![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Виды рынков и их классификация
По экономическому назначению рыночных объектов выделяют: Товарный рынок; 2) рынок информации; 3) финансовый рынок и 4) рынок труда. 1) Товарный рынок включает: - потребительский рынок-охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, жилья, зданий непроизводственного назначения. - рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, орудий труда, сырья, материалов, энергии, полезных ископаемых и др. 2) Рынок информации включает: - рынок инноваций - купля-продажа технических и социально-экономических новшеств, рационализаторских предложений, изобретений, патентов, технологических нововведений, т.е. ноу- хау. - рынок информационного продукта - сфера информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). - рынок интеллектуального продукта - знания, культурные ценности, информация, произведения искусства. По сути, рассмотренный выше рынок инноваций является частью более обширного рынка интеллектуального продукта. 3) Финансовый рынок включает: - рынок капитала - вложение капитала как в производственную, так и в непроизводственную сферу; - кредитный рынок — это рынок заемного капитала. - рынок ценных бумаг - продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя. - валютно-денежный рынок - купля-продажа иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты. 4) Рынок труда — это рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар. По территориальному признаку рынки делятся на местный (локальный), национальный (внутренний) и мировой (внешний). По организации рыночного обмена рынки подразделяются: - на оптовые (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются продавцами у производителей или на торговых биржах; - розничные (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, торговых палатках, с рук. По формам собственности выделяют: частный, кооперативный и государственный рынки. По степени соблюдения законности различают: легальный(официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки. Нелегальный рынок включает: - черный рынок— это подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография, люди, органы людей); — теневой рынок -торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, без торговых знаков, при неуплате или неполной уплате сборов, налогов, пошлин). Схематически классификация рынка выглядит следующим образом:
Функции рынка Регулирующая. Рынок оперативно реагирует на изменения происходящие в экономике. Если спрос на товар растет производители станут его больше производить, увеличивая этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Рынок воздействует на темпы, пропорций также на обновление производства. Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке. Информационная. Рынок представляет собой разнообразный источник информации, необходимый всем его субъектам: информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств. Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, обанкрочиваются. Производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество. Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде. Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.
Рыночная инфраструктура Совокупность взаимосвязанных организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово- посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы, банки, НКФО и др.
![]() |