![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эластичность — чувствительность, быстрота реакции, интенсивность реакции; в нашем случае - сжатие или расширение спроса под воздействием ценового и других факторов
Лекция 3 Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса. 18. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения. 19. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия. 20. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса. Спрос — зависимость между количеством товара, который массовый потребитель покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара. Величина спроса — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, по которой покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И наоборот - снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса. Следовательно, между ценой и величиной спроса существует обратная связь.
*Приложение - дополнительное разъяснение зависимости между ценой и спросом Эту зависимость можно объяснить следующими причинами: 1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса. 2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается. 3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. «Эффект дохода» указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. «Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми. График функции спроса Это - графическое выражение связи между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели (кривая спроса (DD) (см. график) Неценовые факторы, влияющие на перемещение кривой спроса Уменьшение спроса Увеличение спроса (кривая спроса перемещается (кривая спроса перемещается Влево вниз) вправо вверх)
Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз. Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. *Приложение –дополнительное разъяснение Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как бы исключением из закона спроса. Например, когда: - при повышении цен на товары первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста); - при понижении цен на высококачественные товары роскоши спрос на них не растет, а снижается. Оказывается, эти товары покупают не только ради их потребительских свойств, а иногда, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста); - в кратковременном периоде с ростом цены на товар увеличивается и объем спроса на него. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен. *Приложение –дополнительное разъяснение Неценовые факторы спроса Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы: 1. Изменение вкусов покупателей (физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды). 2. Изменение числа покупателей (снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детское питание). 3. Изменение дохода (увеличение доходов повышает спрос на мясо, фрукты и снижает спрос на картофель, хлеб и т.д.). 4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом). 5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар). 6. Изменения в экономической политике государства (уменьшение налоговых ставок ведет к увеличению доходов потребителей, а, следовательно, к увеличению спроса).
Эластичность спроса Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем эластичности спроса по цене. Эластичность — чувствительность, быстрота реакции, интенсивность реакции; в нашем случае - сжатие или расширение спроса под воздействием ценового и других факторов. Эластичность спроса, как правило, велика при высоких ценах, а при снижении цен она сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.
![]() |