующем:

■ они основываются на частной собственности на средства производства, хотя и в различных ее формах;

■ экономические связи между людьми и предприятиями осуществляются посредством обмена;

■ экономическое развитие в масштабе общества носит стихийный характер;

т конкуренция товаропроизводителей, которая может одних приводить к разорению, а других к обогащению.

 

12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка

Для возникновения и существования рынка необходимы два условия:

1) общественное разделение труда. В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом. Если нет общественного разделения труда, то нет и нужды в обмене, т.е. в рынке;

2) экономическое обособление производителей друг от друга. Оно впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства.

Обмен— это форма экономических связей между производителями.

Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. В житейском, обыденном смысле рынок — это место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей отнюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом творения отдельной личности или государства, а возникли объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. 

Рынок предполагает наличие двух субъектов — продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Это -домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения.

Объекты рыночных отношений — это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д.

Условия развития рынка

1. Неограниченность количества участников рынка. Занятие предпринимательской деятельностью должно быть доступно для любого желающего. Каждый человек должен иметь право стать предпринимателем в той или иной форме.

2. Свобода предпринимательского и потребительского выбора. Производители сами решают, какие товары, когда и в каком количестве производить, кому и по каким ценам их продавать. Товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда. Рыночная свобода требует полной самостоятельности и независимости экономических субъектов.

3. Отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. Экономическая конкуренция предполагает наличие на рынке значительного, ничем не ограниченного количества покупателей и продавцов и их полную свободу выбора.

4. Беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Никто и ничто не должны сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов в свободной рыночной экономике происходит благодаря развитой системе горизонтальных связей, опирающейся на такие экономические институты, как банки, биржи, оптовые предприятия и т.д. Они служат каналами перераспределения ресурсов, инструментом наиболее выгодного вложения капитала и сбережений населения. Мобильность ресурсов, в свою очередь, воздействует на структурные изменения в рыночном хозяйстве, обновление производства.

5. Полная информированность участников рынка о его состоянии (свободный доступ к информации). Ни один предприниматель не станет вкладывать средства в предприятие, если он не информирован о сложившейся и ожидаемой рыночной конъюнктуре, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах.

6. Личный интерес. Главным мотивом деятельности рыночных субъектов является личный интерес. Это относится и к собственникам материальных ресурсов, стремящимся продать или сдать их в аренду подороже, и к наемным работникам, предлагающим на наиболее выгодных для себя условиях реализацию своего физического или интеллектуального потенциала.

 

 

Структура и функции рынка



Просмотров 2166

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!