Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Виды рынков и их классификация



По экономическому назначению рыночных объектов выделяют:

Товарный рынок; 2) рынок информации; 3) финансовый рынок и 4) рынок труда.

1) Товарный рынок включает:

- потребительский рынок-охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, жилья, зданий непроизводственного назначения.

- рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, орудий труда, сырья, материалов, энергии, полезных ископаемых и др.

2) Рынок информации включает:

- рынок инноваций - купля-продажа технических и социально-экономических новшеств, рационализаторских предложений, изобретений, патентов, технологических нововведений, т.е. ноу- хау.

- рынок информационного продукта - сфера информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение).

- рынок интеллектуального продукта - знания, культурные ценности, информация, произведения искусства. По сути, рассмотренный выше рынок инноваций является частью более обширного рынка интеллектуального продукта.

3) Финансовый рынок включает:

- рынок капитала - вложение капитала как в производственную, так и в непроизводственную сферу;

- кредитный рынок — это рынок заемного капитала.

- рынок ценных бумаг - продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя.

- валютно-денежный рынок - купля-продажа иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты.

4) Рынок труда — это рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар.

По территориальному признаку рынки делятся на местный (локальный), национальный (внутренний) и мировой (внешний).

По организации рыночного обмена рынки подразделяются:

- на оптовые (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются продавцами у производителей или на торговых биржах;

- розничные (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, торговых палатках, с рук.

По формам собственности выделяют: частный, кооперативный и государственный рынки.

По степени соблюдения законности различают: легальный(официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.

Нелегальный рынок включает:

- черный рынок— это подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография, люди, органы людей);

— теневой рынок -торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, без торговых знаков, при неуплате или неполной уплате сборов, налогов, пошлин).

Схематически классификация рынка выглядит следующим образом:

 

 


Функции рынка

Регулирующая. Рынок оперативно реагирует на изменения происходящие в экономике. Если спрос на товар растет производители станут его больше производить, увеличивая этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Рынок воздействует на темпы, пропорций также на обновление производства.

Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг.

Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

Информационная. Рынок представляет собой разнообразный источник информации, необходимый всем его субъектам: информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда.

Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, обанкрочиваются. Производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество.

Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.

Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

 

Рыночная инфраструктура

Совокупность взаимосвязанных организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово- посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы, банки, НКФО и др.

 



Просмотров 1444

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!