![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Товарное производство, условия его возникновения
Товарное производство является более сложной формой экономической жизни людей. Это производство продуктов не для собственного потребления, а для купли-продажи, обмена. Для возникновения и существования товарного производства необходимы два условия: 1) общественное разделение труда, ибо если его нет, то нет и нужды в обмене; 2) экономическое обособление производителей друг от друга. Оно впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства.
Дальнейшее расширение обмена привело к зарождению посреднической деятельности (торговли) и выделению купечества. Признаки проявления экономической обособленности товаропроизводителей: ■ формы и границы присвоения средств и результатов производства; ■ самостоятельное определение объемов производства, установление цен, распределение полученной прибыли и т.д.; ■ независимость в управлении производством и сбытом продукции; ■ самостоятельность в выборе поставщиков сырья, электроэнергии, комплектующих изделий, ответственность за выполнение контрактов, договоров; ■ самофинансирование, экономический риск, самоокупаемость и др. Товарное производство — это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Товарное производство бывает двух видов: простое и всеобщее (капиталистическое). Общность обоих видов товарного производства заключается в следующем: ■ они основываются на частной собственности на средства производства, хотя и в различных ее формах; ■ экономические связи между людьми и предприятиями осуществляются посредством обмена; ■ экономическое развитие в масштабе общества носит стихийный характер; т конкуренция товаропроизводителей, которая может одних приводить к разорению, а других к обогащению.
12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка Для возникновения и существования рынка необходимы два условия: 1) общественное разделение труда. В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом. Если нет общественного разделения труда, то нет и нужды в обмене, т.е. в рынке; 2) экономическое обособление производителей друг от друга. Оно впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства. Обмен— это форма экономических связей между производителями. Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. В житейском, обыденном смысле рынок — это место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей отнюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом творения отдельной личности или государства, а возникли объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Рынок предполагает наличие двух субъектов — продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Это -домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения. Объекты рыночных отношений — это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д. Условия развития рынка 1. Неограниченность количества участников рынка. Занятие предпринимательской деятельностью должно быть доступно для любого желающего. Каждый человек должен иметь право стать предпринимателем в той или иной форме. 2. Свобода предпринимательского и потребительского выбора. Производители сами решают, какие товары, когда и в каком количестве производить, кому и по каким ценам их продавать. Товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда. Рыночная свобода требует полной самостоятельности и независимости экономических субъектов. 3. Отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. Экономическая конкуренция предполагает наличие на рынке значительного, ничем не ограниченного количества покупателей и продавцов и их полную свободу выбора. 4. Беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Никто и ничто не должны сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов в свободной рыночной экономике происходит благодаря развитой системе горизонтальных связей, опирающейся на такие экономические институты, как банки, биржи, оптовые предприятия и т.д. Они служат каналами перераспределения ресурсов, инструментом наиболее выгодного вложения капитала и сбережений населения. Мобильность ресурсов, в свою очередь, воздействует на структурные изменения в рыночном хозяйстве, обновление производства. 5. Полная информированность участников рынка о его состоянии (свободный доступ к информации). Ни один предприниматель не станет вкладывать средства в предприятие, если он не информирован о сложившейся и ожидаемой рыночной конъюнктуре, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах. 6. Личный интерес. Главным мотивом деятельности рыночных субъектов является личный интерес. Это относится и к собственникам материальных ресурсов, стремящимся продать или сдать их в аренду подороже, и к наемным работникам, предлагающим на наиболее выгодных для себя условиях реализацию своего физического или интеллектуального потенциала.
Структура и функции рынка
![]() |