![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
Предложение— это количество товаров или услуг, предложенное дляреализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающиеих купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара: с повышением цены возрастает величина предложения, со снижением цены — сокращается предложение. Фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения товаров. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение товаров. Минимальная цена, по которой производитель-продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо его производство будет убыточно для производителя-продавца. Закон предложения можно выразить в форме таблицы или изобразить на графике в виде кривой. Кривая предложения – этографическое выражение связи между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое по этой цене будут предлагать производители-продавцы. Неценовые факторы, влияющие на перемещение кривой предложения График дать Уменьшение предложения- Увеличение предложения- Кривая предложения перемещается кривая предложения перемещается Влево вверх вправо вниз Увепичение напогов 1.Уменьшение налогов Удорожание ресурсов 2.Удешевление ресурсов Ухудшение технопогий 3.Улучшение технологий Уменьшение числа продавцов 4.Увеличение числа продовцов На рынке на рынке Увеличение цен на товары- 5.Уменьшение цен на товары-заменители заменители Спад цен на товары- 6.Рост цен на товары-дополнители дополнители
*Приложение –дополнительное разъяснение Неценовые факторы предложения. На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы: 1. Изменение цен на ресурсы, что сказывается на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы). 2. Изменение технологии (создание более эффективного средства против колорадского жука увеличивает предложение картофеля). 3. Изменение налогов и дотаций (повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции). 4. Изменение цен на другие товары (снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины). 5. Изменение ожиданий (ожидание снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции). 6. Изменение числа поставщиков (увеличение количества фирм, проводящих обувь, увеличит предложение данной продукции).
Эластичность предложения.
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле: К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения : процентное изменение цены Следует отметить, что для производителя-продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены. Поэтому они стремятся стать монополистами в производстве данного товара и искусственно ограничить объем выпуска, а следовательно, и величину предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. Сведя вместе эти понятия, можно выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара и решений производителей о его продаже определяет цену товара и количество, которое реально покупается и продается на рынке. Согласно закону спроса, импульс поведению покупателя- потребителя задает цена предложения (по которой производитель предлагает свой товар), которая затем сталкивается с ценой спроса (которую в состоянии и намерен уплатить покупатель-потребитель). Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа для него убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка для него убыточна). Если же цена отклонится в пользу спроса и оказывается ниже равновесной, то возникнет дефицит, при котором величина спроса превысит величину предложения.Состояние дефицита вызовет сокращение товарных запасов, усиление конкуренции между покупателями за приобретаемые товары, что усилит их готовность заплатить более высокую цену. В этой ситуации производители начнут повышать цену товара. Следовательно, избыток спроса оказывает повышающее давление на цену, и она будет расти до тех пор, пока не установится на равновесном уровне. Если же цена отклонится в пользу продавцов, будет выше цены равновесия, то усилится конкуренция между производителями, в эту отрасль устремится поток капитала из других менее доходных отраслей произойдет расширение производства выгодных товаров, а в итоге объем предложения превысит объем спроса. Такая ситуация вызовет затруднения с реализацией товара и увеличение товарных запасов, что окажет понижающее давление на цену. Это приведет к снижению цены до равновесной и к сокращению величины предложения, и в итоге — к ослаблению конкуренции товаропроизводителей. Вывод 1.Если рыночная цена превышает равновесное значение, то возникает избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. 2.Если рыночная цена ниже равновесного значения, то появляется избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. 3.Если рыночная цена равна равновесной - это устраивает покупателей и продавцов на короткий промежуток времени.
![]() |